Мюрдаль, Гуннар
- 1 year ago
- 0
- 0
Гуннар Хамундарсон или Гуннар сын Хамунда (другой вариант — Гуннар с Конца Склона ) ( исл. Gunnar Hámundarson ; погиб в 990 или 992 году, Конец Склона, Южная Исландия) — исландский хёвдинг , один из главных героев « Саги о Ньяле », упоминающийся и в других « родовых сагах ». Первая половина саги подробно рассказывает о событиях, приведших к гибели Гуннара на его усадьбе Конец Склона в Южной Исландии в конце Х века. Гуннар стал героем ряда литературных произведений XIX—XX веков.
Гуннар родился и вырос на усадьбе Конец Склона в Южной Исландии в семье Хамунда сына Гуннара и Раннвейг дочери Сигфуса. У него были двое братьев, Кольскегг и Хьёрт, и сестра Арнгунн, жена Хроара Годи Междуречья, внука Гардара , открывшего Исландию. В зрелом возрасте он несколько лет провёл в Скандинавии, где ходил в успешные викингские походы во главе собственной эскадры, насчитывавшей до десяти кораблей. Король Дании Харальд Синезубый предложил Гуннару поступить к нему на службу, но тот ответил, что хотел бы сначала съездить в Исландию; эти слова прозвучали как отказ .
Гуннар был близким другом Ньяля и часто приходил к нему за советом, но не всегда этим советам следовал, что его в конце концов и погубило. Ньяль предупредил его по возвращении с юга, что не стоит ехать на альтинг . Гуннар тем не менее поехал и там случайно встретился с Халльгерд Длинноногой . Результатом этой встречи стал брак (для Гуннара первый, для Халльгерд — третий), заключённый по любви и явно неразумно . Из-за жены Гуннар постепенно втянулся в родовую вражду.
Ньяль предостерегал Гуннара от убийства двух мужчин из одного рода, говоря, что это приведёт Гуннара к смерти. Но тот всё же убил двух родичей могущественного хёвдинга . Тогда Ньяль посоветовал своему другу уехать из Исландии, чтобы спасти свою жизнь. Тот отправился в путь, но, обернувшись на свою усадьбу при отъезде, был так поражён красотой пейзажа, что не смог уехать.
Когда кровные враги Гуннара в количестве 40 человек окружили его дом, он долго отстреливался из лука. Тетиву перерубил один из противников, и Гуннар попросил у Халльгерд две пряди её волос, чтобы сделать новую. Та отказала ему, так как хотела отомстить за удар, нанесённый им когда-то во время семейной ссоры. Гуннару пришлось вступить в рукопашный бой, в котором он и погиб. Так Халльгерд стала виновницей смерти и третьего своего мужа.
Гуннара похоронили сидящим в кургане. Раннвейг, его мать, не положила копьё рядом с телом, сказав, что его должен взять тот, кто будет мстить за погибшего. Поэтому к копью никто не притронулся. Позже его взял сын Гуннара Хёгни, чтобы убить им двух из числа нападавших на его отца и заставить остальных выплатить виру. Британская исследовательница Х. Э. Дэвидсон рассматривает рассказ о мёртвом Гуннаре, произносящем вису из кургана, в качестве одного из доказательств наличия у скандинавов веры в возрождение сразу после смерти .
Халльгерд родила Гуннару двух сыновей — Грани и Хёгни. Младший, согласно «Саге о Ньяле», был «доброго нрава», а Грани — «во многом в мать» .
Гуннар Хамундарсон — предки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
« Книга о заселении Исландии » рассказывает другую версию родословной Гуннара: его мать Раннвейг была не внучкой Сигхвата Рыжего, а дочерью . В этом случае он приходился Унн, приданое которой он потребовал с её бывшего мужа Хрута сына Херьольва, двоюродным братом. Обстоятельства, приведшие к смерти Гуннара, описываются там примерно так же, только его убийц было согласно «Книге…» не 40, а 30 .
« Сага о Курином Торире » называет Гуннара сына Хамунда одним из двух лучших лучников Исландии наряду с .
Учёные датируют гибель Гуннара 990 или 992 годами. Они полагают, что в течение последующих трёх веков в Исландии существовали устные предания о Гуннаре, но надёжных данных об этом нет. В конце XIII века была записана « Сага о Ньяле », в которой Гуннар стал одним из центральных персонажей. Эта сага обрела огромную популярность в средневековой Исландии, а позже стала самой знаменитой из « родовых саг » и была признана одним из величайших произведений мировой литературы .
