Interested Article - Фигнер, Николай Николаевич
- 2020-01-18
- 1
Никола́й Никола́евич Фи́гнер ( 9 [21] февраля 1857 , Никифорово , Казанская губерния — 13 декабря 1918 , Киев ) — русский оперный певец ( тенор ).
Биография
Отец — Николай Александрович Фигнер (1817—1870), штабс-капитан в отставке с 1847 года, служил в Тетюшском уезде Казанской губернии по ведомству Министерства государственных имуществ , получил чин губернского секретаря , затем лесничим в Тетюшском и Мамадышском лесничествах. Был женат на Екатерине Христофоровне Куприяновой (1832—1903). У них было шестеро детей: Вера , Лидия , Пётр , Николай, Евгения и Ольга .
Юный Николай провалил переходные экзамены в гимназии, после чего был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге , в 1878 году стал морским офицером (участвовал в кругосветном путешествии) и не помышлял о сцене. Если бы не «семейные неисправности» (так называл свою женитьбу на бонне-немке, что было запрещено в офицерском сословии) — возможно, не стал бы артистом.
Оставил службу в чине лейтенанта. Рассказывали, что он дезертировал с судна, на котором служил, в Италии. Там учился пению, был прощён и смог вернуться в Россию благодаря великому князю Владимиру Александровичу .
Учился в Петербургской консерватории (у И. П. Прянишникова , Ж. Эверарди ), но был изгнан; начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста . Пользуясь субсидиями разных лиц, Фигнер дважды бывал в Италии, где учился в Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти , которого вместе с семьёй спас во время пожара в театре, и у профессора консерватории, грека по происхождению Эмануэле де Роксаса .
Дебютировал в Неаполе в 1882 году в опере «Филемон и Бавкида» Шарля Гуно , в спектакле, поставленном в частном кругу. Затем в открытом спектакле молодой артист успешно исполняет партию Фауста в одноимённой опере Ш. Гуно. Так в 1882 году начался пятилетний зарубежный период артистической карьеры Фигнера. В 1883 году пел с успехом в Милане в опере «Фра-Дьяволо» Даниэля Обера . Сначала он выступает в театрах Италии, как крупных, так и незначительных, затем поёт в Мадриде , Бухаресте и многих других городах на тех же подмостках, где поют корифеи.
В 1887 году Фигнер впервые выступил в Петербурге , на сцене Императорской русской оперы . В 1887 — 1907 — солист Императорских театров .
В 1895 году Фигнер получил звание солиста Его Величества . С 1912 года — действительный статский советник .
Утратив голос, занимал руководящие должности в театральном мире, был директором Народного дома на Выборгской стороне , имея большое влияние, продолжал выступать в нём в самых ответственных ролях .
После октября 1917 года оказался на Украине , где преподавал пение вплоть до своей кончины.
Длительное время болел сахарным диабетом . Периодически возникали осложнения — кровотечения. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище (на надгробии помещён портрет артиста в роли Отелло из одноимённой оперы Дж. Верди ).
Семья
Из семьи Фигнеров вышли ещё несколько известных деятелей. Среди предков артиста (по боковой линии) — герой Отечественной войны 1812 года А. С. Фигнер (1786—1813), чьи подвиги и некоторые личностные черты отражены в эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир ».
Сестра Николая Вера Фигнер — русская революционерка, террористка. В 1883 году она была осуждена на пожизненное заключение в Шлиссельбурге . Лишь через двадцать лет певцу удалось добиться её освобождения. Ещё три сестры артиста, также связанные с народовольческим движением , основанным на терроре, провели долгие годы в сибирской ссылке. Брат Пётр — преуспевающий горный инженер и металлург, руководитель крупных предприятий в горно-металлургической промышленности Российской империи.
Жены и дети
- Первая жена, Мария-Луиза Кельберг , немецкая еврейка, служила гувернанткой в семье адмирала Шмидта . Будучи морским офицером, Н. Н. Фигнер был вхож в адмиральскую семью, где встретил Марию-Луизу и влюбился в неё. Родители были против этого брака, поэтому влюблённые обвенчались тайно. В 1878 году у них родилась дочь София. Н. Н. Фигнер вместе с семьёй переехал в Италию. Там он учился вокальному искусству, там же встретил другую женщину, к которой воспылал любовью и вступил во второй брак, оставив прежнюю семью. Правда, материальную помощь бывшей жене и дочери оказывал до самой своей кончины.
