Вяльцева, Анастасия Дмитриевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Анастаси́я Узореши́тельница , Аги́я (Айя) Анастасия Фармаколи́трия ( др.-греч. Ἀναστασία ἡ Φαρμακολύτρια ; др.-греч. φαρμακολύτρια от др.-греч. φάρμακον — «зелье, снадобье, лекарство» + др.-греч. λυτρόω — «освобождать, избавлять») — святая, христианская великомученица IV века . Приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии ) во время « великого гонения » на христиан при императоре Диоклетиане . Поэтому именуется Анастасией Сирмийской . В традиции Русской православной церкви она известна как Анастасия Узорешительница, потому что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан .
В народной традиции восточных славян считалось, что святая помогает освобождаться от «уз беременности» .
Достоверных исторических сведений о мученичестве Анастасии не сохранилось.
Согласно житию VI века, Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона . Её мать Фауста Сирмийская — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию , Македонию ; по её прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре. В некоторых более поздних житиях смешаны черты биографии Анастасии Младшей и Анастасии Старшей.
Почитание Анастасии на Западе в IV веке было широко распространено, что подтверждает церковь Святой Анастасии , воздвигнутая в IV веке в Риме у подножия Палатина и сохранившаяся до наших дней. В этом храме традиционно папа служил вторую рождественскую мессу в честь святой Анастасии, память которой отмечается в день Рождества, трансформировавшуюся позже в так называемую «мессу на рассвете» ( лат. Missa in aurora ).
Мощи Святой Анастасии были в конце V века перенесены из Сирмиума в Константинополь . Оттуда частицы её мощей разошлись по Европе. В начале IX века император Никифор I подарил часть мощей святой задарскому епископу , поместившему их в собор Святой Анастасии в хорватском городе Задаре . Реликварии с мощами святой Анастасии хранятся также на горе Афон , в Риме, в монастыре баварского города Бенедиктбойерна .
Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы , расположенном в горах на полуострове Халкидики , недалеко от города Фессалоники (Салоники). В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года мощи были похищены .
Святая Анастасия — одна из семи женщин, за исключением Девы Марии , чьё имя включено в римский канон мессы . Имя Анастасии включено также в католическую литанию всем Святым .
Память святой Анастасии в Католической церкви — 25 декабря , в Православной церкви — 22 декабря ( 4 января ).
В 1417 году в Новгороде в благодарность за избавление от чумы была поставлена деревянная церковь во имя святой Анастасии (за один день — обыденная); в 1458 году — в центре Москвы на Охотном Ряду (снесена в 1793 году). В память дня рождения великой княжны Анастасии Николаевны в Москве в 1902 году возвело деревянную церковь Анастасии Узорешительницы (разрушена в начале 30-х годов XX века) .
Частица мощей святой Анастасии находится в ковчеге-мощевике княгини Марии из Благовещенского собора Московского Кремля (1409—1410, находится в ГММК ) .
В июле 1995 года по благословению патриарха Алексия II на российскую космическую станцию « Мир » были доставлены две иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции (одну из них, вышитую на ткани, благословил папа римский Иоанн Павел II ), что символизировало общность корней христиан Востока и Запада .
Анастасию Узорешительницу изображали в хитоне и мафории , с крестом в правой руке и открытой ладонью к молящемуся левой, нередко в её левой руке — маленький узкогорлый сосуд с лечебным маслом .
Наименование святой Узорешительницей трактовалось русскими по-своему: под словами «узы» (оковы), «узилище» (тюрьма) понималась беременность женщины. Считалось, что младенец привязан пуповиной к чреву матери, а акт рождения — разрешение от обузы для матери и освобождение младенца из материнского чрева-узилища . Символике придавалось большое значение: считалось, что беременная не должна была сматывать верёвки, завязывать узлы, сучить нити, а в одежде рожающей женщины не должно быть узлов. У восточных славян святая считалась покровительницей беременных и целительницей, поэтому ей молились во время родов . В Новгородской иконописи среди святых жён по степени почитания она занимает второе место после святой Параскевы Пятницы . В день памяти святой женщины не трудились . Cвятая соотносится с Богородицей , Неделей (воскресеньем) и Параскевой Пятницей .
Болгары в Родопах и Страндже почитали святую как «Нашташу», «Чёрную святую» или «Бабу чёрную» ( болг. Нашташа, света Чьорна, Баба Черна ) . День был связан с представлениями о смерти . Женщины не выполняли никакой работы, чтобы не «почернел» дом, то есть чтобы никто в семье не умер (ср. Анна тёмная ).