Interested Article - Богаевский, Константин Фёдорович
- 2021-03-04
- 2
Константи́н Фёдорович Богае́вский ( 12 [24] января 1872 , Феодосия , Таврическая губерния — 17 февраля 1943 , Феодосия , Крымская АССР ) — русский и советский живописец - пейзажист из Феодосии , условно относимый к киммерийской школе . Синтезировал традиции символизма , искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века. Стержневая тема его творчества — древняя Киммерия , с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933).
Биография
Родился в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году поступил в классическую гимназию , а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита.
Учился рисовать сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского , но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств , учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи . В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина .
Начиная с 1900 года Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции , Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве . В 1904 году вступил в Новое общество художников , затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости , в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте . В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.
В 1906 году Богаевский участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d’Automne. В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров. В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского.
В 1911—1914 годах участвовал в выставках « Мира искусства ». В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя , демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.
В 1923 году Богаевский работал над панно для сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе.
В ноябре 1941 году он оказался в оккупации. Погиб в феврале 1943 году при бомбардировке оккупированной немцами Феодосии советской авиацией находясь на продовольственном рынке. Осколком ему оторвало голову .
Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом) . «Хоронили его из дому. Собралось много народу: местные художники, ученики художественной школы — все, кто был или мечтал стать причастным к искусству. Гроб опустили в могилу Ивана Егоровича и Софьи Антоновны Шмитт, людей, воспитавших художника. „ Константин Федорович Богаевский. Родился 24 января 1872 г., погиб от бомбы 17 февраля 1943 г. “ — написано на памятнике» .
По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и поэт Максимилиан Волошин .
Брак Богаевского с Жозефиной Густавовной Дуранте (1877—1969) оказался бездетным .
Творчество
В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей (« Старый Крым », «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини . Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…» — писал Богаевский.
С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»).
После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких ( Дюрер , Альтдорфер ) и итальянских ( Мантенья ) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена , у которого Богаевский (как раньше Тернер ) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.
Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). В это время художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего.
Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея , Государственный Русский музей , Феодосийская картинная галерея , Севастопольский художественный музей , Симферопольский художественный музей , Сочинский художественный музей .
Список основных произведений
Живопись
Год создания | Название | Материал, размер | Где находится |
---|---|---|---|
1902 | Старый Крым | Холст, масло. 100 Х 135 | Государственный Русский музей |
1903 | Пустыня. Сказка | Холст, масло. 69 X 194 | Государственная Третьяковская галерея |
1903 | Последние лучи | Холст, масло. 98,5 X 135,5 | Севастопольский художественный музей |
1904 | Пустынная страна | Холст, масло. 96 X 180 | Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан |
1905 | В Коктебеле. Дом Волошина | Холст, масло. 51 Х 84 | Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского |
1906 | Солнце | Холст, масло. 111 Х 138 | Вологодская областная картинная галерея |
1906 | Утро. Розовый гобелен | Холст, масло. 112 Х 139 | Государственный Русский музей |
1907 | Генуэзская крепость | Холст, масло. 80 Х 173 | Пермская государственная художественная галерея |
