Interested Article - Неоготическая архитектура Великобритании

О. Пьюджин. Гравюра из книги «Апология возрождения христианской архитектуры». 1843 (Издание 1895 г.)
О. Пьюджин. Проект готического леттнера (screen). 1830
Башня с часами «Биг Бен» здания Парламента в Лондоне. 1840—1860. Архитектор Ч. Бэрри
Мемориал принца Альберта в Лондоне. 1864—1872. Архитектор Дж. Г. Скотт

В Великобритании XVIII века не употребляли термин «неоготика», поскольку усиление интереса к средневековой культуре и частичное возрождение готических форм в архитектуре было связано не столько с процессом формирования неостилей в культуре историзма , сколько с идеологическим, религиозным и эстетическим движением за восстановление влияния в Англии католической церкви , охватившем умы аристократов, меценатов, политиков, писателей. Отсюда возникновение и широкое распространение термина Готическое возрождение ( англ. Gothic Revival ). Феномен «готического возрождения» в Великобритании исследовал в своей книге 1928 года выдающийся британский историк искусства Кеннет Кларк . Это движение хронологически совпадает с периодами раннего (конец XVIII века) и позднего романтизма и историзма западноевропейской культуры первой трети XIX века. Однако в содержательном отношении существенно отличается от неоготики как одного из неостилей, воспроизводящего лишь формы средневекового готического искусства. Показательно, что в формально-стилевом отношении памятники архитектуры «готического возрождения» британские историки искусства включают в различные периоды развития «викторианской архитектуры»: «Early Victorian Gothic», «High Victorian Gothic», «Late Victorian Architecture» либо: «British Victorian 1837—1901» .

Зарождение романтических идей в английской архитектуре второй половины XVIII века

Одним из первых в зримой, осязаемой форме идеи романтической архитектуры реализовал английский писатель, основатель жанра готического романа , библиофил и коллекционер Хорас Уолпол в своем поместье Строуберри Хилл (Strawberry Hill). Уолпол в 1746 году приобрел загородный дом на левом берегу р. Темзы близ городка Твикнем (Twickenham), к западу от Лондона . С помощью архитектора-классициста Роберта Адама новый владелец перестраивал свой дом в «готический замок». В 1774 году он опубликовал подробное описание замка (позднее несколько раз переизданное). В этом описании Уолпол отмечал намеренное смешение различных форм церковной и жилой архитектуры, деталей декора церковных порталов, средневековых надгробий, часовен, башен, каминов. «Я не собирался, — писал автор, — сделать свой дом столь готическим, чтобы этим исключить удобство и современную утонченную роскошь… Он был построен так, чтобы удовлетворить мой собственный вкус и до некоторой степени воплотить мои собственные фантазии (visions)». Эти «фантазии» — характерная черта романтического мышления, они отличают неоготический стиль от научного воссоздания, реставрации и реконструкции памятников подлинной средневековой готики.

Замок Строуберри Хилл и его иллюстрированное описание послужили образцом для многих последующих неоготических построек в Англии и других странах. В своем замке Уолпол разместил библиотеку, уникальную коллекцию старинного оружия и картин. Собственные фантазии подсказали Уолполу замысел знаменитой впоследствии «готической повести» «Замок Отранто» (1764), сюжет которой, по собственному признанию автора, он увидел во сне. Вслед за этой книгой последовали другие произведения в том же жанре А. Рэдклифф, Ж. Казота, У. Бекфорда . В 1761 году Т. Грей издал книгу «Нисхождение Одина» (роман средневековых ужасов). В 1762 году появилось издание Р. Хёрда «Письма о рыцарстве и средневековых романах». В 1765 году в Лондоне опубликованы «Поэмы Оссиана » — стилизация под шотландский эпос.

В 1796—1807 годах архитектор-классицист Джеймс Уайетт , ранее известный постройками в стиле «греческого возрождения», возводил «готическое аббатство» Фонтхилл (Fonthill) для автора «готических романов» Уильяма Бекфорда . В «аббатстве» имелась высокая башня. Эклектичные интерьеры (здание не сохранилось) были заполнены «исторической мебелью» различных стилей. Там же размещались художественные коллекции, картины, оружие, гравюры, редкие книги. Значительный вклад в движение готического возрождения внесли писатель сэр Вальтер Скотт , рисовальщики и архитекторы Эдвард Блор , Джордж Гилберт Скотт . Дополнительный импульс движению «готического возрождения» придавала естественная реакция на холодность академического классицизма , остававшегося для Англии «иностранным искусством». Поэтому дань течению «Gothic Revival» отдали наиболее известные архитекторы английского классицизма : Кристофер Рен , Джон Нэш , Джон Ванбру , Николас Хоксмур .

Социально-политические и эстетические предпосылки «готического возрождения»

Движение готического возрождения в Великобритании существенно отличается и от общеевропейского мировоззрения историзма, порождавшего в разных странах возрождение тех или иных художественных стилей прошлых эпох, в частности неоготики во Франции, Германии и романтической игры в готический стиль в России. Неоготический стиль имеет три основных идеологических аспекта:

  • результат романтических фантазий, неосознанных движений души, стремлений к мистике средневековой культуры;
  • архитектонический театр, рассудочная игра, создание исторических декораций, обусловленных вполне прагматическими задачами;
  • научная реконструкция, реставрация и воссоздание памятников средневекового искусства .

