Interested Article - Ванапаган

Кристьян Рауд , «Калевипоэг и Ванапаган» ( Тартуский художественный музей )

Ва́напа́ган ( эст. Vanapagan ) — герой эстонской мифологии и эстонского фольклора , в легендах дураковатый великан , противник Калевипоэга и Суур-Тылля , в сказках — противник своего работника Кавал-Антса; глупый бес эст. буквально — «Старый нечистый ») .

Происхождение

Один из «следов» ступни Ванапагана в природном парке

Начиная со 2-ого тысячелетия до н. э. , когда прибалтийско-финские племена стали заниматься подсечным , а позже переложным земледелием и соприкоснулись сначала с прибалтийскими, а затем с германскими и славянскими племенами , произошли значительные изменения в народных верованиях и обычаях. В этот период в Эстонии и Финляндии (отчасти под германским влиянием) распространились представления о великанах, деятельностью которых пытались объяснить происхождение валунов , холмов , ям, ложбин, озёр и т. п.

Существует множество легенд, интерпретирующих различные природные объекты и особенности как следы деяний борца с нечистой силой, великана Калевипоэга. При этом образ Великана слился с христианским Бесом , породив новый персонаж — Ванапагана . Ванапаган живёт на своём хуторе c женой, детьми, работниками и служанками; он более глупый, чем злобный, и его могут легко перехитрить умные люди, такие, например, как его работник Кавал-Антс (Хитрый Антс) .

Имя

Вопрос возникновения имени Ванапаган изучается давно, но окончательной ясности здесь не достигнуто. В сказаниях о Ванапагане представлены также другие его имена: злой дух ( эст. kurivaim ), сатана ( эст. saadan ), иуда ( эст. juudas ), старый дьявол ( эст. vanasaadan ), старый чёрт ( эст. vanakurat ), леший ( эст. tont ) и др. Леший — одно из наиболее распространенных имён, и многие камни, связанные с Ванапаганом, часто называются Тондикиви ( эст. Tondikivi — «Камень лешего») .

Слово pagan фольклорист Оскар Лооритс считает заимствованным из древнерусского языка . Это утверждение до недавнего времени было трюизмом , однако вызвало сомнения. Паган ( лат. paganus — «деревенский житель», «крестьянин») в нехристианском значении есть в языках многих европейских народов. Этнолог Антс Вийрес указывает на то, что слово паган в смысле ‘чёрт’ ( ‘нечистый’ ) появилось в эстонской печати только в 1818 году , а слитное имя «Ванапаган» ( Старый Паган ) возникло в течение 19-го столетия, получив дополнительный импульс из народных сказаний .

Описание

На процесс дифференциации эстонских великанов сильно повлияли публикации Фридриха Крейцвальда , и, в частности, его эпос «Калевипоэг». Калевипоэг и Тылль развились в сторону положительных героев, а Ванапаган превратился в отрицательного воина-гиганта, который начал сражаться против Калевипоэга и Тылля .

Подобно чёрту и скандинавским троллям , Ванапаган боится восхода Cолнца; известны сказочные мотивы, когда при дневном свете он окаменевал. Для Ванапагана характерно отсутствие корыстной хитрости и неприязни к людям — в этом отношении он отличается от дьявола , с которым, однако, часто обменивается как именами, так и мотивами. И вместе с тем поведение Ванапагана очень похоже на поведение Калевипоэга и Суур-Тылля. Он физически силён, но обладает скромными талантами .

В сказках Ванапаган часто боится волков и грозы . Это придаёт ему некоторое сходство с выходцами с того света, которые также боятся волков. Здесь может быть связь с германо-скандинавской мифологией , где волков называют «собаками Одина », и ужасный волк Фенрир поедает души умерших .

Во многих сказках ванапаганы фигурируют во множественном числе, и только один из них, самый приметный, называется Ванапаганом с большой буквы и в единственном числе. Эти ванапаганы живут в лесу, на болотах или в пещерах. Их можно опасаться как обманщиков, но они часто хорошо ладят с людьми. Деревенские жители ходят к ним в гости (на свадьбы , крестины , по случаю рождения ребёнка). На праздниках у Ванапагана всегда богатый стол. Но там нельзя креститься (налагать на себя крест) и читать христианские молитвы , иначе хозяин превратит еду в навоз .

В других случаях Ванапаган — космогонический персонаж, который создавал большие формы рельефа (горы, озёра), собирал валуны, разбрасывал их или перебрасывал с одного места на другое (часто с целью разрушить церковь ). Рядом с ним мог быть другой персонаж, называемый дедом, богом и т. п. В связи с этой ролью Ванапагана в нём заметны черты трикстера .

Аугуст Кицберг в своём письме Якобу Хурту от 3 февраля 1889 года писал, что этот персонаж может иметь и исторический подтекст. По его мнению, ванапаганы были древними эстонцами, которые не приняли христианство и бежали в отдалённые места. Возможно, там они совершали странные дела, чтобы их оставили в покое. Затем народные сказания и суеверия сделали из ванапагана беса .

