Бартл-Фрир
- 1 year ago
- 0
- 0
Чарльз Лэнг Фрир ( англ. Charles Lang Freer ; 25 февраля 1854 — 25 сентября 1919 ) — американский промышленник , коллекционер произведений искусства и меценат . Был известен своей обширной коллекцией восточноазиатского, американского и ближневосточного искусства. В 1906 году Фрир пожертвовал свою коллекцию Смитсоновскому институту , став первым американцем, завещавшим частную коллекцию Соединённым Штатам . Для размещения таких объектов, как «Павлинья комната » Джеймса Уистлера , Фрир финансировал строительство Галереи искусств Фрир в Вашингтоне, округ Колумбия.
Чарльз Лэнг Фрир родился в Кингстоне , штат Нью-Йорк , США , в 1856 году в небогатой семье. Был третьим из шести детей. Мать Фрира умерла, когда ему было четырнадцать лет . После седьмого класса Фрир бросил школу и устроился на работу на цементный завод. В начале 1870-х годов Фрир был замечен Фрэнком Дж. Хекером, тогдашним генеральным управляющим Нью-Йоркской, Кингстонской и Сиракузской железных дорог, когда он работал клерком в магазине . Хекер извлёк выгоду из бухгалтерских и организационных навыков Фриера, наняв молодого человека своим казначеем и бухгалтером в 1874 году . :17 В 1870-х годах группа инвесторов из Детройта решила построить железнодорожную линию в Логанспорте, штат Индиана и они наняли Хекера для управления проектом, который привёл с собой молодого Фрира .
В 1879 году, используя связи в железнодорожном бизнесе, и финансовую поддержку группы Кристиана Х. Буля, Джеймса Джоя, Расселла Элджера , Джеймса Макмиллана и Аллана Шелдена, Фрир и Хеккер переехали в Детройт , где в 1885 году они создали компанию Peninsular Car Company . Этот бизнес сделал обоих богатыми, и Peninsular стал вторым по величине производителем вагонов и поездов в Детройте. В 1892 году Peninsular объединился с Michigan Car Company, захватив большую часть рынка вагонов в Детройте. В то время, Michigan-Peninsular Car был крупнейшим производителем Мичигана. Семь лет спустя, в 1899 году, Фрир организовал слияние 13 компаний, создав в 1899 году компанию American Car and Foundry .
В конце XIX века здоровье Фриера стало ухудшаться. Экономическая депрессия 1890-х годов в сочетании со внутрикорпоративными конфликтами стали причиной неврастенией у Фрира :78 . Лечение неврастении включало длительные периоды отдыха, и мужчин поощряли заниматься деятельностью в дикой местности. Лечение Фрира включало выезды в канадскую дикие леса и горы Катскиллс . :79 Помимо путешествий, как средства терапии, в 1880-х годах Фрир начал коллекционировать произведения искусства :8 . В 1899 году Фрир ушёл из бизнеса, сосредоточив свои усилия на коллекционировании искусства и путешествиях.
Фрир умер в 1919 году во время пребывания в отеле Gotham (находится на пересечении Пятой авеню и 55-й улицы) в Нью-Йорке . Причина смерти описана как приступ апоплексии . Он завещал большую часть своей коллекции произведений искусства, включающую более 5000 предметов, федеральному правительству. В настоящее время коллекция хранится в Галерее искусств Фрир , Смитсоновского института. У Фрира не было ни жены, ни детей .
Фрир известен своей коллекцией американской живописи и азиатского искусства конца XIX века, собранной, в основном, после его ухода на пенсию в 1899 году. Промышленник начал собирать произведения искусства и гравюры шестнадцатью годами ранее, в 1883 году, когда приобрёл коллекцию гравюр старых мастеров у нью-йоркского дилера Фредерика Кеппела . Некоторое влияние на формирование коллекция оказали художник Джеймс Уистлер , подтолкнувший Фрира к коллекционированию азиатских предметов и философ Эрнест Феноллоза , идеи которого помогли сформировать взгляды Фрира на коллекционирование :8 .
Интерес Фрира к Уистлеру зародился в 1887 году в холостяцкой квартире в Нью-Йорке, принадлежавшей адвокату и коллекционеру произведений искусства Говарду Мэнсфилду По словам Мэнсфилда, когда Фрир увидел офорты Уистлера, его сразу же привлекли произведения художника :16 . Спустя три года, в 1890 году, Фрир представился Уистлеру во время своей первой поездки в Лондон . Вскоре художник и промышленник подружились, проводя много времени в путешествиях. В этот период Фрир также начал собирать то, что в конечном итоге станет самой большой коллекцией произведений Уистлера в мире . Эти двое оставались близкими друзьями и доверенными лицами до смерти Уистлера в 1903 году.