Художественное творчество в неоготическом стиле представляет собой не только стилизацию форм, но, прежде всего, — создание особой мечтательной атмосферы для интеллектуального, исторически мыслящего человека, который понимает правила художественной игры, не ждёт от неё точного соответствия действительности, имитации форм средневекового искусства, а ищет историко-культурные ассоциации, образные аллюзии и актуальные идеи .

Однако возникновение «готического возрождения» в Англии было обусловлено особыми обстоятельствами. «Первая волна предромантического движения была связана с обращением к национальной истории, с пробуждением интереса к народной эпической поэзии, старой готической архитектуре, первым археологическим, ей посвященным увражам, а в литературе — с возрождением интереса к Спенсеру, Мильтону и Шекспиру… Вдруг именно эти самые „темные века“ начинают вызывать интерес. Англичане открывают свой собственный остров. Лендлорды ищут в своих поместьях развалины, — если их нет, то их даже строят. Акварелисты рисуют старые полуобвалившиеся церкви, аббатства и надгробия, а антиквары издают их рисунки. Художники впервые открывают неизвестные ранее красоты таких мест, как Шотландия или Уэльс» .

В истории литературы этот период именуют предромантизмом, он характеризуется особенным соединением классицизма и элементов романтического мышления, еще не освободившегося от рационализма эпохи Просвещения . В Англии предромантическое движение началось раньше, чем в других странах, поскольку оно было обострено протестом аристократии, меценатов и деятелей церкви против материалистической философии и прагматизма жизни периода английской промышленной революции XVII века. Так, уже в 1666 году Кристофер Рен в плане реконструкции Лондона после « Большого пожара » предусматривал строительство пятидесяти приходских церквей, из них четыре в готическом стиле. Вместо термина «неоготика» именно тогда стали использовать слово «возрождение» ( англ. Revival ) . Для Великобритании готический стиль в архитектуре представляет собой национальную классику. Поэтому идея возрождения готики со временем обрела не только романтический, но и политический характер.

Содержание нового идейного движения оказалось намного сложнее, чем идеология «воссозданий», типичная для периода историзма в других странах Западной Европы. Подлинная готическая архитектура идейно, эстетически и исторически связана с католической церковью, а внутреннее пространство храма — с литургией. В стране англиканской церкви, порвавшей с Ватиканом по воле короля Генриха VIII и английского парламента в 1534 году, движение за возрождение готической архитектуры приобрело значение духовной и политической оппозиции. Одним из стимулов движения за возрождение и укрепление роли католической церкви на Британских островах был страх английской аристократии после несчастий французской революции, а в начале XIX века к этому прибавились и последствия наполеоновских войн. В 1818 году был учреждён Комитет по церковному строительству .

Реализация архитектурной программы

Главная роль в реализации архитектурной программы «готического возрождения» принадлежит архитектору-католику Огастесу Пьюджину . В 1833 году Пьюджин переехал в Солсбери , в 1835 году купил участок земли и построил дом в стиле «готического возрождения» для своей семьи, который он назвал Grange St. Marie’s. В 1834 году Огастес Пьюджин принял католичество , в следующем году был принят в лоно римско-католической церкви и стал активным сторонником возрождения готического стиля в архитектуре Англии . В 1832 году он познакомился с католиком Джоном Толботом, 16-м графом Шрусбери , разделявшим его эстетические взгляды. Пьюджин перестроил его родовой замок Альтон Тауэрс, построил католическую церковь Сент-Жиль в Стаффордшире (1846) и многое другое. В 1836 году он опубликовал полемическое сочинение «Контрасты» (Contrasts), или «Параллель между благородными зданиями XIV и XV веков и аналогичными зданиями современности». Пьюджин доказывал преимущество неоготики и отказа от неоклассицизма , а также необходимость возрождения средневекового готического стиля как истинно национального и о «возвращении к вере и социальным структурам средневековья» . Книга была направлена против принятия Актов о церковном строительстве 1818 и 1824 годов, первый из которых часто называют Законом о миллионах фунтов из-за суммы ассигнований Парламента на строительство новых англиканских церквей в Великобритании. В 1841 году Пьюджин опубликовал трактат «Истинные принципы стрельчатой, или христианской, архитектуры» (The True Principles of Pointed or Christian Architecture), оказавшую существенное влияние на умы многих английских художников, в частности на Уильяма Морриса и прерафаэлитов . В этой книге Пьюджин писал, что современные мастера, стремящиеся подражать стилю средневекового искусства, должны воспроизводить не внешние формы, а его духовные основы.