Деятельность

«Камень Ванапагана» на острове Хийумаа

Ванапаган мог строить церковь , город , мост , реже — дом , мельницу , башню до небес и прочее. Он даже хотел принести камни для строительства Санкт-Петербурга . Работы, выполняемые Ванапаганом, всегда остаются незавершёнными. Например, между посёлком Азери и устьем реки в волости Виру-Нигула находятся длинные песчаные морские гряды (под водой они достигают трёх километров от берега). Камни на вершине одной из песчаных гряд в народе называют мостом Ва́наку́ради ( мост Старого чёрта ). Местные жители говорят, что Ванапаган хотел построить мост отсюда до Финляндии, но брёвна переломились .

В другой раз Ванапаган пытался построить мост между островами Сааремаа и Хийумаа , но это ему тоже не удалось: он нёс камни в подоле , но подол порвался, и камни высыпались .

Согласно ещё одной легенде, Ванапаган собирался побить Лейгера (это главный герой легенд Хийумаа) и набрал полные карманы камней, но трижды пропел петух , карманы порвались, и камни высыпались на землю деревни Изабелла . В этом месте находится охраняемый государством каменный могильник «Тондиские руины» ( Tondi taskuvare ), относящийся к концу 1-ого тысячелетия до Рождества Христова и к настоящему времени покрытый множеством больших валунов .

В деревне Сууремыйза на острове Хийумаа есть треугольный валун. Он находится в нескольких сотнях метров к северу от церкви Святого Лаврентия в . Его называют «Камень Ванапагана» (также «Тыллукиви»). Высота валуна 2,5 метра, охват — 13,8 метра. Является природоохранным объектом. По легенде, это один из трёх камней, которые рассерженный Ванапаган бросил в сторону церкви, когда она была заново отстроена. Два других камня находятся несколько дальше .

В деревне есть большой валун. Ванапаган кинул его из Финляндии, когда строилась церковь Олевисте , но камень пролетел мимо и упал в поля Рабавере. Его назвали Сууренги .

Захотел как-то Ванапаган построить себе церковь в парке Эрастфера . Набрал в карманы штанов камней, но когда первый раз дошёл туда со своей ношей, запел петух, Ванапаган бросил камни и убежал. На том месте до сих пор можно увидеть большую груду валунов .

Посреди холма на территории хутора Сиртси в деревне исторического прихода (эст.) есть большое круглое отверстие. Ванапаган избрал этот холм местом для ада . Он начал строить там ад, но случайно опрокинул котёл со дёгтем и прожёг большую круглую дыру в центре холма. После этого Ванапаган отказался от своего плана .

Вместе с Ванапаганом камни часто переносит и его жена .

Ванапаган также фигурирует в легендах как искусный кузнец , а его жена или мать — как ткачиха .

См. также

Примечания

  1. (эст.) . Eesti Entsüklopeedia . Дата обращения: 25 ноября 2020. 9 августа 2020 года.
  2. Фольклор и народные верования // Советская Эстония / Гл. ред. Г. Наан. — Энциклопедический справочник. — Таллин: Валгус, 1979. — С. 229. — 440 с.
  3. (англ.) . PSP GLOBE . Дата обращения: 25 ноября 2020. 26 октября 2021 года.
  4. (эст.) . Eesti Rahvaluule . Дата обращения: 25 ноября 2020. 21 октября 2021 года.
  5. Loorits, Oskar. Liivi rahva usund. — Eesti keele instituudi rahvausundi töörühma väljaanne. — Tartu, 1998 [1927]. — Т. II. — С. 141. — 876 с. — ISBN 9985851595 .
  6. (эст.) . Lood Vanapaganast .
  7. (эст.) . Lood Vanapaganast . Дата обращения: 25 ноября 2020. 29 января 2015 года.
  8. Hasso Krull. Loomise mõnu ja kiri : essee vanarahva kosmoloogiast. — Tallinn: Kultuurileht; Digira, 2006. — ISBN 978-9949-488-06-3 .
  9. Muistendid Vanapaganast / Eduard Laugaste, Ellen Liiv. — Tallinn: Eesti Raamat, 1970. — С. 25. — 607 с.
  10. (эст.) . Lood Vanapaganast . Дата обращения: 25 ноября 2020. 17 декабря 2010 года.
  11. (эст.) . PuhkusEestis.ee . Дата обращения: 25 ноября 2020. 4 июля 2020 года.
  12. (эст.) . Vaatamisväärsused Eestis . Дата обращения: 25 ноября 2020. 20 июля 2022 года.
  13. (эст.) . EELIS Infoleht . Keskkonnaagentuur.
  14. (эст.) . Lood Vanapaganast . Дата обращения: 25 ноября 2020. 13 июня 2021 года.
  15. (эст.) . Lood Vanapaganast .
  16. (эст.) . Eesti Rahvaluule . Дата обращения: 25 ноября 2020. 26 ноября 2003 года.
  17. (эст.) . Eesti Rahvaluule . Дата обращения: 25 ноября 2020. 26 ноября 2003 года.

Ссылки

  • (эст.)
Источник —

Same as Ванапаган