Сабрина (фильм, 1954)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Доро́га » ( итал. La Strada ) — один из самых знаменитых фильмов Федерико Феллини , снятый в 1954 году . Стилистика неореализма предстаёт в фильме значительно модифицированной.
Дзампано́ — бродячий циркач-силач с коронным номером — разрыванием цепи на груди.
В качестве ассистентки он покупает девушку-подростка Джельсомину у её матери и учит Джельсомину объявлять номер и сопровождать его игрой на барабане и трубе.
Дзампано привык всё решать силой. Он бьёт Джельсомину, заставляет её сожительствовать с собой, на её глазах флиртует с другими женщинами. Джельсомина боится Дзампано, но при этом и любит его.
Однажды они встретили странствующий цирк и устроились туда на работу.
Канатоходец Матто постоянно подтрунивает над Дзампано и тем приводит его в ярость. После очередной насмешки силач бросился на Матто с ножом. Дзампано попадает в тюрьму, после чего их обоих выгоняют из цирка.
Матто разговаривает с Джельсоминой и предлагает ей выбрать между ним, цирком и Дзампано. Она остаётся с Дзампано.
Однажды они встречают Матто на глухой дороге. Дзампано избивает противника, и это заканчивается смертью канатоходца. Силач заметает следы преступления.
Джельсомина тяжело переживает смерть Матто. У неё появляются признаки психического расстройства. Через некоторое время Дзампано бросает её.
Через несколько лет силач возвращается в эту местность и узнаёт, что Джельсомина умерла вскоре после его ухода. Дзампано к этому моменту опустошен: он совершил множество плохих поступков в своей жизни, но именно предательство единственной души, по-настоящему любившей его, становится последней каплей...
Сценарий фильма был написан еще в 1949 году, но продюсер Луиджи Ровере, прочитав его, заметил: «Это не кино, это литература. Ты не заработаешь на таком фильме ни гроша» . Тогда Федерико Феллини обратился к другому продюсеру, Лоренцо Пегораро. Тот согласился, но при условии, что главная роль будет доверена другой актрисе. Это было совершенно неприемлемо для Феллини, с самого начала видевшего в роли Джельсомины свою жену Джульетту Мазину . В результате проект был заморожен. Съемки начались только после выхода на экран картины « Маменькины сынки », в октябре 1953 года. Финансирование было получено от Карло Понти и Дино де Лаурентиса. В главных ролях снялись Мазина (для которой это была первая значительная роль), а также достаточно известный к тому времени американский актер Энтони Куинн .
Съемки фильма осуществлялись в областях Лацио и Абруццо , в основном в в городках Баньореджо и Фьюмичино , а также в Риме . [ источник не указан 543 дня ]
Фильм, впервые показанный в сентябре 1954 года на Венецианском кинофестивале, вызвал острую полемику как в Италии (в том числе на страницах коммунистического журнала «Il Cоntemporaneo»), так и за ее пределами. Лукино Висконти , чей фильм «Чувство» также демонстрировался на фестивале, крайне презрительно отозвался о «Дороге», именуя картину «неоабстрактной» ; возникшую размолвку двух великих режиссеров удалось преодолеть лишь в 1963 году, на Московском кинофестивале , когда при посредничестве Мазины Висконти и Феллини обнялись в холле гостиницы «Москва» . Итальянские критики, приверженные ортодоксальному пониманию неореализма, вменяли в вину режиссёру «желание уйти от действительности» , влияние экзистенциализма , «утрату внутреннего равновесия» и погружение в «атмосферу волшебства и суеверий» . Напротив, французские критики (включая Жоржа Садуля ) в целом восторженно встретили фильм . В дальнейшем именно мифологическое , аллегорическое измерение фильма было осознано как важнейшее его достоинство. Итало Кальвино в своем очерке о Феллини ( 1974 ) указал, что сновидческое начало соединяется у режиссера с верностью повседневности .
Практически всё действие фильма сосредоточено на трех персонажах. Дзампано — не только воплощение брутальности и звериной силы, но и «маленький человек», с большим усилием противостоящий жизненным невзгодам. Матто (буквально: «безумец») уже самим своим ремеслом приближен к небесам: «открытие мира происходит через устремленность ввысь» . Кроткая и недалекая, но при этом тонко ощущающая спиритуальную составляющую бытия Джельсомина играет в происходящем ключевую роль; именно в этом образе в наибольшей степени отразилось воздействие на фильм францисканства . В финале картины происходит своего рода эпифания : Дзампано горюет об утрате Джельсомины, открывает для себя любовь и прикасается к доселе неведомым ему сторонам бытия.
Картина завоевала Серебряного Льва Венецианского кинофестиваля (1954), премию « Оскар » (1957), премию « Бодил » (1956) и ряд других наград.
В советский прокат фильм вышел в
1967 году
c cокращениями (продолжительность прокатной версии составляла 97 минут
) и под названием «Они бродили по дорогам» («видимо, чтобы не путали с
одноименным фильмом
Столпера
»
).