1907 | Жертвенники | Холст, масло. 143,5 Х 168,5 | Ярославский художественный музей |
1907 | Берег моря | Холст, масло. 141 Х 156 | Государственная Третьяковская галерея |
1908 | Южная страна. Пещерный город | Холст, масло. 143 Х 179 | Севастопольский художественный музей |
1910 | Классический пейзаж | Холст, масло. 120 Х 142 | Государственный Русский музей |
1910 | Воспоминание о Мантенье | Холст, масло. 109 Х 171 | Государственная Третьяковская галерея |
1911 | Гора св. Георгия | Холст, масло. 135 Х 179 | Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан |
1912 | Корабли. Вечернее Солнце. | Холст, масло. 133 Х 155 | Государственный Русский музей |
1912 |
Три панно для особняка
М. П. Рябушинского |
Холст, масло. 426,5 Х 371
Холст, масло. 436,5 Х 505 Холст, масло. 436,5 Х 505 |
Дом приёмов МИД РФ, Москва |
1921 | Феодосия | Холст, масло. 42 Х 72 | Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского |
1925 | Средневековый город | Холст, масло. 60 Х 205 | Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского |
1927 | Кафа (Старая Феодосия) | Холст, масло. 100 Х 144 | Государственная Третьяковская галерея |
1930 | Горный пейзаж | Холст, масло. 100 Х 134 | Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко |
1930 | Днепрострой | Холст, масло. 75 Х 202 | Государственная Третьяковская галерея |
1931 | Старая гавань | Холст, масло. 71 Х 196 | Симферопольский художественный музей |
1931 | Нефтепромыслы | Холст, масло. 145 Х 178 | Государственный Русский музей |
1931 | Строим гигант | Холст, масло. 102 Х 208 | Государственный центральный музей современной истории России |
1932 | Город будущего | Холст, масло. 107 Х 134 | Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан |
1932 | Биби-Эйлат | Холст, масло. 125 Х 170 | Симферопольский художественный музей |
1932 | Порт воображаемого города | Холст, масло. 127 Х 136 | Симферопольский художественный музей |
1936 | Азовсталь | Холст, масло. 132 Х 296,5 | Астраханская картинная галерея им. П. М. Догадина |
1937 | Южный берег Крыма (Героический пейзаж) | Холст, масло. 205 Х 420 | Сочинский художественный музей |
1937 | Планерная бухта | Холст, масло. 94 Х 133 | Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского |
1937 | Тавроскифия | Холст, масло. 99,5 Х 251 | Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского |
1938 | Старые башни | Холст, масло. 126 Х 176 | Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина |
1939 | Над Окой | Холст, масло. 75 Х 205 | Нижне-Тагильский музей изобразительных искусств |
1940 | Подмосковный пейзаж | Холст, масло. 75 Х 164 | Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского |
1940 | Горный пейзаж | Холст, масло. 125 Х 155 | Симферопольский художественный музей |
1941 | Вечер у моря | Холст, масло. 137 Х 177 | Симферопольский художественный музей |
Тиражная графика
Год | Название | Место издания |
---|---|---|
1910 | Иллюстрации к книге стихов М. А. Волошина «Годы странствий» | Санкт-Петербург |
1923 | Альбом автолитографий | М.-Л.: Государственное издательство |
-
Консульская Башня в Судаке . 1903 . Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского
-
Старый Крым . 1903 . Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
-
Тропический пейзаж . 1906 . Государственный Русский Музей
-
Берег моря . 1907 . Государственная Третьяковская Галерея
-
Южная страна. Пещерный город . 1908 . Севастопольский художественный музей имени Крошицкого
-
Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж) . 1937 . Сочинский художественный музей
-
Пальмы . 1908 . Севастопольский художественный музей
-
Киммерийские сумерки Акварель. 1911
-
Итальянский пейзаж 1911 . Государственная Третьяковская Галерея
Образ К. Ф. Богаевского в литературе и искусстве
Стихи
Оболенская Ю. Л. К. Ф. Богаевскому, 1913
Волошин М. А. Другу, 1915
Проза
Паустовский К. Г. Чёрное море , 1935
Кино
Цена возврата , Арменфильм , 1983. (реж. Григорий Мелик-Авакян , в роли К. Ф. Богаевского — Вацлав Дворжецкий ) .
Изобразительное искусство
Волошин М. А. Портрет К. Ф. Богаевского, ок. 1907—1910 .
Ульянов Н. П. Портрет К. Ф. Богаевского, 1912 .
Остроумова-Лебедева А. П. Портрет К. Ф. Богаевского , 1924 .
Лобанов С. И. Портрет К. Ф . Богаевского, 1926 .
Барсамов Н. С . Портрет К. Ф. Богаевского , 1940.
Барсамов Н. С. Мастерская К. Ф. Богаевского , 1940 .
