Interested Article - Киевский авангард

Киевский авангард — неформальная группа композиторов-авангардистов, сформировавшаяся в Киеве в середине 1960-х годов. Состояла в основном из студентов, учившихся в Киевской консерватории в классе композиции, который вёл Борис Лятошинский . Объединение подвергалось давлению за прозападные музыкальные взгляды, отрыве от потребностей социалистической культуры.

История

Борис Лятошинский

Неформальная группа композиторов- авангардистов сформировалась в Киеве в середине 1960-х годов и в основном состояла из студентов, учившихся в классе композиции Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского ), который вёл композитор Борис Лятошинский . В связи с этим иногда это объединение ещё называют «школой Бориса Лятошинского» . Группа формировалась вокруг дирижёра Игоря Блажкова , который имел связи с зарубежными музыкантами, получал от них партитуры, записывал композиции зарубежных композиторов по радио и пропагандировал новую музыку . Изучение сочинений западных современников привело членов группы к появлению многочисленных произведений в различных направлениях авангарда: додекафония , сонористика , алеаторика , конкретная , а позже и электронная музыка. К членам группы относят следующих композиторов: Леонид Грабовский , Валентин Сильвестров , Виталий Годзяцкий , Владимир Губа , Владимир Загорцев , Пётр Соловкин, Виталий Пацера .

Музыковеды выделяют в украинской музыке два основных периода активного изучения и культивирования идей музыкального авангарда: 1920 — начало 1930-х годов и 1960-е годы . Однако «первая волна» музыкального авангарда не получила развития по причине продвигаемого в СССР искусства соцреализма и борьбы против буржуазного формализма . Нападки на новую музыку в Украине усилились после того, как 1 мая 1962 года в польском журнале «Ruch Muzyczny» появилась статья «Письмо из Киева». Она была написана женой Блажкова — музыковедом Галиной Мокреевой. В статье был приведён обзор творчества молодых композиторов, стремящихся работать не только в советской консервативной манере и дана положительная оценка их работ. В результате этого смелого выступления Мокреевой на Украине разгорелся скандал, а оппоненты официальной музыкальной линии подверглись давлению и преследованиям. Так, Галину Мокрееву отстранили от преподавания в музыкальной школе имени Лысенко при Киевской консерватории, а Блажкова уволили с должности дирижёра Государственного оркестра Украины .

Композиторы «Киевского авангарда» изучали творчество Игоря Стравинского , Белы Бартока , композиторов Новой венской школы ( Арнольд Шёнберг , Антона Веберна , Альбана Берга ), представителей послевоенного авангарда Эдгара Вареза , Джона Кейджа , Яниса Ксенакиса , Лучано Берио , Витольда Лютославского , других композиторов, пишущих в постсерийной технике (в частности польских). Киевские авангардисты- шестидесятники собирались на квартире родителей Сильвестрова, где обсуждали и слушали новую музыку, делились впечатлениями, показывали свои сочинения . Из-за различий с консервативными тенденциями официальных музыкальных кругов СССР, члены «Киевского авангарда» подвергались разного рода притеснениям. Леонид Грабовский , один из ведущих участников группы, позже вспоминал про то, в каких условиях им приходилось жить и работать, следующее:

В нас тыкали пальцами — о, авангардист. Один пианист говорил: «Я эти диаграммы играть не буду». Вообще у киевской публики в те времена было такое отношение: «Композитор? Гы-гы-гы ». Само слово «композитор» вызывало улыбку. Погромы в прессе, клевета, глупости — всё это не добавляло уверенности в себе. Ощущалась полная изоляция от более широкого социума .

После скандала с публикацией статьи Мокреевой в зарубежной прессе, Грабовскому препятствовали в поступлении в аспирантуру Киевской консерватории, а Сильвестрову — в Союз композиторов. Негативные отзывы, разоблачающие «авангардистскую музыку», стали появляться в республиканских изданиях. Звучали обвинения в том, что молодые музыканты являются « пятой колонной » и «внутренними эмигрантами» в советской стране. Известность получила статья, опубликованная в апреле 1963 года в газете «Радянська культура», в которой указывались на недостатки в системе профессионального музыкального образования и отрыве молодых музыкантов от потребностей социалистического общества .

