Interested Article - Marvel Comics
- 2020-07-16
- 2
Marvel Comics (от англ. marvel — «чудо») — американский издатель комиксов и дочерняя компания медиаконгломерата The Walt Disney Company . Marvel наиболее известна такими сериями комиксов, как « Фантастическая четвёрка », « Люди Икс », « Мстители », « Стражи Галактики », « Защитники », « Вечные », « Человек-паук », « Росомаха », « Железный человек », « Капитан Америка », « Тор », « Халк », « Дэдпул », « Сорвиголова », « Каратель », « Доктор Стрэндж », « Чёрная пантера », « Человек-муравей и Оса », « Чёрная кошка », « Шан-Чи », « Мисс Марвел », « Капитан Марвел », « Алая Ведьма и Ртуть », « Вижн », « Веном », « Серебряный Сёрфер », « Призрачный гонщик », « Блэйд », « Чёрная вдова », « Соколиный глаз », « Люк Кейдж », « Железный Кулак » и « Джессика Джонс ». Большинство персонажей комиксов Marvel обитают в одной вымышленной вселенной , получившей название Земля-616 .
С 1960-х Marvel Comics — одна из двух самых крупных американских компаний, выпускающих комиксы, наравне с DC Comics (чьими самыми известными детищами являются « Супермен », « Бэтмен » и « Чудо-женщина », а также « Флэш » и « Зелёный Фонарь »).
В конце августа 2009 года компания The Walt Disney Company объявила о покупке Marvel . Сделка состоялась в конце декабря 2009 года, и её цена составила $ 4,24 миллиарда .
История
Timely Comics
Компания Marvel Comics была создана авторитетным издателем Pulp-журналов Мартином Гудменом в 1939 году как группа дочерних компаний под общим названием Timely Comics . Первой публикацией был комикс Marvel Comics #1 (октябрь 1939), в котором впервые появился Человек-Факел , супергерой- андроид , созданный , а также присутствовал антигерой - мутант Нэмор Подводник , созданный несколько ранее. Комикс стал настоящим хитом , хотя у компании не хватало собственных средств на удовлетворение всего спроса, и пришлось воспользоваться услугами сторонней компании «Funnies Inc».
Первый редактор компании, писатель и художник Джо Саймон , объединил усилия с будущей легендой индустрии комиксов, Джеком Кирби , чтобы создать первого патриотического супергероя, Капитана Америку , который дебютировал в комиксе «Captain America Comics» #1 (март 1941). Он также стал главным хитом по продажам.
Хотя другие персонажи «Timely» не были столь популярны, как эта «большая тройка», некоторые заметные герои того времени, такие как , Мисс Америка , , первоначальные и , продолжают появляться в современных комиксах.
К 40-м годам бизнес Гудмана вырос, и стало понятно, что Саймону нужны помощники. Тогда Гудман нанял сына двоюродного брата своей жены, 17-летнего Стэнли Либера, который спустя двадцать лет обретёт всемирную популярность под именем Стэн Ли .
Atlas Comics
Уровень продаж всех комиксов значительно упал в послевоенные годы, поскольку образ сверхчеловека, популярный в годы Великой депрессии и войны, вышел из моды. Как и другие издатели комиксов, «Timely» — известная в 1950-е годы под названием « » — взяла курс на популярные тогда жанры: забавные животные, вестерн , ужасы , война, криминал, юмор , любовный роман , шпионский роман и даже средневековое приключение, такие комиксы пользовались разным уровнем успеха. Попытки возродить в 1953—1954 годы комиксы о супергероях с участием Человека-факела, Подводника и Капитана Америка не имели успеха.
С 1952 до конца 1956 года Гудмен распространял свои комиксы через собственную дистрибьюторскую компанию «Atlas». Позже он переключился на «American News Company», крупнейшую национальную компанию-распространителя и фактически монополию , которая вскоре проиграла судебный процесс Министерству юстиции США и вышла из дела.
Последним комиксом с логотипом «Atlas» был «Dippy Duck» #1 (Сумасшедшая утка), вышедший в октябре 1957 года. Первым комиксом со знаком Marvel Comics стала научно-фантастическая антология «Amazing Adventures» #3 (Удивительные приключения), на обложке которой был логотип «MC». Комикс был издан 9 мая 1961 года , хотя на обложке стояла дата август 1961.