В 1843 году последовало сочинение «Апология возрождения христианской архитектуры» (An Apology for the Revival of Christian Architecture). Пьюджин критиковал классицизм в церковной архитектуре. По его мнению, античные храмы строили для принципиально другого типа богослужений, и приспособление этой конструкции для христианской литургии в любом случае уничтожит характерный вид здания, к которому стремится архитектор-классицист. В то же время, согласно Пьюджину, конструкция и эстетика готического храма полностью обусловлены нуждами христианского богослужения и должны служить образцом для архитекторов всех позднейших времён. Аналогичные идеи Пьюджин высказывал и в отношении других родов и видов искусства, в частности, призывая к возрождению григорианского пения в церковной музыке. Идеи Пьюджина нашли поддержку членов Кемденского общества, основанного в 1838 году в Кембридже по имени английского историка XVII века Уильяма Кемдена , опубликовавшего значительное число источников по истории Англии (в 1897 слилось с Королевским историческим обществом). Члены общества провозгласили, что возрождение «Высокой церкви» в обществе связано с католичеством и готикой как «истинно католической архитектурой» . Члены Кемденского общества обратились к экклезиологии (от греч. ἐκκλησία — церковь и λόγος — знание) — науке, изучающей природу и устройство Церкви, а также свойства церковной архитектуры и музыки.

Тронный зал Вестминстерского дворца в Лондоне. 1836—1860. Проект Ч. Бэрри. Фотография 1901 г.

Пьюджин с 1835 года работал вместе с другим выдающимся архитектором — сэром Чарльзом Бэрри — над проектом здания Парламента в Лондоне (1840—1860). Было решено, что новое здание призвано отражать величие империи и национальный стиль, и лучшим является стиль Неотюдор , в котором воссоздаются типичные элементы Тюдор-Ренессанса в Англии, в частности, так называемого перпендикулярного стиля английской готики. Выдающимся образцом этого стиля является собор в Линкольне XII—XIV веков, имеющий характерные башни с плоскими площадками наверху. При возведении «башни Виктории» нового здания английского парламента в качестве прототипа имелись ввиду прежде всего башни собора в Линкольне .

Более того, в британской историографии часто употребляется название «британский ампир» (British Empire), причём имеется ввиду первичное значение этого определения: стиль британской империи, отражающий в национальных формах величие Британии. Основой этой терминологической метаморфозы послужили труды Огастеса Пьюджина .

В 1864—1872 годах в Южном Кенсингтоне (район Лондона) по проекту архитектора Дж. Г. Скотта был создан Мемориал принца Альберта , претенциозный памятник принцу-консорту, супругу королевы Виктории, в неоготическом (он же викторианский), стиле. Вызолоченная статуя принца помещена внутри огромного табернакля , увенчанного готическим шпилем. В 1886—1894 годах в стиле готического возрождения поблизости от средневекового Тауэра возвели новый Тауэрский мост через р. Темзу. Этот мост близок по архитектуре другому, через р. Эльбу в Гамбурге. Однако авторы немецкого моста в большей степени ориентировались на средневековую архитектуру романского периода. В русле готического возрождения в Англии работали архитекторы А. Сэлвин, У. Бёрджес, Дж. Добсон, Т. Хоппер, Н. Шоу, декораторы О. Джонс, К. Дрессер, проектировщики интерьера и мебели Т. Коллкатт, Б. Тэлберт.

На исходе XIX века движение «готического возрождения», как и многие другие историко-эстетические концепции, испытывало кризис. Это обстоятельство отчасти объясняет, почему в период модерна для строительства нового Вестминстерского собора в Лондоне (1895—1903), главного храма католической архиепархии, был выбран не готический, а неовизантийский стиль по образцу церквей в Константинополе, Венеции и Равенне. Заказчики и архитектор собора Джон Бентли ориентировались на раннехристианскую архитектуру Западной римской империи (столицей которой с 404 года была Равенна) и ортодоксальной церкви (так в то время называли западную церковь). По мнению сторонников теории «готического возрождения» того времени именно эта архитектура, а не чуждый христианству классицизм, получила распространение сначала в Италии, а затем в Византии.

Примечания

  1. Clark K. The Gothic Revival: An Essay in the History of Taste. Published by John Murray, 1974
  2. Watkin D. English Architecture. A concise History. — London: Thames and Hudson, 1979. — Pр. 154—179
  3. Beazley M. The Elements of Style. — London, 1991. — Рр. 232—271
  4. Лихачёв Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства // Классическое наследие и современность. — Л.: Изд-во АН СССР, 1981. — С. 21—28
  5. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 1. — 1995. — С. 544—545
  6. Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. — М.: Искусство, 1975. — С. 15
  7. Tinniswood A. By Permission of Heaven: The Story of the Great Fire of London. — London: Jonathan Cape, 2003
  8. Михайлова Ю. Ю. Готическое возрождение в архитектуре Англии XVIII—XIX веков // Вестник СПбГУКИ. — № 4 (21), 2014. — С. 86
  9. Pugin and the Gothic Revival. Archived from the original on 6 October 2007. Retrieved 12 July 2010
  10. Brooks C. The Gothic Revival. — London: Phaidon, 1999. — Pp. 238—240
  11. Власов В. Г. . Неоготика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 146—147
Источник —

Same as Неоготическая архитектура Великобритании