Признание в родном городе
Константин Федорович получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР ещё в 1933 году, однако до сих пор не создано ни его музея, ни полноценной экспозиции работ, большая часть их хранится в запасниках картинной Галереи Айвазовского и фондах краеведческого музея Феодосии. Феодосийцами поднимается вопрос о присвоении Константину Федоровичу звания « Почётный гражданин города Феодосии ». Главным инициатором выступает Почётный гражданин города А. А. Касаткина, близко знавшая жену художника Ж. Г. Богаевскую .
Примечания
- ↑ Sokolov M. N. Konstantin Bogayevsky // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
- Жил в собственном доме на улице Дуранте (ныне — Богаевского ).
- ↑ Самый сильный и храбрый. Вспоминая К. Ф. Богаевского. /Феодосия, мой древний град. Феодосия, ИД «Коктебель» 1997 ISBN 5-7770-0869-8
- Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина. . Феодосийская ЦБС (25 января 2021). Дата обращения: 22 апреля 2022. 23 января 2022 года.
- Воронова О.П. Над Понтом Эвксинским. К. Богаевский. — Москва: Советский художник, 1982.
- Е.М. Аленова, Н.А. Борисовская и другие. Русские художники от А до Я. / Составление Н.А. Борисовская, Е.С. Гордон. — СЛОВО / SLOVO. — Москва, 1996.
- Алексеева Л.К. Цвет винограда: Юлия Оболенская и Константин Кандауров. — М. : АСТ, 2017. — С. 311. — 384 с. — (Письма и дневники). — ISBN 9785170972623 .
- . Культура.РФ . Дата обращения: 21 апреля 2022. 22 апреля 2022 года.
- paustovskiy-lit.ru . Дата обращения: 21 апреля 2022.
- . voenhronika.ru . Дата обращения: 22 апреля 2022. 22 апреля 2022 года.
- (рус.) . Газета "Победа" Феодосия (15 января 2022). Дата обращения: 22 апреля 2022.
- . feolib.crimealib.ru . Дата обращения: 22 апреля 2022. 23 января 2022 года.
- Дата обращения: 22 апреля 2022. 24 января 2021 года.
- Константин Фёдорович Богаевский. Каталог персональной выставки. / П.М. Дульский. — Казань: Центральный музей ТССР, 1927. — С. 5.
- . Симферопольский художественный музей . Дата обращения: 21 апреля 2022. 1 февраля 2020 года.
- . Полезная газета ФЕО.РФ Феодосия.Крым. (23 апреля 2017). Дата обращения: 22 марта 2022. 27 июня 2017 года.
Литература
- Ромашкова Л.И. К. Богаевский. Альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 28 с. — (Образ и цвет)
- Над Понтом Эвксинским : К. Богаевский. — М. : Советский художник, 1982. — 184 с. — ( Рассказы о художниках ).
- Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский. — М.: Изобразительное искусство, 1984.
- Манин В. С. Богаевский. — М.: Белый Город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0228-6 .
- / Сост. И. Б. Арбитайло, Е. И. Лазаренко. — Симферополь: Магистр, 2005. — 116 с.
- Константин Богаевский. Страницы памяти. Очерки, статьи, воспоминания.: сб. ст. / сост. А. А. Касаткина. — Феодосия, 2018. — 76 с.
- Ломакина М. А. Крымские древности в акварелях К. Ф. Богаевского: к 150 со дня рождения художника (Серия «Биобиблиография крымоведения», вып. 30) / Под ред. Е. А. Айбабиной, Д. А. Ломакина. — Симферополь: Н. Орiанда, 2020. — 448 с.
- Константин Богаевский. Крымская мистерия. Каталог выставочного проекта. — М.: Российская государственная художественная галерея, 2022. — 180 с. — ISBN 978-5-6047311-1-6
- специальный номер журнала «Аполлон»
Ссылки
- от 16 февраля 2016 на Wayback Machine
- от 5 ноября 2007 на Wayback Machine
- от 30 сентября 2007 на Wayback Machine
- от 30 сентября 2007 на Wayback Machine
- от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
- от 28 апреля 2015 на Wayback Machine
- от 22 апреля 2017 на Wayback Machine
- 2021-03-04
- 2