В это время Гудмен на волне успеха научно-фантастических фильмов избрал новое направление в комиксах, запустив или возродив шесть серий в этом жанре: «Удивительные миры» #1; «Мир фэнтези» #15; «Удивительные истории» #67; «Путешествие в тайну» #50; «Тревожные истории» #1 и «Поразительные истории» #1. Комиксы в жанре космического фэнтези оказались неудачными, и к концу 1959 года большинство серий (выпуск «Удивительных миров» и «Мира фэнтези» был прекращён) стали второсортными комиксами про монстров . Большинство серий рисовал Джек Кирби (их часто раскрашивал Дик Айерс ), также выходили атмосферные приключения о побегах из тюрем/джунглей и причудливые истории от , комиксы таких художников, как Пол Райнман и Джо Синнотт, и работы творческого тандема Стэн Ли — Стив Дитко .
Также Marvel расширила свою линию юмористических комиксов для девушек, создав серию «Кэти» (октябрь 1959) и короткий комикс «Линда Картер, медсестра-студентка» (сентябрь 1961).
1960-е
На фоне успеха DC Comics по возрождению комиксов о супергероях в конце 1950-х и начале 1960-х годов, в особенности с « Американской Лигой Справедливости », Marvel решила идти следом .
Редактор и писатель Стэн Ли вместе с вольнонаёмным художником Джеком Кирби создали Фантастическую четвёрку , несколько напоминающую квартет искателей приключений из комикса «Challengers of the Unknown», который Кирби создал для «DC» в 1957 году . Вопреки стереотипам жанра герои не вели двойную жизнь и даже поначалу не носили костюмов (при этом в их составе был один монстр), ругались друг с другом и испытывали повседневные трудности, что стало называться подходом «супергерои в реальном мире». Как отмечают многие историки комиксов, именно этот подход стал причиной успеха данного комикса и всех последующих, основанных на нём. На волне успеха Marvel начала создавать комиксы о других супергероях и антигероях, таких как Халк , Человек-Паук , Тор , Человек-Муравей , Железный Человек , Люди Икс и Сорвиголова , и таких запоминающихся суперзлодеях, как Доктор Осьминог , Веном , Доктор Дум , Магнето , Галактус , Зелёный Гоблин . Самым коммерчески успешным комиксом стал « Удивительный Человек-Паук » ( The Amazing Spider-Man ), созданный Стеном Ли и Стивом Дитко.
В комиксах Marvel особое внимание уделялось раскрытию характеров супергероев. Так, Человек-Паук — юный герой, раздираемый внутренними противоречиями и сомнениями, а также обычными для подростка проблемами. Большинство супергероев Marvel страдают от внутренних проблем, от одиночества даже больше, чем обычные люди, в отличие от совершенных, красивых и спортивных традиционных супергероев раннего периода. Некоторые герои Marvel больше похожи на злодеев и монстров. В то время этот нетрадиционный подход произвёл революцию в комиксах.
Имя Стэна Ли стало одним из самых известных в индустрии комиксов. Большинство героев, созданных в то время, принадлежит его авторству — именно они и составляют основную массу популярных персонажей, комиксы про которых выходят ныне. Художники также оказали значительное влияние на развитие комиксов: так, имя Джека Кирби можно увидеть в большинстве комиксов того времени на космическую тематику — «Фантастическая четвёрка», «Могучий Тор», персонажи Наблюдатели , Серебряный Сёрфер и . Стив Дитко был ведущим художником в комиксах, где превалирует натурализм (как, например, в городских пейзажах Человека-Паука) и сюрреалистичная атмосфера (как в комиксе о Докторе Стрэндже ). Вместе они создали так называемый «метод Марвел», заключающийся в том, что автор придумывает сюжет, художник его рисует и продумывает тонкие детали сюжета, диалогов и даже персонажей, а затем автор завершает процесс окончательной шлифовкой сюжета и диалогов.
В 1968 году основатель компании Мартин Гудман продал Marvel Comics и все свои остальные издательские компании «Perfect Film and Chemical Corporation». Все бывшие компании Гудмана были объединены в подразделение «Magazine Management Co.», а сам Гудман остался издателем.
1970-е
В 1970 году Стэн Ли увидел возможность покорить британскую публику без использования перепечатываемого американского материала. В октябре 1976 года Marvel создала «британского героя для британцев», Капитана Британию , комикс о котором сначала вышел лишь в Великобритании, а позже и в Америке.
