Interested Article - Чёрная церковь (Брашов)

Чёрная церковь ( нем. Schwarze Kirche ; рум. Biserica Neagră ; венг. Fekete templom ), также называемая церковь святой Марии лютеранская церковь в городе Брашов , юго-восточной Трансильвании , Румыния . Построенное трансильванскими саксонцами , здание является крупнейшим готическим строением в стране.

История

Новая церковь была построена на месте более старой . Точное время начала строительства неизвестно, вероятно, что это произошло между 1383 и 1385 годами . Строительство выполнялось силами болгарских рабочих . Легенда гласит, что во время строительства имел место следующий случай: один немецкий мальчик докучал рабочим, повторяя, что одна из стен наклонилась. Тогда строитель сбросил ребёнка с башни, а затем замуровал его труп, чтобы скрыть своё преступление .

Известно, что первого служившего в церкви священника звали Томас (умер в 1410 году). В настоящее время его могила находится в месте хоров в церкви .

Алтарь первоначально имел одну колонну, поддерживающую свод — так же построены готические соборы в Германии . Строительство нефа заняло больше времени, чем предполагалось изначально, так как строительство неоднократно прерывалось на достаточно продолжительное время. Для возобновления работ в 1423 году папа Мартин V дал индульгенцию строителям для активизации работ, но ещё в 1473 году в документе, выпущенном папой Сикстом IV речь шла о том, что работы по строительству затянулись .

Приблизительно около 1444 года работы по созданию восьмиугольных столбов были завершены . Один из них был украшен гребнем Яноша Хуньяди , который упомянут среди церковных ктиторов .

Самая интенсивная работа имела место около 1450 года , когда было сооружено большое количество порталов, включая северные «Золотые врата» и прилежавший к ним алтарь Святой Жертвы . Восточный портал, строящийся на средства короля Матьяша Хуньяди , был закончен в 1476 году . Церковная ризница была перестроена между 1500 и 1515 годами .

В итоге здание представляет собой образец поздней готики: базилика из трёх нефов одинаковой высоты. Такими были соборы Германии, откуда были родом большинство архитекторов и строителей. Церковь имеет много общих черт с церковью в Себеше , церковью святого Михаила в Клуж-Напока и доминиканской церковью в Кошице .

Католические богослужения были прекращены во время Реформации , когда под воздействием проповедей Йоханнеса Хонтеруса , большая часть прихожан перешла в лютеранство . В настоящее время рядом со зданием установлен памятник реформатору.

Здание было значительно разрушено пожаром при вторжении австрийских войск во время Великой Турецкой войны . С тех пор церковь получила название чёрной. После пожара 1689 года церковь была восстановлена при участии каменщиков из Данцига , которые сделали значительные переделки в барочном стиле. Затем оригинальная архитектура здания была в значительной степени изменена в XVIII веке .

Описание

Вход в Чёрную церковь

Чёрная церковь имеет 89 метров в длину и 38 метров в ширину. Высота церкви от уровня пола до самой высокой точки единственной колокольной башни 65 метров. На колокольне находится шеститонный колокол, крупнейший в Румынии. Помимо этого в церкви имеется орган из 4 000 труб, созданный 1839 году мастером Карлом Буххольцем и большая коллекция анатолийских ковров, пожертвованных саксонскими торговцами в средневековье.

Большая часть внешней поверхности церкви выполнена из рыхлого песчаника, в результате чего многие элементы оформления сильно пострадали от времени . Наиболее старые украшения включают различные скульптуры, арки, каменные узоры, украшающие многочисленные порталы. Самая старая скульптура — почти полностью разрушившийся бюст Иоанна Крестителя , находящийся на хорах здания , изваянный под явным влиянием богемской готики. Другие скульптуры изображают предполагаемого основателя церкви Томаса и небесного заступника Транссильвании Святого Николая . Более новые скульптуры, в которых чувствуется влияние искусства , находятся на северной стене. В основе изображения — Иисус во Втором Храме . Статуи Иисуса и Марии украшают герб Брашова, обращённый к мэрии, так как Мария считается небесным патроном города.

Частично разрушенная фреска (законченная около 1477 года ) находится рядом с юго-восточным порталом церкви. Она украшена гербом короля Матьяша и его жены Беатрисы . Сюжетом фрески является Рождество Христово.

В отличие от внутренних готических фресок, наружные изображения выполнены преимущественно в ренессансном стиле. Среди других украшений церкви — чугунный ковчег в готическом стиле, купель, сооружённая на средства торговца Йоханнеса Ревделя в 1472 году, две огромных чаши (обе датируются 1504 годом) и много парчовых одеяний, изготовленных в конце XV — начале XVI веков .

