Бруннер, Иоганн Конрад
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Конрад (Кондрат) До́рнер ( нем. Johann Conrad Dorner ; 15 августа 1809 , Бальдершванг , Швабия или Эгг , Форарльберг — 30 июня 1866 , Рим ) — баварский , австрийский и русский художник-портретист, академик исторической живописи Императорской Академии художеств .
Иоганн Конрад Дорнер родился 15 августа 1809 года в местечке Бальдершванг в королевстве Бавария в семье торговца Конрада Дорнера и Анны-Марии (урождённой Гербург) шестым из шестнадцати детей. Позднее семья переезжает в деревню Эгг , которая располагалась неподалёку, но уже на территории Австрии . Мальчик в раннем возрасте проявил способности к живописи. После 1824 года Иоганн поступил в Мюнхенскую академию художеств , где в это время служил заместителем ректора его двоюродный дедушка Иоганн Якоб Дорнер. В академии Дорнер под руководством Петера Йозефа фон Корнелиуса (1783—1867) изучал историческую живопись. Впоследствии Иоганн Конрад Дорнер обучается у Юлиуса Шнорра фон Каросфельда (1794—1872) и Йозефа Шлоттхауэра. В процессе обучения помогает Петеру Йозефу фон Корнелиусу в росписи мюнхенской церкви Людвига. С 1831 по 1835 год Иоганн Конрад Дорнер, в Мюнхенском художественном клубе, выставляет свои картины на религиозные и жанровые темы .
В 1835 года Дорнер отправился в Митаву (совр. Елгава ) — губернский город Курля́ндской губернии России, откуда в 1839 году переехал в Вильно (совр. Вильнюс ), губернский город Виленской губернии , где в 1842 году женился на 19-летней протестантке Каролине Александрине Георгине Ретеп (урождённой Вегесак) .
Около 1844 года Дорнер переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с президентом Императорской академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским , зятем императора Николая I .
В период 1847 по 1852 Дорнер под руководством Огюста Монферрана , совместно с Фёдором Бруни , Карлом Брюлловым , Иваном Бурухиным , Василием Шебуевым , Иваном Витали , Пётром Клодтом и Николаем Пименовым работал над оформлением интерьера Исаакиевского собора , для которого им было написано 12 икон для боковых частей большого иконостаса, содержащих 28 фигур. За каждую фигуру Дорнер получил в качестве оплаты 600 рублей серебром , что в сумме составило 16 800 руб.
Оценив мастерство, с которым были исполнены алтарные иконы для Исаакиевского собора, в сентябре 1852 года, Совет Академии художеств присвоил Иоганну Конраду Дорнеру звание академика исторической живописи .
В этом же году Дорнер, дописывает неоконченный Карлом Брюлловым портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Натальей. Графиня Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (урождённая княжна Барятинская) была дочерью князя Ивана Ивановича Барятинского , одного из самых влиятельных и богатых людей того времени. Карл Брюллов приступил к написанию этой работы в 1834 году в Риме, однако работа оставалась неоконченной вплоть до смерти художника в 1852 году. После смерти Брюллова, Орловы-Давыдовы приобрели неоконченную работу у наследников художника и передали её Дорнеру для завершения .
В частном собрании находится портрет светлейшей княгини Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн работы Дорнера. Леонилла Ивановна, урождённая Барятинская, младшая сестра Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой, была фрейлиной при дворе императора Николая I. По заявлениям современников, Леонида Барятинская блистала своей красотой в салонах пушкинской эпохи.
Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге, Дорнер, благодаря своему мастерству, стал востребованным портретистом: он писал парадные портреты членов императорской семьи, а также представителей высшего общества и пользовался заслуженной благосклонностью императора Николая I и его жены Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Фридерики Луизы Прусской).
До нашего времени дошло всего несколько работ Дорнера, почти все они находятся в музейных собраниях, в частности: «портрет цесаревича Александра Николаевича » — в Эстонском художественном музее , «портрет Генриетты Бодиско» — в Государственном Русском музее . В Эрмитаже хранится с эскизами Дорнера из собрания семьи П. Х. Витгенштейна и «Портрет Елизаветы Степановны Жадимеровской».
В 1853 году Дорнер вернулся в Мюнхен, где написал картину «Еcce homo» (« Се человек »), которую после смерти автора приобрела Ольга Николаевна (дочь Николая I, королева Вюртембергская ). В начале 1857 года Дорнер уехал из Мюнхена в Рим , где писал картины на религиозные темы. Две из них, «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» и «Младенец-Христос» были приобретены королём Людвигом II Баварским и сегодня хранятся в Мюнхене в собрании Новой пинакотеки .
30 июня 1866 года Иоганн Конрад Дорнер скончался после продолжительной болезни, оставив жену и пятерых детей .