В 1971 году Департамент образования и здравоохранения США предложил Стэну Ли создать комикс о вреде использования наркотиков . Ли согласился и ввёл в комикс о Человеке-Пауке историю, в которой показал, насколько опасны наркотики. Однако цензор внутри индустрии комиксов отказался одобрить эту историю, поскольку счёл присутствие наркотиков неуместным в контексте данного комикса. Ли, заручившись поддержкой Гудмена, всё-таки издал свою историю в «Поразительном Человеке-пауке» #96-98 (май‒июль 1971 года) без разрешения цензурного комитета. Сюжетная линия получила положительные отзывы, а аргументы цензурного комитета были подвержены критике, что привело к его переформированию в том году.
Гудмен ушёл из издательского дела в 1972 году , и его заменил Ли, отошедший от повседневной работы в Marvel. Комиксы, созданные под эгидой новых главных редакторов, пришлись на период очередного затишья в индустрии. Вновь Marvel обратилась к другим жанрам: ужасам ( Гробница Дракулы ), боевым искусствам ( Шан-Чи: Мастер кун-фу ), фэнтези ( Конан-Варвар , Рыжая Соня ), сатира ( Утка Говард ) и научная фантастика ( Ворон-убийца в «Удивительных приключениях»).
В 1973 году «Perfect Film and Chemical Corporation» сменила название на «Cadence Industries», а «Magazine Management Co.» в свою очередь была переименована в «Marvel Comics Group». Гудмен, теперь уже совершенно далёкий от Marvel, создал в 1974 году новую компанию « », воспользовавшись старым названием Marvel, однако этот проект просуществовал всего полтора года.
В середине 1970-х годов у Marvel заметно уменьшилась сеть газетных киосков, в которых продавались их комиксы. К концу десятилетия финансовое положение Marvel улучшилось благодаря развитию собственной дистрибьюторской сети (компания стала осваивать магазины комиксов наряду с газетными киосками), некоторым возрождённым сериям (вроде «The Uncanny X-Men»), новым хитам от команды писателя Криса Клэрмонта и художника Джона Бирна, а также более реалистичному комиксу о городском борце с преступностью « Сорвиголове », созданному автором/художником Фрэнком Миллером .
1980-е
В 1978 году Джим Шутер ( англ. Jim Shooter ) становится главным редактором Marvel Comics. Хоть и будучи противоречивой фигурой, Шутер излечил множество болезней издательства, включая постоянно пропускаемые сроки. Компания наслаждалась своим лучшим успехом на протяжении девяти лет пребывания Шутера в должности главного редактора, наиболее знаменательные тем, что Крис Клермонт и Джон Бирн запустили «Uncanny X-Men», а Френк Миллер — « Сорвиголову ». Также под редакционным правлением Шутера Волт Симонсон перезапустил комикс « Могучий Тор » и вновь сделал его бестселлером. Шутер принёс Marvel в быстро растущий рынок комиксов ( англ. direct market ), институционализировал отчисления за авторство создателям комиксов, начал импринт «Epic Comics» для авторов-собственников ( англ. creator-owned ) в 1982; представил миру кроссоверы, затрагивающие всю компанию: и Секретные войны ; и в 1986 запустил новую, хотя и совершенно неудачную серию Новая Вселенная ( англ. New Universe ), в память о 25-й годовщине издательства Marvel Comics. «Звёздные комиксы» ( англ. Star Comics ), ориентированные на детей больше, чем обычные комиксы Marvel, имели недолгий успех на протяжении этого периода.
Несмотря на успех Marvel в начале 1980, издательство начало сдавать позиции «DC» во второй половине декады, с того момента, как несколько бывших звёзд Marvel перебежали к противнику. «DC» вырвались вперёд с такими комиксами и мини-сериями, как « Хранители », « Возвращение Тёмного Рыцаря », « Кризис на Бесконечных Землях », перезапуск « Супермена » от Джона Бирна, и « Swamp Thing » от Алана Мура.
В 1986 Marvel была продана «New World Entertainment», через три года перепродавшей Marvel «MacAndrews and Forbes», владельцем которой был исполнительный директор «Revolon» Рональд Перлман.
1990-е
Marvel заработали много денег и признание читателей на протяжении бума комиксов в начале 90-х, запустив успешную серию комиксов «2099», события которой происходили в будущем («Spider-Man 2099», и тому подобные) и творчески смелый, хоть и неудачный импринт «Razorline», выпускавший комиксы о супергероях, созданные писателем и кинорежиссёром Клайвом Баркером . Тем не менее в середине десятилетия в индустрии наступил спад, и в декабре 1996 Marvel воспользовались главой 11 Кодекса о банкротстве США .