Церковь — главная достопримечательность города и одновременно музей (вход в церковь платный). Евангелическое богослужение для небольшой немецкой общины проводится по воскресеньям.

Хронология

  • 1336 — первое документальное упоминание о церкви, расположенной на этом месте
  • 1377 — инициатор строительства новой церкви приходской священник Брашова Томас Сандер ( Thomas Sander ) получает от папы Григория XI бумагу, подтверждающую посвящение храма Деве Марии.
  • ок. 1380 — начинается строительство церковных хоров .
  • 1385 — архиепископ выдаёт индульгенцию на возведение храма.
  • 1408 — первое упоминание крестной перегородки; храм используется прихожанами (по крайней мере, частично).
  • 1413 — семейство Сандер вносит крупное пожертвование на строительство храма.
  • 1421 — турецкое войско вторгается в город; церковь частично разрушена.
  • 1422 — папа Мартин V выдаёт индульгенцию на восстановление храма.
  • ок. 1440 — начинаются работы по взведению нефа .
  • 1450 — папа Николай V даёт индульгенцию на продолжение строительных работ.
  • 1455 — в храме простроена часовня Св. Леонарда.
  • 1472 — храму пожертвована крестильная купель; этот год принято считать датой завершения строительных работ.
  • 1475 — епископ Трансильвании Габриэль даёт индульгенцию на обстановку храма.
  • 1499 — первое упоминание о наличии органа в церкви.
  • 1511 — гильдия портных устраивает в храме часовню, посвящённую Иоанну Крестителю.
  • 1532—1536 — перестройка сводчатой крыши.
  • 1542 — начало протестантской Реформации : проведена первая служба по лютеранскому обряду .
  • 1544 — из храма вынесена вся живопись, интерьер приспособлен к требованиям лютеранства.
  • 1550—1600 — город подвергается целой серии землетрясений, от которых страдает и церковь.
  • 1605 — большой колокол падает вниз с колокольной башни.
  • 1654—1662 — в храме проводятся существенные ремонтные и строительные работы: починены хоры, снесены некоторые молельни, построен новый алтарь, возведены колонны, поддерживающие триумфальную арку.
  • 1660 — ризница пострадала от пожара.
  • 1689 — пожар разрушает город; от церкви остаются только стены.
  • 1690—1694 — храм подведён под новую крышу и вновь используется для служб.
  • 1691 — на колокольню поднят большой колокол; начинается возведение нового алтаря.
  • 1696 — возведены кафедра и церковные скамьи для городских советников.
  • 1710—1715 — выстроены монументальные боковые галереи.
  • 1716 — Ханнес Мессен ( Hannes Messen ) жертвует храму кованую решётку для ограждения купели .
  • 1728 — начинается возведение новых колонн.
  • 1762—1772 — интерьер храма получает сводчатую крышу; завершение восстановительных работ.
  • 1822 — проведение комплексных работ по ремонту крыши.
  • 1836—1839 — в западной галерее установлен орган работы .
  • 1858 — замена большого колокола.
  • 1864—1866 — ремонт хоров, замена скамей и алтаря.
  • 1912—1914 — проведены ремонтные работы и реставрация фасада.
  • 1923—1925 — расширена западная галерея.
  • 1935—1944 — обширные работы по ремонту храма, статуи контрфорсов заменены на новые, проведено центральное отопление.
  • 1937 — основана благотворительная организация «Для нашей Чёрной церкви».
  • 1981—2000 — реставрация интерьеров; многие камни фасада заменены на новые.
  • 2012—2013 — во дворе храма предприняты археологические раскопки.

Галерея

Примечания

  1. Vătăşianu, p.69, 228—229
  2. Vătăşianu, p.228
  3. Heinz Heltmann, Gustav Servatius, Reiseführer Siebenbürgen, Thaur bei Innsbruck 1993, pp. 365.
  4. Балкански, Т. // (неопр.) . — Велико Търново: ИК “Знак ‘94”, 1996. — С. 44. 23 сентября 2008 года.
  5. Vătăşianu, p.228-229, 322
  6. Vătăşianu, p.229
  7. Vătăşianu, p.230
  8. Vătăşianu, p.230-231
  9. Vătăşianu, p.231
  10. Vătăşianu, p.526
  11. Vătăşianu, p.527
  12. Vătăşianu, p.229-230, 231, 238, 526
  13. Vătăşianu, p.231, 237, 239
  14. Vătăşianu, p.228, 526
  15. Vătăşianu, p.322
  16. Vătăşianu, p.732
  17. Vătăşianu, p.763
  18. Vătăşianu, p.853, 856, 876, 880—881

Источники

  • Virgil Vătăşianu, Istoria artei feudale în ţările romîne , Vol.I, , Bucharest, 1959.

Ссылки

Источник —

Same as Чёрная церковь (Брашов)