«
Запечатленный ангел
» — рождественский рассказ
Николая Лескова
, написанный в 1872 и впервые опубликованный в 1873 году.
Название
В названии повести обыгрывается многозначность слова «запечатленный», причём основное значение — производная от «запеча́тывать» — накладывать
печать
.
Ангел
на
иконе
по сюжету был опечатан
сургучной
арестантской печатью. Раскрытие
символического
смысла названия автор вложил в уста персонажа —
старца
Памвы: «Ангел в душе живёт, но запечатлен, а любовь освободит его».
История написания
По утверждению биографа, сына Николая Лескова — Алексея, повесть стала результатом интереса автора к
иконописи
. В то же время Лесков публикует научные исследования («Об
адописных иконах
»: «Русский мир» № 192 24 июля 1873; «О русской иконописи» : «Русский мир» № 254, 26 сентября 1873). В повести использован большой объём информации, связанной с иконами. Иконопись в это время находилась в состоянии упадка, поддерживалась, практически, исключительно в старообрядческой среде. Лесков был одним из первых авторов, обративших внимание на иконопись, чем предвосхитил последующее так называемое «открытие иконы».
Первоначально повесть была предложена в журнал
С. А. Юрьева
«Беседа», но не была принята издателем. Первая публикация состоялась в журнале «
Русский вестник
» (№ 1 за 1873 год). Концовка произведения была изменена по требованию издателя «Русского вестника»
М. Н. Каткова
на более «нравоучительную»: старообрядцы признают господство «правящей церкви» и присоединяются к ней.
Повесть писалась в течение полугода. Автор получил за неё гонорар в размере пятисот рублей:
…вытачивать «Ангелов» по полугода да за 500 р. продавать их — сил не хватает, а условия рынка Вы знаете, как и условия жизни…
—
Н. Лесков. Собрание сочинений. т. 10, с. 360.
Сюжет
Святыня
старообрядческой
общины мастеров-каменщиков, работающих на строительстве моста,
икона
ангела-хранителя
строгановских писем
была «запеча́тлена» чиновниками и отобрана в «
новообрядческий
» монастырь. Старообрядцы подменили икону
копией
, написанной специально приглашённым
иконописцем
. Для этого один из староверов прошёл с одного берега реки на другой по цепям недостроенного моста во время бурного
ледохода
.
Основные персонажи
-
Марк Александров
— рассказчик, от лица которого ведётся история. Бывший старообрядец, примкнувший к «новообрядной» церкви.
-
Лука Кирилов
— глава артели каменщиков и старообрядческой общины, владелец походной церкви и главной святыни общины — иконы ангела-хранителя. Переходит Днепр по цепям недостроенного моста.
-
Пимен Иванов
— отрицательный персонаж, посланник староверческой общины с мелкими хозяйственными поручениями «в мир»; бахвальство Пимена перед «мирскими» приводит к разорению общины властями и конфискации чтимой иконы.
-
«
Барынька
» — жена местного крупного чиновника, из любопытства и суеверия интересующаяся старообрядцами. Её вмешательством вызван разгром общины властями.
-
Левонтий
— семнадцатилетний старообрядец, напарник Марка по поискам иконописца. После встречи со старцем Памвой присоединяется к «новообрядной» церкви и умирает.
-
Памва
— монах-отшельник «правящей» церкви, идеал смирения, беззавистности и безгневности. Считается, что прототипом Памвы мог быть
Серафим Саровский
.
-
Севастьян
—
иконописец
, вызванный старообрядцами для написания копии арестованной иконы. Пишет в
строгановской манере
«мелочным письмом». Из морально-религиозных принципов, согласно постановлениям «
Стоглава
», отказывается писать портрет живого человека. В то же время, очевидно, знако́м со способами контрафакции икон. Прототипом Севастьяна был
Никита Севастьянович Рачейсков
(умер в 1886 году), которого Лесков считал одним из лучших иконописцев России. После смерти Рачейскова Лесков пишет посвящённую ему статью («О художном муже Никите и совоспитанных ему», 1886).
-
Яков Яковлевич
— английский инженер, руководитель работ по строительству моста. С интересом и участием относится к работникам-старообрядцам, по возможности помогает осуществлению их планов по «вызволению» иконы. Прототип персонажа — Виньоль Чарльз Блэкер, действительно руководивший строительством моста через Днепр в Киеве.
-
Марой
— пожилой неграмотный умственно отсталый кузнец. В случае неудачи подмены иконы копией должен был изображать грабителя, сознательно идти на наказание.
Изобразительные средства
Интересные факты
-
По утверждению автора («Печерские антики», 1883) случай, подобный описываемому, действительно имел место при возведении (1848—1853 годы)
«Цепного» моста
через Днепр в Киеве под руководством английского инженера
Чарльза Блэкера Виньоля
. Калужский каменщик во время Пасхи перешёл по цепям недостроенного моста с киевского берега на черниговский, но, в отличие от сюжета повести, не за иконой, а за
водкой
, которая там продавалась дешевле, и успешно вернулся обратно.
Критика
Литературная критика 1870-х годов встретила повесть в целом положительно, однако концовка произведения осуждалась многими авторами, в частности,
Ф. Достоевским
. Основной претензией к окончанию была его немотивированность, концовка называлась «
водевильно
-комической» и неправдоподобной.
Культурное влияние
-
В
1988 году
Р. К. Щедрин
по мотивам повести создал одноимённую музыкальную драму в девяти частях для смешанного хора а капелла.
Публикации
-
17 января 1873 года
: «Русский вестник» № 1 за 1873 — первая публикация
-
1874 год
: сборник Н. С. Лесков. «Запечатленный ангел. Монашеские острова на Ладожском озере»,
СПб.
, 1874.
-
декабрь 1887 года
: «Повести и рассказы Н. С. Лескова», кн. III,
СПб.
, 1877
-
1957 год
: Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах.
М.
: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 4
-
1973 год
: Н.С. Лесков. Собрание сочинений в шести томах. Издательство "Правда", Москва. 1973. Т. 2. Соборяне. Запечатленный ангел.
-
1981 год
: Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 5 томах.
М.
: Правда, 1981, Т. 1. Соборяне. Запечатленный ангел. На краю света
-
1989 год
: Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 12 томах.
М.
: Библиотека «Огонёк», 1989, Т. 1. Соборяне. На краю света. Запечатленный ангел
-
1995 год
: Наш девятнадцатый век. В 2 томах.
М.
: Центр, 1995, Т. 2.
ISBN 5-87667-005-7
,
ISBN 5-87667-002-2
-
2001 год
: Н. С. Лесков. Рассказы.
М.
: Азбука-Классика, 2001.
ISBN 2-87714-273-6
-
2004 год
:
-
2005 год
: Н. С. Лесков. Очарованный странник.
М.
:
, 2005.
ISBN 5-485-00029-0
-
2006 год
:
-
2007 год
: Н. С. Лесков. Левша.
М.
: АСТ, 2007.
ISBN 978-5-17-044952-1
,
ISBN 978-5-9713-5703-2
,
ISBN 978-985-16-2342-2
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
Здесь может располагаться
отдельный раздел.
Помогите Википедии, написав его.
(
31 мая 2016
)
|
Библиография
-
Дыханова Б. С.
«Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. — М.: Художественная литература, 1980. — 174 с.
-
Полозкова С. А.
О финале рассказа Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси: Источниковедение. —
Л.
, 1988. — С. 301—310.
-
Достоевский Ф. М.
// Собрание сочинений в 15 томах. т. 12.
Л.
, «Наука», Ленинградское отделение, 1994
-
Водолазкин Е. Г.
Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература, 1997 — № 3. — С 136—141.
-
Образ иконописца в русской литературе XI—XX веков. — М. : Русский путь, 2005. — 470 с. —
ISBN 5-85887-198-4
-
Филатова Н. А.
Евангельские мотивы в рассказе Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» // Вопросы лингвистики и литературоведения. 2009. — № 1. — С. 49-53.
-
«Образ достоверности» в повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. 2013. — № 1. — С. 51-58.
-
Печенкина О. Ю.
Картина мира в повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» // Мир Н. С. Лескова: поэтика, прагматика, стилистика. Сборник докладов участников Национальной научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Н. С. Лескова / Под редакцией А. В. Антюхова, О. А. Головачевой, И. И. Киютиной, Н. В. Трошиной. — Брянск, 2021. — С. 226—235.
Ссылки
-
-
в библиотеке Мошкова
-
Лесков Н. С.
-
Глазунов И.
: Иллюстрация к повести Н. Лескова «Запечатленный ангел». 1972
|
Романы
|
|
Повести
|
|
Рассказы
|
|
Сказы и притчи
|
|
Публицистика
|
|
Драматургия
|
|