Interested Article - Итоми
- 2021-05-05
- 2
Ито́ми , Итома, Ифома ( др.-греч. Ἰθώμη , лат. Ithome ) — гора вулканического происхождения в Греции , на юго-западной оконечности полуострова Пелопоннеса , к северу от залива Месиниакос Ионического моря, в периферийной единице Месинии в периферии Пелопоннес , в 25 километрах к северо-западу от города Каламата , на правом берегу реки Маврозумена (Μαυροζούμενα), притока Памисоса . Высота 802 метра над уровнем моря . Является продолжением гор Кипарисия .
Полибий пишет, что Арат Сикионский в разговоре на акрополе с македонским царем Филиппом называл Акрокоринф и Ифому рогами, разумея под быком Пелопоннес . По Страбону это говорил .
Средневековое название горы — Вуркано ( Βουρκάνο , Vourkano ) или Вулкано ( Βουλκάνο , Voulkano ) .
На вершине находилось святилище Зевса Ифомского ( Ἰθομήτας ) , почитавшегося без идола и храма, подобно Зевсу Ликейскому на горе Ликео . В честь его совершались жертвоприношения и музические агоны . На месте святилища находится старый монастырь .
На полугоре находится действующий мужской монастырь ( Μονή Βουλκάνου ) в честь Успения Пресвятой Богородицы, который принадлежит Элладской православной церкви .
На горе находился естественный акрополь , тесно связанный с историей древней Мессении. В ходе трёх Мессенских войн небольшое плато укреплялось. Крепость была неприступной . В ходе Первой Мессенской войны мессенцы бежали в Ифому , которую защищал царь Аристодем ( Αριστόδημος , 729—724 до н. э.) , но после долгой осады, длившейся двадцать лет, акрополь заняли спартанцы в 723 году до н. э.
В ходе крупнейшего в древности восстания илотов в Спарте и периэков из городов в Мессении и в Лаконии в 464 году до н. э. мессенцы снова укрепились на Ифоме. Осада Ифомы в ходе Третьей Мессенской войны затянулась на долгие годы и в 461 году до н. э. спартанцы обратились за помощью к Афинам. Афины послали 4000 гоплитов под командованием Кимона к Ифоме на помощь лакедемонянам, но Кимону не удалось занять Ифому и спартанцы отослали афинское войско. Дельфийский оракул повелел лакедемонянам пощадить ифомцев. На десятый год осады (455/454 до н. э.) ифомцы сдались и ушли в занятый в ходе Малой Пелопоннесской войны афинянами Навпакт . Согласно Геродоту в 455 году до н. э. вместе со спартанцами одержал победу над мессенцами при Ифоме жрец-прорицатель Тисамен из Элиды . Акрополь с тех пор оставался необитаемым .
В 369 году до н. э. Эпаминонд основал под крепостью Ифома, у южной подошвы горы город , затем, вероятно, были возведены стены вокруг акрополя, как оплот против Спарты .
На месте святилища Зевса Ифомского в конце XIII — начале XIV века возник монастырь Вулкану. В 1573 году от патриарха Иеремии II получил ставропигиальный статус . Однонефная византийская базилика сложена из камней святилища Зевса. В 1608 году храм был расписан фресками из жития св. Николая Мирликийского .
В 1625 году монастырь на вершине Итоми был оставлен. Новый монастырь был основан на полугоре между селами Валира и . Сюда была перенесена чудотворная икона Божией Матери Вулканиотиссы. В 1639 году патриарх подтвердил ставропигиальный статус монастыря. Построенный в 1701 году и расписанный в 1732 году крестово-купольный собор был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монахи Вулкану участвовали в национально-освободительном движении . В 1822 году они пожертвовали повстанцам 8 тыс. курушей . Фрески храма были сильно повреждены турками, захватившими монастырь по приказу Ибрагим-паши (1825). Во время восстания в Эпире и Фессалии (1854) монахи Вулкану послали туда вооруженный отряд из 40 человек во главе с монахами Софронием, Германом и Филофеем. Во время антиосманского Критского восстания (1866—1869) иноки Вулкану приняли беженцев с Крита . В 1898 году монастырь Вулкану пострадал от пожара, в 1846, 1886, 1965 и 1986 гг. — от землетрясений, в годы Второй мировой войны — от германо-итальянской оккупации . В 1973 году храм был заново расписан художником Дим. Яннакопулосом ( Δημ. Γιαννακόπουλος ) .
Монастырю Вулкану в настоящее время принадлежат подворья Андромонастиро ( Ανδρομονάστηρο , с храмом в честь Преображения Господня XII века) в селе Петралона ( Πετράλωνα ), Живоносного Источника в городе Месини и старый монастырь на вершине горы, отреставрированный в 1972 году по инициативе Мессинийского митрополита .
По переписи 2011 года в обители находятся два монаха .
Примечания
- ↑ // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- ↑ Геродот . История. IX, 35
- ↑ Фукидид . История. I, 101—103
- ↑ // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 24. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1 .
- ↑ // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 675.
- Полибий . Всеобщая история. VII, 11
- ↑ Страбон . География. VIII, 4, 8
- ↑ Щукарев, А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1894. — Т. XIIIa. — С. 597—598.
- Павсаний . Описание Эллады. IV, 12, 8
- Павсаний . Описание Эллады. IV, 9, 1
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 150.
- Павсаний . Описание Эллады. IV, 13, 6—7
- Диодор Сицилийский . Историческая библиотека. XV, 66
- (греч.) . Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 марта 2014). Дата обращения: 22 октября 2017. 13 ноября 2015 года.
Литература
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- Щукарев, А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1894. — Т. XIIIa. — С. 597—598.
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 675.
- 2021-05-05
- 2