Этюд (изобразительное искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Этюд Сааведры , называемый также « этюд Сааведры — Барбье », — один из самых знаменитых шахматных этюдов . Назван в честь проживавшего в Шотландии испанского священника Фернандо Сааведры (1849–1922), который обнаружил выигрывающий вариант в позиции Жоржа Барбье , ранее считавшейся ничейной .
Изысканная красота этюда стала подлинным открытием. « Настоящий шахматный спектакль!.. Во всей шахматной литературе не найти столь остроумного и насыщенного финала при таком скромном материале », писал Анатолий Карпов . Шедевр Сааведры вызвал многочисленные подражания и послужил мощным стимулом для шахматных композиторов XX века в их стремлении усилить эстетическую сторону этюда и парадоксальную, зрелищную сторону решения.
[Тип "этюд"] [Автор "Ф. Сааведра"] [Год "1895"] [FEN "8/8/1KP5/3r4/8/8/8/k7 w KQkq - 0 1 "] 1.c7 Rd6+ 2.Kb5 Rd5+ 3.Kb4 Rd4+ 4.Kb3 Rd3+ 5.Kc2 Rd4! 6.c8=R!! Ra4 7.Kb3! 1-0
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Этюд Сааведры является финалом долгой и занимательной истории. Началась она в 1875 году с партии между английскими шахматистами Ричардом Фентоном и Уильямом Поттером . В показанной справа позиции игра продолжалась так: 1. Л:h3 Кр:h3 2. Крc6 Л:a5 3.b7 Лa6+, после чего игроки согласились на ничью. Однако, как отметил Иоганн Цукерторт в журнале « City of London Chess Magazine » в том же 1875 году, белые могли выиграть, сыграв 4. Крс5 (но не 4. Крb5 Лa1, и ничья) 4... Ла5+ 5. Крc4 Лa4+ 6. Крс3 Ла3+ 7. Крb2, и чёрные не могут помешать появлению белого ферзя. Эту идею указали английские теоретики эндшпиля И. Клинг и Б. Горвиц ещё в 1853 году .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
27 апреля 1895 года чемпион Шотландии Жорж Эмиль Барбье опубликовал в своей шахматной колонке газеты « Weekly Citizen » ( Глазго ) статью, посвящённую памяти Поттера (скончавшегося в марте 1895 года). Заметка содержала показанную слева позицию. Барбье сообщил, что это позиция из партии Фентон — Поттер, хотя это не соответствовало действительности, и предложил читателям найти путь к выигрышу белых.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
4 мая Барбье опубликовал решение (аналогичное указанному Цукертортом) и дал читателям новое задание: доказать, что если переместить чёрного короля с h6 на a1, то чёрные могут добиться ничьей. 11 мая он сообщил решение, которое до 6-го хода совпадало с приведенным выше этюдом Сааведры и заканчивалось патом: 6. c8Ф Лc4+! 7.Ф:c4 пат. Вероятно, Барбье нашёл эту идею в этюде американского шахматиста (1830—1915) , опубликованном в 1864 году (см. диаграмму) .
Решение этюда Кука:
1. Лb6+ Крc7
2. Лb4! c1Ф
3. Лc4+! Ф:c4
пат
18 мая та же газета опубликовала замечание местного католического священника Фернандо Сааведры , который обнаружил, что в позиции Барбье вместо 6. c8Ф выигрывает 6. c8Л!! Сааведра не был сильным шахматистом, и данный вариант является его единственным достижением в шахматном мире .
В январе 1902 года Глазго посетил немецкий шахматист и журналист Рихард Тейхман , который сам увлекался этюдной композицией. В местном шахматном клубе ему показали этюд Сааведры. На шахматном чемпионате в Монте-Карло Тейхман рассказал об этом Эммануилу Ласкеру , который пришёл в восторг . Современная форма этюда, с пешкой на c6 и ходом белых, была впервые опубликована Ласкером в газете « The Brooklyn Daily Eagle » 1 июня 1902 года, подробную статью разместила также австрийская шахматная газета « Wiener Schachzeitung » . С этого момента начинается всемирная слава этюда.
Находка Сааведры вызвала всеобщее восхищение. Этюд стал широко известным, его тема была развита во многих этюдах разных авторов. Среди продолжателей темы — А. А. Троицкий , братья Василий и Михаил Платовы , Г. Венинк , Т. Б. Горгиев , В. О. Гальберштадт , М. С. Либуркин и многие другие . Сходные мотивы содержатся и в этюде А. С. Селезнёва (см. статью о нём).
Одними из первых тему развили братья Василий и Михаил Платовы , которые добавили белого слона и задачный мотив « римской темы » (отвлекающая жертва слона на 6-м ходу) .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение:
1. Крb4! Лf5
2. c6 Л:h5
3. c7 Лh4+
Нельзя 3... Лh8 4. Сe5+, но, на первый взгляд, у чёрных вечный шах — белый король не может уйти ни на c2 из-за потери слона с шахом, ни на b7 из-за Лh7, ни на e6 из-за Лc5. Здесь можно оценить правильный выбор первого хода: в случае 1. Крc4? к ничьей в данный момент приводит 3…Л:h2, а при 1. Крd4? — 3…Лh8.