Особое обострение отношений с официальными властями произошло во время пленума молодых композиторов в октябре 1970-го года. После обвинений в адрес киевских композиторов в том, что у них «нотные головки повёрнуты на Запад, надо с этим кончать», Блажков в ответ выкрикнул из зала: «Да заканчивайте вы!». После этого участники группы вместе с ним демонстративно покинули помещение, где проводился пленум. Некоторые члены группы были исключены за «хулиганство» из Союза композиторов УССР (Сильвестров, Годзяцкий) . Вскоре группа распалась, а исключённых из союза членов «Киевского авангарда» восстановили в организации лишь через три года, после того, как за них заступились Дмитрий Шостакович , Кара Караев , Арам Хачатурян и Мстислав Ростропович .

В 1970-е годы связи между членами группы ослабели, многие из них пошли своим путём в музыке. Так, наиболее известный композитор «киевской группы» — Сильвестров отошёл от авангарда, стремления к смелым экспериментам и стал работать в направлении, которое сам назвал «слабой музыкой» и «слабым стилем». К продолжателям музыкальных традиций киевского авангарда относят композиторов Ивана Карабица , Евгения Станковича , Олега Киву , Святослава Крутикова . Киевский пианист Евгений Громов , выпустивший в декабре 2017 года при поддержке Министерства культуры Украины сборник-антологию на 4 компакт-дисках «Киевский авангард 1960-х: школа Бориса Лятошинского» , составленный из произведений представителей группы, отмечал, что название «Киевский авангард» не совсем соответствует сути данного явления. По его мнению, в данном случае следует вести речь не об авангарде в традиционном понимании, как о радикально-революционном движении, а о музыкальном модерне: «Это продолжение того, что начали Шёнберг, Барток, Стравинский» . Современный украинский музыковед считает, что наиболее подходящим термином для описания процессов, которые имели место в музыке этого периода, является «неоавангард» .

Примечания

  1. Десятерик, Дмитрий. // День. — 2018. — 30 января ( № 15 ). 2 марта 2022 года.
  2. Кондратюк, Тетяна. (укр.) . Хрещатик . Дата обращения: 5 мая 2020. 25 мая 2020 года.
  3. Рудь, Полина. Контексти українського авангарду 60-х — 70-х років ХХ ст. // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Вип. 40 (укр.) . — Харків, 2014. — С. 331—341.
  4. (укр.) . tyzhden.ua. Дата обращения: 7 мая 2020. 12 апреля 2021 года.
  5. Авангардизм // Українська музична енциклопедія / Редкол. Г. Скрипник (голова) та ін. — Київ:: Видавництво Інституту мистецтвознавства, фольклористики та етнології НАН України, 2006. — Т. 1. А—Д. — С. 20—21.
  6. ΣΥΜΠΟΣΙΟΝ. Встречи с Валентином Сильвестровым / сост. А. Вайсбанд, К. Сигов. — Киев: Дух і літера, 2012. — С. 286—287. — 408 с. — ISBN 978-966-378-274-4 .
  7. Андрусик, Саша. . Українська правда. Життя . из оригинала 22 октября 2020 . Дата обращения: 5 мая 2020 .
  8. Морозова, Любовь. . Українська правда . из оригинала 27 сентября 2020 . Дата обращения: 5 мая 2020 .
  9. Мунипов, Алексей. . www.colta.ru. Дата обращения: 5 мая 2020. 19 сентября 2020 года.
  10. . Old Fashioned Radio (25 января 2018). Дата обращения: 12 августа 2020.

Литература

  • Балашова О., Герман Л. Искусство украинских шестидесятников. — Киев: Основы, 2015. — 384 с. — ISBN 978-966-500-362-5 .

Ссылки

Источник —

Same as Киевский авангард