Самый большой удар Marvel потерпела в начале 1992 года, когда семь самых успешных, обладающих наградами, художников — Тодд МакФарлейн (известный работой над Человеком-Пауком), Джим Ли (« Люди Икс »), Роб Лайфелд (« Сила Икс »), Марк Сильвестри (« Росомаха »), Эрик Ларсен (« Удивительный Человек-Паук »), Джим Валентино (« Стражи Галактики ») и Уильям Портасио — оставили компанию для основания своей собственной успешной компании « Image Comics ».
В конце 1994 года Marvel Comics приобрела компанию-распространителя комиксов «Heroes World Distribution» для использования в качестве собственного распространителя комиксов. В то время остальные крупные издательства заключали индивидуальные договоры с другими компаниями, и в результате волнового эффекта остался только один, главный дистрибьютор в Северной Америке, «Diamond Comic Distributors, Inc». В начале 1997 года, когда попытка Marvel с «Heroes World» провалилась, «Diamond» предложил уникальную сделку для Marvel — отдать компании секцию под каталог комиксов «Previews».
Девяностые годы были примечательны использованием различных оригинальных приёмов по повышению продаж комиксов, вроде разных по стилю обложек, различных усовершенствований обложки, комиксов с купальниками ( англ. swimsuit issues ). В 1991 году Marvel начали продавать «Marvel Universe Cards» — коллекционные карточки , — производимые компанией, специализирующейся на производстве карт — «SkyBox International». Это были коллекционные карточки, описывающие персонажей и события Вселенной Marvel .
Другая частая практика Marvel этого периода — это кроссоверы с вовлечением всей вселенной, которые внесли хаос в её целостную картину. В 1996 году был выпущен кроссовер «Onslaught Saga», в котором были задействованы почти все комиксы, и который позволил Marvel перезапустить несколько ведущих персонажей вселенной, таких, как Мстители и Фантастическая четвёрка , и во вселенной , в которой перебежчикам Marvel (а ныне звёздам «Image Comics») Джиму Ли и Робу Лайфелду было дано разрешение перезапустить комиксы с нуля. Однако вскоре после запуска продажи быстро опустились ниже ожидаемого уровня, и Marvel закрыла эксперимент после года работы над ним; вскоре персонажи вернулись к своему прежнему облику (Вселенная Marvel или Земля 616). В 1998 году компания запустила серию «Marvel Knights», берущую начало во вселенной Marvel; ведомая будущим главным редактором Джо Кесадой , она наполнилась сильными и смелыми историями с появлениями таких персонажей, как Нелюди ( англ. Inhumans ), Чёрная пантера и Сорвиголова .
В 1991 году Рональд Перлман, чья компания «MacAndrews and Forbes» приобрела материнскую компанию Marvel Comics, «Marvel Entertainment Group» (MEG), в 1986 году выпустил акции компании на Нью-Йоркскую фондовую биржу , гарантированным размещением которых занялись Меррил Линч и «First Boston Corporation». Используя быстрый рост рынка ценных бумаг, Перлман выпустил серию бросовых облигаций , которые он использовал для приобретения детских развлекательных компаний, обеспеченных акциями «MEG». В 1997 году компании «Toy Biz» (как следует из названия, компания заведовала играми, куклами и тому подобному содержимому по мотивам комиксов Marvel), и «MEG» решили покончить с банкротством, образовав новую корпорацию, « Marvel Enterprises ». Вместе с деловым партнёром Ави Арадом , издателем Биллом Джемезом и главным редактором Бобом Харрасом Перлман помог вернуть к жизни Marvel.
2000-е
С приходом нового тысячелетия Marvel Comics избежала банкротства и начала пытаться разнообразить свои предложения. В 2001 году Marvel отказалась от «Comics Code Authority» и основала свою собственную систему рейтингов «Marvel Rating System» для комиксов. Первый комикс этого тысячелетия, который не был отмечен Code, был «X-Force» #119 (октябрь 2001).
Marvel также запустила новые импринты: «MAX» (линия комиксов, предназначенная для более взрослых читателей) и «Marvel Age» (наоборот, предназначенная для более юных читателей). Также компания создала отдельную серию для альтернативной вселенной, « Ultimate Marvel », позволившую компании перезапустить истории основных персонажей, чтобы улучшить и адаптировать персоналии для представления новому поколению. К 2010 году, в то время как Marvel оставалась основным издателем комиксов, несмотря на значительный спад в индустрии комиксов в сравнении с предыдущими десятилетиями, некоторые персонажи были изменены, чтобы стать франшизой, самые кассовые из которых: серия фильмов Люди Икс , стартовавшая в 2000 году, и трилогия Человек-Паук , стартовавшая в 2002 году.