4. Крb5 Лh5+
5. Крb6 Лh6+
6. Сd6!! Л:d6+
7. Крb5
и далее «по Сааведре».
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение
:
1. c7 d4
. На 1... Лc2 последовало бы 2. Сc5, и пешка проходит. Бесперспективно и 1... Лb2+ 2. Крc3. Теперь же пешка перекрыла слона, и в случае 2. c8Ф чёрные дают вечный шах.
2. С:d4!! Л:d4+
, далее «по Сааведре».
Патриарх российской шахматной композиции Алексей Троицкий представил тему Сааведры в оригинальной модификации, с напряжённой борьбой и остроумными замыслами сторон .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение:
1. h7
. Если 1. Кр:d6?, то 1... Сf5 2. Крe5 Cb1 3. Лd6+ Крb7 4. Лd7+ Крc6 5. h7 Лg5+ с ничьей
1... Лg5+
2. Кр:d6 Л:h5
3. Крc7!
(угрожая матом)
Сe6
4. Крb8!
(угрожая новым матом)
Сd5
5. Л:d5!! Л:d5
6. h8Л!!
Вариация Сааведры. После 6. h8Ф? Лd8+! 7. Ф:d8 пат, теперь же грозит 7. Лh6+ с матом.
6... Лd6
7. Крc7!
Среди лучших этюдов, развивающих тему Сааведры — этюд Марка Либуркина ; в нём даже два превращения пешки в слабые фигуры .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение:
1. Кc1
. Здесь игра разветвляется на два варианта, первый из которых аналогичен этюду Сааведры.
(A)
1...Л:b5
(1... Крb2 нельзя из-за вилки 2. Кd3+)
2. c7 Лd5+ 3. Кd3! Л:d3+ 4. Крc2 Лd4 5. c8Л!! Лa4 6. Крb3!
(B)
1... Лd5+
2. Крс2
(2. Кd3? Л:d3+ 3. Крc2 Лd5! 4. Крc3 Л:b5, или 2. Крe2? Л:b5 3.c7 Лe5+ с ничьей)
Лc5 +
3. Крd3!
На ошибочное 3. Крd2? последует 3... Л:b5 4.c7 Лb2+! 5. Крd1 Лc2! 6. Кр:c2 пат.
3... Л:b5
(3...Л:c1 4. Крd4, затем 5. Крd5 и 6. b6)
4. c7 Лb8!
Теперь нельзя 5. Кb3+ Л:b3+ 6. Крc2 Лb2+! 7. Крс1 (7. Крс3?? Крb1!) Лb1+ с вечным шахом.
5. cbС!!
и белые выигрывают.
Этюд В. О. Гальберштадта содержит тонкие позиционные маневры белого короля. Отметим, что эта вариация этюда Сааведры не содержит дуали Крb3(c3) .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение:
1. c6
Вариант 1. d4? Лc3 2. Крd6 Крb2 3. c6 Крb3 4. d5 Крc4 5. c7 Крd4 ведёт лишь к ничьей.
1... Лf2
2. c7
Нельзя 2. d4? Лc2 3. d5 Крb2 4. Крd7 Крc3 5. c7 Крd4 6. d6 Крd5 =.
2... Лe2+
3. Крf7!
Нельзя пускать ладью на e8.
3... Лf2+
4. Крg7
По-прежнему нужна точность: 4. Крg6? Лf8 5. d5 Лc8 =.
4... Лg2+
5. Крf6 Лf2+
Если 5... Лg8, то 6. Крe7 Крb2 7. d4 Крc3 8. d5 с выигрышем.
6. Крe5 Лe2+
7. Крd4 Л:d2+
8. Крc3 Лd1
9. Крc2
, далее «по Сааведре».
Этюд Т. Б. Горгиева впечатляет характерной для этого этюдиста яркой фигурной борьбой .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение:
1. c7 e2
2. К:e2 Лd2+
3. Сd5! Л:d5+
4. Крc6 Лd2
5. Кd4! Л:d4
6. Крb5 Лd5+
, далее «по Сааведре».
Д. А. Гургенидзе дал оригинальную реализацию темы с минимальным добавлением материала — в ней, в отличие от этюда Сааведры, в разных вариантах встречаются четыре пата, а превращение пешки в ладью происходит не до, а после жертвы чёрной ладьи .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение:
1. Кe2!
Ход 1. Крc4? Лd2! (1... Лd1 2. Кe2 с выигрышем) 2. Крc3 Лd5 3. Крc4 (или 3. c8Ф Лc5+, и первый пат) Лd2 —
позиционная ничья
.
1... Крa5!
1... Лd2 2. Кc3+
2. Крc4
(2. c8Ф? Лc3+ 3. К:c3, и второй пат)
Лd6!
3. Кd4!
(3. c8Ф? Лc6+, и третий пат)
Лс6+
4. К:c6+ Крb6
5. c8Л!
После 5. c8Ф? был бы четвёртый пат.