- Второй женой певца с 1889 года стала Медея Фигнер (урождённая Дзораиде Амедея Мей) — знаменитая певица, русское сопрано , по происхождению итальянка, — которая ради него оставила двоих детей от предыдущего брака. В Италии Николай Николаевич и Медея имели виллу, которую часто посещали начинающий Л. Собинов , А. Вяльцева , композиторы Дж. Пуччини , Дж. Верди . В 1904 году супруги развелись.
- Третьей женой Фигнера была Ренэ Ефимовна Радина — русская оперная певица, сопрано .
У Фигнера был ребёнок от первого брака, четверо детей — от второго и двое — от третьего.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1891—1894 — Набережная реки Мойки , 25 — ул. Миллионная , 26.
- 1894 — 1905 — дом А. А. Краевского и его дочери Ольги Андреевны Бильбасовой — Литейный проспект , 36 .
Творчество
В 1887 — 1903 и в 1907 году пел в Мариинском театре .
Первый исполнитель партий Германа (« Пиковая дама ») и Водемона (« Иоланта ») в операх П. И. Чайковского .
Артистическим талантом Фигнера восхищался П. И. Чайковский, посвятивший ему шесть романсов, опус 73. Фигнер первым из русских оперных певцов соединил драматическое, сценическое и вокальное в единую систему оперного действия. Именно так оценивали музыковеды творчество Фигнера в сопроводительной статье к пластинке-гиганту фирмы «Мелодия», изданной в конце 70-х годов XX века. По словам выдающегося дирижёра Николая Малько , Фигнер был эпохой, школой, реформистом и, может быть, революционером. Лучшие годы сценической жизни певца предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина , И. В. Ершова и их современников . Особенно выразительно драматическое искусство Фигнера проявилось в партии Германа в « Пиковой даме », которую П. И. Чайковский написал специально для Николая Николаевича. Пётр Ильич надписал Николаю Николаевичу клавир « Пиковой дамы »: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».
Юрист и общественный деятель А. Кони много позже в своих мемуарах признавал, что был уверен в гениальности Фигнера, показавшего очень правдоподобную картину сумасшествия Германа с навязчивыми идеями. С 1890 по 1900 год в русских театрах, по признанию современников, Фигнера в партии Германа никто не мог превзойти . Актёрский, а не певческий, талант Фигнера отмечал и В. В. Вересаев .
Согласно ЭСБЕ , «не обладая выдающимся по красоте голосом, Фигнер <был> одарён большим талантом передавать исполняемое» .
Память
- На доме по адресу Литейный проспект , 36 в 1958 году была открыта мемориальная доска (архитектор Н. С. Болотский) .
Примечания
- ↑ Фигнер Николай Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- . www.rusdeutsch-panorama.ru . Дата обращения: 1 июля 2020. 28 июля 2013 года.
- ↑ Вересаев, Викентий Викентьевич. Невыдуманные рассказы о прошлом
- ↑ Сопроводительная статья к пластинке-гиганту: Николай Фигнер, тенор. Серия: Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. М 10 45313 004. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1983.
- Дата обращения: 17 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
- Ширинский, Надир . Боги сцены Российской империи. Жизнь на подмостках и за кулисами. Ч М., 2004. — С. 52—72.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Дата обращения: 6 января 2017. 7 января 2017 года.
Литература
- / И. Н. Парфёнова // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- Ширинский Н. А. Боги сцены Российской империи: жизнь на подмостках и за кулисами. — М. , 2004. — 343 с. — ISBN 5-87126-020-9 .
- Н. Н. Фигнер: Воспоминания, письма, материалы / Сост. Л. М. Кутателадзе. — Л. : Музыка, 1968. — 192 с.
- Левик С. Ю. Записки оперного певца. — Изд. 2-е, перераб. и доп.. — М. : Искусство, 1962. — С. 242-247.
Ссылки
- Романс в исполнении Н. Н. Фигнера
- 2020-01-18
- 1