Адрианопольский мирный договор (1829)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мануи́л ( ср.-греч. Μανουήλ ; ранее 787 — 815 ) — казнённый болгарами епископ византийского города Адрианополь ; почитаемый в Православной церкви священномученик : день памяти — 22 января ( 4 февраля ).
Мануил известен из нескольких раннесредневековых исторических источников : трудов Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы , « », « Минология » византийского императора Василия II Болгаробойцы , минеи Иосифа Песнописца и других агиографических сочинений .
О происхождении и ранних годах жизни Мануила сведений не сохранилось. Первое упоминание о нём относится к 787 году, когда он уже был главой Адрианопольской митрополии . Так как Мануилу как главе митрополии подчинялись несколько глав других епархий , в некоторых источниках он наделяется архиепископским саном . Однако в современных ему документах и трудах средневековых авторов он упоминается только как епископ. Не установлено, когда Мануил взошёл на кафедру . Предшествовавшим ему главой Адрианопольской митрополии был Иосиф, последующим — Григорий, о которых кроме имён ничего не известно .
Согласно актам Второго Никейского собора , осенью 787 года Мануил участвовал в этом синоде , состоявшем из 367 епископов (в основном, из восточно-христианских епархий) и папских легатов . Всего он присутствовал на восьми заседаниях собора. На втором из них Мануил высказался в пользу поклонения иконам в той форме, какая была сформулирована в послании папы римского Адриана I , и осудил иконоборчество . На четвёртом заседании епископ Адрианополя подписал документ с цитатами из трудов Отцов Церкви в поддержку иконопочинания, а на седьмом заседании заверил подписью принятый собором Символ веры .
Следующее упоминание о Мануиле в византийских источниках датировано 813 годом. Тогда он вместе с другим жителями Адрианополя (включая ещё малолетнего будущего императора Василия I Македонянина вместе с его родителями) был после захвата города болгарами уведён в плен . В находящемся в труде Продолжателя Феофана жизнеописании Василия Македонянина утверждается, что в Болгарии Мануил и его товарищи по несчастью « обратили к истинной христовой вере многих болгар (этот народ ещё не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания » .
По свидетельству византийских авторов, вскоре после скоропостижной смерти хана Крума 13 апреля 814 года власть над болгарами получил правитель, люто ненавидевший византийцев за их христианскую веру . Кто был этот властитель — Диценг или Омуртаг — точно неизвестно: на них обоих византийцы возлагали ответственность за преследования христиан, в том числе, обвиняя их в одних и тех же злодеяниях. Современные историки в значительной части склонны считать, что организатором репрессий против пленных византийцев был Диценг . В «Синаксаре Константинопольской церкви» и других агиографических источниках сообщается, что в начале 815 года правитель болгар Диценг приказал находившимся в плену христианам есть мясо в Великий пост , угрожая ослушникам казнями. Большинство византийцев для сохранения жизни были вынуждены нарушить каноны своей религии. Однако группа из нескольких сотен христиан во главе с Мануилом отказалась выполнить повеление болгарского правителя . За это все они были жестоко казнены: только одновременно с Мануилом были преданы смерти 377 византийцев . Димитрий Ростовский так описывал мученическую кончину епископа: « Диценг, властитель грозный и бесчеловечный … приказал распилить надвое епископа адрианопольского Мануила и отрубить у плеч руки святителя, после чего священные его останки брошены были на съедение псам » . В трудах же Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы утверждается, что ханом тогда был уже Омуртаг и что причиной казней стала христианизация Мануилом Адрианопольским и его сподвижниками живших поблизости от мест их заключения болгар и славян .
Позднее погибшие вместе с Мануилом, а также многие другие казнённые болгарами в 813—815 годах византийские христиане, были причислены к лику мучеников , а адрианопольский епископ и несколько других священников — к лику священномучеников. Все они в средневековье соборно поминались в Константинопольском патриархате 22 и 23 января. В настоящее время день памяти Мануила и с ним пострадавших отмечается в Православной церкви 22 января ( 4 февраля ) .