Дровосек Пьер
- 1 year ago
- 0
- 0
« Смерть и дровосек » ( фр. La Mort et le Bucheron ) — жанровое полотно французского художника XIX века Франсуа Милле . В основе выбранного сюжета лежит одноимённая басня Лафонтена .
Как все молодые художники, Милле начинал с поисков и делал попытки в разных жанрах. Начинал он как портретист . Знакомства с произведениями коллег привели его к написанию пейзажей и нескольких натюрмортов . Но главной темой, надолго захватившей художника, стала тяжёлая жизнь крестьянства во Франции XIX века . В те годы в воображении французских буржуа жизнь крестьян, в отличие от жизни рабочих, романтизировалась, представляясь безмятежным существованием на лоне природы, не подверженным разложению .
Среди жанровых полотен Милле картина «Смерть и дровосек» выделяется своей необычностью. В этой работе художник обратился к сюжету одноимённой басни Лафонтена . Не считая иллюстраторов изданий басен Лафонтена, до Милле это делал британский живописец XVIII века Джозеф Райт , автор картины «Старик и смерть», но маловероятно, чтобы Милле был знаком с его работой .
Смерть пришла за дровосеком и хочет забрать его с собой. Милле изобразил Смерть традиционно: одетой в саван и с косой на плече. Увлекаемый Смертью дровосек пытается ухватиться за вязанку хвороста, на его лице печать безысходности. Сцена освещена особенным, нереальным светом. В левой руке фигуры Смерти можно заметить изогнутые песочные часы с крыльями — символ быстротечности времени .
Милле показал тяжёлую крестьянскую долю, но сделал это в канонах романтической традиции. В работе «Смерть и дровосек» можно увидеть элемент критики, но без демонстрации реальности во всей её грубости, благодаря чему произведение Милле пришлось по душе французской буржуазии того времени . Впрочем, жюри Салона 1859 года работу Милле отвергло — вероятно, по политическим причинам: лесорубы в то время считались неблагонадёжным слоем, и сочувствие в изображении старика могло насторожить консервативно настроенную комиссию .
Милле долго искал композицию. В Лувре хранятся два рисунка с первыми поисками композиции, ещё один рисунок находится в Эрмитаже . Композиция последнего и легла в основу как офорта , также созданного художником, так и картины на эту же тему ( Новая глиптотека Карлсберга , Копенгаген ). Установлено, что рисунок, исполненный в 1858 году, находился в собрании М. Лорана-Ришара вместе с картиной, а в 1913 году был куплен на аукционе русским коллекционером, скорее всего, В. Н. Аргутинским-Долгоруковым . В его коллекции рисунок находился до 1920 года, и затем попал в собрание Эрмитажа .
Очень успешным оказался офорт Милле «Смерть и дровосек», своей художественностью напоминающий шедевр немецкого мастера XVI века Ганса Гольбейна из серии « Пляска смерти », а философским оттенком выдерживающий сравнение с офортами Рембрандта . К тому же благодаря большому тиражу офорт, в отличие от картины, познакомил с удачной композицией художника широкий круг любителей искусства.