В 2006 году, 1 ноября, вышел эпизод мыльной оперы « Направляющий свет », носящий название «Она Чудо» ( англ. She's a Marvel ), описывающий персонажа Харли Дэвидсон Купер (которую играла Бет Элерс) как супергероиню Направляющий Свет. История персонажа продолжилась в восьмистраничном продолжении, «Новый Свет» ( англ. A New Light ), а затем появлялся ещё в нескольких комиксах Marvel, вышедших с 1 ноября по 8. Также в том году Marvel создала вики на своём сайте.
В конце 2007 года компания начала инициативу в сети, анонсировав «Marvel Digital Comics Unlimited», цифровой архив, насчитывающий более 2 500 комиксов, доступных для просмотра, для ежемесячной или ежегодной подписки.
В 2009 году Marvel Comics закрыла Политику Открытого Представления, в контексте которой принимала от художников образчики комиксов, которые не были заказаны, аргументируя это тем, что большой объём рассмотрения этих образцов мешает профессиональной деятельности. В том же году компания отметила 70-летие, празднуя своё начало как «Timely Comics», в честь чего был выпущен одно-серийный комикс «Marvel Mystery Comics» «70th Anniversary Special» #1 и другие вариации специальных выпусков.
31 августа 2009 года, после десятилетия переговоров между компаниями, The Walt Disney Company заключила сделку о приобретении «Marvel Entertainment» за 4 миллиарда долларов. При этом акционеры Marvel получили 30 долларов и 0,745 акции Disney за каждую акцию Marvel, что они имели. Сделка была выгодна обеим компаниям: Disney с годами становится всё труднее создавать и продвигать новых персонажей, а Marvel не хватало инвестиций для продвижения существующих.
2010-е
Весной 2013 года вся команда Marvel, включая высший менеджерский состав компании, переехала с Манхэттена, где в последние четыре года обитала под крышей Raleigh Studios, в северный пригород Лос-Анджелеса.
Главные редакторы
- Джо Саймон (1939—1941)
- Стэн Ли (1941—1972)
- (исполнял обязанности редактора во время армейской службы Ли) (1942—1945)
- Рой Томас (1972—1974)
- (1974—1975)
- Марв Вольфман (отвечал за чёрно-белые журналы в период 1974—1975; в 1975—1976 главный редактор всей компании)
- Джерри Конвэй (1976)
- (1976—1978)
- Джим Шутер (1978—1987)
- (1987—1994)
- Не было единого главного редактора (1994—1995)
-
- Марк Грунвальд
- Боб Харрас
- Боб Будански
- Бобби Чейз
- Карл Поттс
- (1995—2000)
- Джо Кесада (2000—2011)
- Аксель Алонсо (2011—2018)
- Честер Б. Цебульски (2018 — настоящее время)
Герои вселенной Marvel
За свою 80-летнюю историю Marvel Comics создала огромное количество популярных персонажей, таких как:
Команды вселенной Marvel
Многие персонажи вселенной Marvel объединяются в команды для борьбы против общих врагов. О популярных группах супергероев есть отдельные серии комиксов. Наиболее известные и популярные команды:
См. также
- Фильмы, снятые по комиксам Marvel Comics
- Список фильмов кинематографической вселенной Marvel (+ телесериалы)
- Кинематографическая вселенная Marvel
- Marvel Studios
Примечания
- Schedeen, Jesse (англ.) . IGN (25 марта 2021). Дата обращения: 25 марта 2021. 25 марта 2021 года.
- . Дата обращения: 17 сентября 2017. 11 сентября 2017 года.
- (англ.) .
- . Дата обращения: 5 сентября 2009. 7 апреля 2013 года.
- . Marvel.com (31 декабря 2009). 18 февраля 2012 года.
- Информация из Библиотеки Конгресса . 30 мая 2012 года.
- По довольно сомнительной легенде, в 1961 году издатель «Timely» и «Atlas» Мартин Гудмен играл в гольф с одним из боссов «DC Comics» (предположительно, Джеком Лейбовицом или Ирвином Доненфилдом), который хвалился успехом Лиги Справедливости (появившейся сначала в комиксе «The Brave and the Bold» #28 (февраль 1960 года), а затем получившей собственный комикс).
Литература
- Friedenthal A. J. The World of Marvel Comics : [ англ. ] . — Routledge , 2021. — 128 p. — ISBN 978-0-367-50721-3 .
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- 2020-07-16
- 2