Лахуд, Эмиль Джамиль
- 1 year ago
- 0
- 0
Нуридди́н Абдуррахма́н ибн Ахма́д Джами́ ( перс. نورالدّین عبد الرّحمن بن احمد بن محمد جامی , также известный как Мавланá Ну́р ад-Ди́н 'Áбд аль-Рахмáн Мухáммад Дашти́ , или просто как Джами́ ; 7 ноября 1414 , , Хорасан-Резави , Герат или Джам , Гур — 9 ноября 1492 , Герат ) — персидский поэт - мистик , суфийский шейх , теолог , философ , теоретик музыки . Прежде всего он был выдающимся поэтом-богословом школы Ибн Араби и Хваджагани Суфи, известным своим красноречием и анализом метафизики милосердия . Джами считается завершителем классического периода поэзии на персидском языке.
Джами родился в местечке Торбете-Джам в таджикской семье влиятельного духовного лица . Его отец Низам ад-Дин Ахмад бин Шамс ад-Дин Мухаммад был родом из маленького городка Дашт в окрестностях Исфахана . Джами был суннитом . Получил образование в Герате и Самарканде .
Джами оказавшись при дворе тимурида Абу Саида , посвятил ему свой первый поэтический сборник — диван, написанный в 1463 году. Религиозным советником и духовным наставником Абу Саида был накшбандийский шейх Ходжа Убайдулла Ахрар. Он и Джами поддерживали тесные и взаимовыгодные отношения в течение 30 лет. Позже, Джами выступал в качестве полуофициального представителя Ходжа Ахрара в Герате. Под влиянием встречи с Ходжой Ахраром Джами написал свое первое крупное поэтическое произведение, первую книгу «Силсилат аль-захаб» («Золотая цепь»).
Джами в своей поэме «Золотая цепь» подчеркивал, что считает шиитский толк заслуживающим порицания, но не потому, что шииты любят Али , двоюродного брата пророка Мухаммада , а потому, что ненавидят законных преемников пророка .
Характерная черта творчества Джами — многожанровость. Он пользовался всеми традиционными поэтическими формами — месневи , касыда , газель , рубаи , . Джами — автор трактатов о рифме и метрике, о музыке, о составлении шарад (искусства, широко распространённого в XV веке ). Наставник и друг Алишера Навои , о чём свидетельствуют его стихи :
|او که یک ترک بود و من تاجیک،
هردو داشتیم خویشی نزدیک.
Хоть он был тюрком, а я таджик,
Мы были близки друг к другу.
Слава Джами достигла Османской империи . Однажды при дворе османского султана Мехмеда Фатиха происходила дискуссия улемов. Спорящие не могли договориться и решили обратиться к Джами за разрешением их сомнений. Джами тотчас написал целый трактат, излагающий связанные с ним теории .
В 1468 году к власти пришёл Султан-Хусейн Байкара , покровительствовавший Джами. Визирем султана был знаменитый поэт и меценат Алишер Навои . Расцвет творчества Джами, относящийся к периоду после 1474 года , открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» ( 1475 ) и «Сияние духа», в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины , и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» ( 1476 — 1478 ). В 1480 — 1487 годах Джами завершает цикл поэм ( дастанов ) «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы») , состоящий из следующих произведений:
Джами написал около восьмидесяти семи книг и писем, некоторые из которых были переведены на русский язык. Его произведения варьируются от прозы до поэзии, от мирских до религиозных. Он также написал труды по истории и науке. Кроме того, он часто комментирует работы предыдущих и нынешних теологов, философов и суфиев .
Поэмы «Юсуф и Зулейха», «Саламан и Абсаль», «Лейли и Маджнун» являются образно-аллегорическими и гуманистическими произведениями персоязычной литературы . В прозаическом сочинении « Бахаристан » (1487) содержатся образцы народной мудрости и морали, неприятие социальной иерархии .
Джами читал тюркскую «Хамса» Алишера Навои, то есть он понимал тюркский (староузбекский) язык .
Джами скончался в Герате в 1492 году. В день его смерти весь город был в трауре. Организатором поминовения был Алишер Навои. Похороны состоялись при участии самого султана, его приближенных и всех вельмож. Тело несли на кладбище тимуридские принцы. Как султан, так и Навои устроили в гератской мусалла пышные поминки для народа. Через год Навои устроил для широких масс гератского населения грандиозные поминки (йил оши) .
По повелению султана, поэту были устроены блестящие похороны . Могила Джами является одной из достопримечательностей Герата.
В 1510 г. Герат был завоеван Сефевидским шахом Исмаилом I . Фанатичное шиитское духовенство, которое считало его злейшим врагом, решило расправиться с ним посмертно. Было приказано вскрыть могилу поэта и выбросить оттуда его останки. Сын Джами Зия-ад-Дин Юсуф предвидел это и заблаговременно перенес тело отца в другое место. Однако мазар был тогда совершенно разрушен, надписи разбиты .
Труд о музыке Джами обобщает достижения предшественников — аль-Фараби , Ибн Сины , Сафи-ад-Дина Урмави , Абд аль-Кадира Мараги . Первая часть («книга») труда посвящена учению о композиции, вторая — учению о ритме. Джами рассматривает интервалы и интервальные системы ( тетрахорды , пентахорды и бо́льшие по объёму звукоряды вплоть до 17-ступенного октавного звукоряда уда ), обсуждает ладовую систему макама . В учении о ритме Джами выделяет наименьшую единицу (аналогичную греческому «хронос протос») под названием «накр», вводит понятие «ритмического круга» (аналогичное европейскому ритмическому остинато ). В учении о музыкальной композиции Джами уделяет особое внимание корреляции (поэтического) текста и музыки.
При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .