Особняк Э. Э. Брёмме
- 1 year ago
- 0
- 0
Особня́к И. А. Ми́ндовского — памятник архитектуры в Москве , расположен на углу Поварской улицы и Скарятинского переулка. Построен в 1903—1904 годах по проекту архитектора Льва Кекушева . Здание двухэтажное, имеет жилой цокольный этаж, оформлено в стиле модерн . Комплекс особняка является объектом культурного наследия регионального значения, а само здание — объектом культурного наследия федерального значения .
С 1972 года усадьбу занимает посольство Новой Зеландии . Находится в хозяйственном ведении ГлавУпДК при МИД России . На 2019 год запланирована комплексная реставрация .
Современный особняк Миндовского расположен на земле, которая в начале XIX века принадлежала усадьбе действительного статского советника Данилы Волчкова . Его имение занимало территорию вдоль Поварской улицы между Скарятинским и Скатертным переулками. Главный дом ансамбля был каменным и оформлен в стиле классицизма . Благодаря выразительному облику он был включён в архитектурные альбомы Матвея Казакова , 13-томный сборник образцовых « строений» допожарной Москвы. Остальные здания усадьбы — флигели и служебные постройки — были деревянными .
Примерно в 1903 году усадебные земли выкупило Московское торгово-строительное акционерное общество под управлением Якова Рекка . Участок был разделен на два владения и отдан под новую застройку, все старые строения снесли. В 1903—1904 годах был построен особняк по адресу Поварская улица, 44, который занял половину территории бывшей усадьбы Волчкова. Как и другие проекты общества, он создавался под ключ для дальнейшей перепродажи. В качестве архитектора был приглашён Лев Кекушев . Ему предоставили значительные средства на строительство и полную свободу в архитектурном отношении. В ходе работ зодчий изменил свой первоначальный проект, однако общая идея сохранилась . В оформлении фасадов искусствоведы отмечают некоторое влияние франко - бельгийского ар нуво , однако в целом здание характеризуется как эталон московского модерна .
Готовый особняк из-за оригинального декора и больших размеров получился очень дорогим. В течение почти пяти лет после окончания строительства здание не могли продать, только в 1909 году его приобрёл московский купец Иван Миндовский . После смерти Миндовского в 1912 году здание в равных долях унаследовали четверо детей — Николай, Иван, Ираида и Ольга . Они так и не разделили юридические права собственности до 1917 года , в народе особняк стал называться по имени их отца — особняк Миндовского .
После революции здание было национализировано . По одним данным говорится, что в нём разместился госпиталь , по другим — клуб для рабочих .
В 1922 году усадьбу передали представительству РСФСР и УССР при заграничных организациях помощи голодающим . С 1924 года в здании размещалась Шведская миссия — сначала посольство, затем резиденция шведского посла в СССР .
В 1972 году усадьбу передали посольству Новой Зеландии . Новые владельцы бережно отнеслись к историческому зданию. В 1976—1980 годах посол Джим Вейр пригласил финского архитектора Вихерхеймо для проведения ремонтных работ внутри здания. В 1998-м под руководством архитектора-реставратора Бориса Григорьевича Могинова впервые была проведена реставрация фасадов. По воспоминаниям Могинова, «целый институт работал над восстановлением цвета», благодаря чему удалось выявить оригинальный серо-голубой оттенок . Супруга следующего посла Новой Зеландии Филиппа Ларкиндейла написала книгу об истории дома . По инициативе следующего посла Уильяма Стюарта Прайора в 2003 году был отмечен столетний юбилей здания и выпущена книга «Особняк И. А. Миндовского». 6 ноября 2005 года в посольстве состоялся вечер памяти Льва Кекушева. К этому событию была проведена реставрация витражей над главным входом . За бережное отношение к историческому зданию представительство Новой Зеландии получило премию правительства Москвы «За уважение к культуре России» .
Особняк Миндовского признан одним из лучших произведений архитектора Льва Кекушева и отражает его зрелый авторский стиль. Асимметричная композиция здания представляет собой комбинацию разновеликих призм . Их взаиморасположение позволило сделать окна в каждом внутреннем помещении и избежать тёмных переходов. Цоколь облицован камнем и внизу расширяется, скрывая полуподвальный этаж . Оконные проёмы различной высоты и ширины окружены «утопленными» в фасады наличниками . Главный акцент уличного фасада — выступающее трёхчастное окно второго этажа с архивольтом и рельефным панно .
Большое значение в оформлении фасадов играют скульптуры . Все фасады здания обильно украшают путти , розетки , маскароны и настенные рельефы. Авторский символ Кекушева — изображения львов — располагались на декоративной тумбе кровли и ограждении парадной лестницы . Не сохранилась скульптурная композиция над парадным аттиком — женщина с играющими детьми .
На оформление внутреннего убранства в смете были заложены значительные средства. Чтобы привлечь будущих покупателей, интерьеры были намеренно решены в разных стилях, от классицизма к модерну . Витражи, живопись и лепнина украшали практически все помещения особняка. В отделке были использованы такие дорогие материалы, как мрамор , оникс , карельская берёза . До настоящего времени сохранилась большая часть декора. К парадному второму этажу ведёт трёхмаршевая главная лестница, над которой расположен плафон с изображением сфинкса и сложным орнаментальным узором . Лестница освещена ростовыми витражными окнами, перила украшают характерные для символики Кекушева бронзовые маски львов .
Вместе с особняком были спроектированы небольшой сад, внутренний двор и конюшни . Выход к ним был тематически оформлен: на фасаде расположена скульптурная голова лошади . К конюшням вели въездные ворота, решётка которых образует сложный узор в виде крыльев бабочки . Зимний сад внутреннего двора имел уникальное остекление — модернистский орнамент ростовых окон был нанесён методом кислотного травления . Подобная техника в Москве больше не встречалась. К 2011 году сохранилось только четыре оригинальных стекла .
В 2017 году Департамент культурного наследия Москвы объявил о начале первой комплексной реставрации особняка: с момента постройки в здании проходил только точечный ремонт. В ходе работ были обнаружены считавшиеся утраченными элементы интерьера — майоликовые панно, четырёхметровый витраж с изображением Пана , под натяжными потолками открылись лепнина и кессоны .
Также во время изучения архивных материалов выяснилось, что изначально фасад здания украшала скульптура богини Авроры : в руках она держала палитру и кисть, а у её ног располагались два амура- путти . Предположительно, в 1920-х композицию демонтировали и отправили на переплавку. Чтобы вернуть особняку исторический облик, скульптуру воссоздали, опираясь на исторические фотографии, и установили на исходное место в августе 2018-го .
Реставрация особняка, на которую было потрачено около 350 миллионов рублей, завершилась в ноябре 2019 года. В обновленное здание вернется посольство Новой Зеландии , выехавшее из него на время проведения реставрационных работ .
В 2019 году Особняк Миндовского признан памятником архитектуры .