Гуннар считается типичным «светлым героем» исландских саг в противовес «тёмным героям», таким, как Эгиль . «Сага о Ньяле» рисует идеал человека того времени:
«Это был человек рослый, сильный и очень искусный в бою. Он рубил мечом обеими руками и в то же время метал копья, если хотел. Он так быстро взмахивал мечом, что казалось, будто в воздухе три меча. Не было равных ему в стрельбе из лука, он всегда попадал без промаха в цель. Он мог подпрыгнуть в полном вооружении больше чем на высоту своего роста и прыгал назад не хуже, чем вперед. Он плавал, как тюлень. Не было такой игры, в которой кто-либо мог состязаться с ним. Говорили, что ловкостью он превосходил всех. Он был хорош собой. Лицо у него было белое, нос прямой, но слегка вздёрнутый, глаза голубые и зоркие, щеки румяные, волосы русые, густые. Он прекрасно знал правила обхождения, был вынослив, щедр и сдержан, верен в дружбе и строг в выборе друзей. У него было много всякого добра» («Сага о Ньяле», XIX).
Образ Гуннара демонстрирует читателю «постклассический и национальный тип — смелый, но спокойный, готовый всегда сражаться во имя справедливости и сохранения мира, стоящий выше узкородовых интересов» .
Исландский поэт Йоунас Хадльгримссон в первой половине XIX века посетил «Островок Гуннара» в Южной Исландии — клочок заросшей травой земли посреди пустыни, образовавшейся в результате постоянных разливов рек. Согласно местным легендам, стоя на этом месте, Гуннар увидел, как красива его родина, и решил никуда не уезжать. В стихотворении «Островок Гуннара» поэт изобразил Гуннара сына Хамунда патриотом Исландии, предпочитающим неизбежную смерть на родине эмиграции.
«Не замечал я прежде, сколь прекрасен
Зеленый холм, на нем овец ватага,
Как нивы желты, а шиповник красен.
Что жизни даст мне бог — приму за благо;
Я остаюсь! Прощай же, в добрый час,
Мой друг и брат!» — Так повествует сага
Да! Гуннару страх смерти не указ —
Ему ли жить без родины, без чести!
…— Йоунас Хадльгримссон: «Островок Гуннара»
Британский поэт Луис Макнис описал гибель Гуннара в стихотворении «Сага о Ньяле»:
У зеркала: высокая блондинка. Душится за ухом.
Через плечо язвит любовника, потом уходит.
А он — он остается беззащитным, один, и мир — против него.
Все, как тогда, тысячелетие назад. И в памяти:
Высокая блондинка, с косой до пояса, вполоборота к мужу,
Порвавшему на луке тетиву, — и вот теперь он просит
У Халльгерд прядь волос, чтоб натянуть на лук и отстреляться
От недругов. «Прядь тебя спасет? А помнишь
Пощечину, которую мне дал?» Враги снимают с дома крышу, Гуннар
Стоит и ничего не может сделать. Блондинка улыбается. Неохотно
Они его добили. И тем самым враги — и женщина, — они той ночью
Открыли путь для множества смертей: старик, его жена и внук
Будут убиты. Но рассказ той саги из темноты веков — как будто луч
Направленный на нас, она — напоминанье:
В жестокости, предательствах и злобе
Людское в людях было — благородство.— Луис Макнис: «Весь мир мне казался равниной»
Гуннар стал одним из главных героев исторического романа «Горящий Ньял», использующего сюжет «Саги о Ньяле» и изданного в 1964 году . Действие романа начинается с эпизода, когда Гуннар добивается от возвращения приданого его бывшей жене Унн, и включает описание дальнейшей жизни Гуннара до самой гибели.
Исландский писатель издал в 2014 году роман «Мёрд», где события «Саги о Ньяле», включая распрю, ставшую роковой для Гуннара, описываются с точки зрения Мёрда сына Вальгарда .
В фильме Бьёрна Б. Бьёрнссона «Сага о Ньяле» (2003 г.) , действие которого начинается с конфликта между Гуннаром и Откелем, Гуннара сыграл Хилмир Снаэр Гуднасон.
Гуннар — главный герой второй серии документально-художественного фильма Рагнара Хандссона «Легенды Исландии» . (2013 год). Здесь его сыграл Бьяртур Гудмундссон.