Don’t Tell Me No
- 1 year ago
- 0
- 0
Show, don't tell (с англ . — «Показывай, а не рассказывай») — это техника повествования, используемая в различных видах текстов, а так же в кинематографе, которая позволяет читателю или зрителю воспринимать историю через действия, слова, мысли и чувства, а не через описание и анализ автора. Эта техника даёт возможность описывать сцену таким образом, чтобы читатель смог сделать собственные выводы, а не следовать за выводами автора.
Метод «Show, don't tell» используется как рекомендация для писателей, которые злоупотребляют объяснениями и комментариями в ущерб действию и диалогу. Если бы писатель использовал действие и диалог для раскрытия персонажа, сюжет бы стал более интересным читателю. Последний должен чувствовать, что видит разворачивающуюся сцену перед собой и, как следствие, прийти к собственной интерпретации без вмешательства автора.
Федерико Феллини утверждал:
«Я не хочу ничего доказывать. Я хочу показать.»
Это утверждение демонстрирует концепцию такого метода повествования в произведении — литературном или кинематографическом, разницы нет. Таким образом техника «Show, don't tell» побуждает зрителя формировать собственное мнение, взаимодействуя с произведением, воспринимать его через собственные убеждения и опыт. Это не означает, что у автора нет своего мнения, однако следует остерегаться выступать от первого лица. Правило «Show, don't tell» — это также повествовательный прием, позволяющий избежать излишней откровенности и самоанализа. Жан-Патрик Маншетт , один из известных европейских писателей-криминалистов, высказываясь о своих политических убеждениях, заявил:
«Я не вникаю в тайны психики моих персонажей.»
Как и во всех правилах, в «Show, don't tell» есть исключения. По словам :
«Иногда писатель использует объяснения как ярлыки, чтобы быстро перейти к наиболее важным частям повествования или сцены. Если они не сделают этого, то ваши читатели будут истощены.»
Для того, чтобы показывать требуется больше слов; рассказ может занять более длительный промежуток времени. Роман , основанный только на показе, окажется очень длинным; поэтому повествование может содержать некоторые уместные пояснения автора. Важные сцены в истории следует драматизировать, показывая их, но иногда то, что происходит между сценами, можно рассказать, чтобы развить сюжет .
Писатель мог бы проиллюстрировать конфликты с боссом и девушкой Боба, но не слишком абстрагируясь от повествования сообщит читателю, что Боб едет к дому своей девушки. Поскольку во время поездки в автомобиле ничего важного не происходит, писателю просто нужно сообщить читателю, что эта поездка существует (имеет место быть). Писатель также может открыть читателю, что повествователь — это рассказчик, а не писатель! — это весьма фальшиво. Рассказчик может заметить, что Боб хороший парень, но позже Боб показывает себя мерзавцем. Тогда читатель может решить, что рассказчик не видит Боба таким, какой он есть.
Американская писательница Франсин Проуз об этом правиле говорит:
«Молодым писателям часто дают плохие советы, что работа автора — показать, а не рассказать. Само собой разумеется, что многие великие романисты сочетают «драматическое сцены» с длинными фрагментами авторского повествования, которые, я думаю, и есть то, что называется рассказом. И предубеждение против такого рассказа ведет к путанице, которая заставляет при обучении писателей думать, что все должно быть показано ... на самом деле ответственность за демонстрацию берёт на себя энергичное и конкретное использование языка.»
Один из первых примеров этой техники исходит от Генри Джеймса . В предисловии к нью-йоркскому изданию Daisy Miller он оставил пометку на полях своих заметок, напомнив себе:
«Драматизируйте, инсценируйте!»
Применяя правило «Show, don't tell», писатель делает больше, чем просто рассказывает читателю что-то о персонаже ; он раскрывает характер через то, что последний говорит и делает. Показывать можно несколькими способами:
Вместо того, чтобы сказать:
Писатель может показать:
Или вместо того, чтобы сказать:
Писатель может показать:
Показ драматизирует сцену в рассказе, заставляя читателя забыть о том, что он читает, помогает им открывать персонажей, тем самым пробуждая интерес:
«Это как разница между актерами, играющими пьесу, и драматургом, стоящим на пустой сцене и подробно описывающим действия пьесы.»