Уистлеру приписывают роль вдохновителя коллекционирования Фриром японских гравюр и картин. Хотя искусствоведы не единодушны в причинах того, почему Фрир начал собирать азиатское искусство, записи указывают, что его первая покупка, веерная живопись школы Римпа , произошла в 1887 году, за несколько лет до знакомства с Уистлером :10 . Нет никаких оснований полагать, что Уистлер не повлиял на вкус Фрира в данном вопросе. Однако влияние Уистлера, может быть замечено в работах других американских художниках, собранных Фриром. Помимо Уистлера, Фрир собрал большие коллекции художников Дуайта Трайона , Эббота Тейера , Томаса Дьюинга и Фредерика Чёрча . Трайон, Тейер, Дьюинг и Уистлер внесли свой художественный вклад в детройтский особняк Фрира, спроектированный архитектором- эстетиком Уилсоном Эйром в 1890 году .
Хотя они встретились в начале 1890-х годов, только в 1901 году Фрир установил важные отношения с Эрнестом Феноллозой , сыном испанского иммигранта, и авторитетным искусствоведом, специалистом по Китаю и Японии . Феноллоза, который жил и работал в Японии с 1880 по 1890 год, преподавал философию и логику в Имперском университете Токио :11 . Во время своего пребывания в Японии Феноллоза изучал историю искусств, критику и методологию и применял то, что он узнал, к искусству и культуре Японии. Феноллоза широко публиковался как на английском, так и на японском языках, и в 1889 году Музей изобразительных искусств Бостона предложил ему кураторство недавно созданного отдела японского искусства :12 . Развод Феноллозы со своей женой в 1895 году привёл к его последующей отставке из Музея изящных искусств в Бостоне летом 1896 года :14 .
В течение почти десяти лет, Феноллоза консультировал Фрира по вопросам искусства. С 1901 по 1908 год Фреер приобрёл большинство японских и китайских картин, которые он позже подарит Смитсоновскому музею :17 . Их партнёрство было прибыльным, так как советы Феноллозы дали Фриру преимущество на всё более конкурентном рынке искусства :68 . Взамен Фрир организовывал выступления Феноллозы :67 .
В своей книге « Фрир: наследие искусства» Томас Лоутон и Линда Меррилл описывают философию Фрира как систему, в которой «шедевр не требует ни объяснения, ни культурного контекста для передачи своего послания: его важность заключается в его эстетической целостности, а не в доказательстве того что он может сообщить о религиозных, социальных, политических или экономических проблемах» . Это убеждение подтверждается предпочтением Фриром искусных работ, которые противоречили простому анализу. :64 Фрир также вёл себя не так как другие коллекционеры и меценаты того времени. Помимо покупки работ, Фрир устанавливал дружеские отношения с художниками, которых он поддерживал, и предоставлял работы из своих коллекций для выставок, чтобы обеспечить наибольшее профессиональное знакомство с художниками в его собрании :59–60 . Есть также упоминания того, что Фрир задумывался о музейном проекте задолго до того, как он был предложен Смитсоновскому институту. Летом 1900 года Фрир путешествовал в Европе, объехав Венецию , Мюнхен , Нюрнберг , Дрезден , Берлин , Гамбург и Кёльн . Находясь в этих городах, он посещал крупные этнологические музеи, где рисовал планы этажей и писал заметки в журнале. :16
Первоначальный дар Смитсоновскому институту состоял из 2250 предметов. А в 1920 году, после его смерти, из Детройта в Вашингтон, округ Колумбия , были переданы ещё 9500 предметов. Среди этих работ были 1189 произведений Уистлера, самая большая коллекция произведений художника в мире, 3400 китайских произведении искусства, 1863 японских , 1697 египетских , 513 из Индии и Ближнего Востока , 451 из Кореи , 200 работ американских мастеров XIX-го века, и 200 других предметов. Музей продолжил приобретать новые работы, добавив почти 2000 предметов за следующие пятьдесят лет . Историк Уоррен Коэн приходит к выводу, что Фрир и Фергюсон были в первую очередь ответственны за «золотой век» восточноазиатского коллекционирования произведений искусства. Деньги, вкус и знакомства Фрира позволили публике увидеть и изучить гораздо более разнообразные произведения искусства и повлияли на смещение американского вкуса от декоративных произведений.
15 декабря 1905 года Фрир направил президенту США Теодору Рузвельту письмо, в котором изложил своё первоначальное предложение о завещании коллекции. Джеймс Макмиллан, друг Фриера, американский сенатор и партнёр в Michigan Car Company, отстаивал идею превращения Вашингтона в красивую столицу. Его влияние помогло дать ход предложению Фриера в Вашингтоне. Переговоры продолжались в течение следующих пяти месяцев, на какое-то время застопорившись благодаря Сэмюэлю П. Лэнгли , директору Смитсоновского института . Но в мае 1906 года члены совета Смитсоновского института приняли дар Фрира от имени правительства Соединённых Штатов :380 .
Дар Фрира, состоявший не только из его коллекции, но и здания и эндаументом , был первым в своём роде в истории США :385 .
В 1918 и 1919 годах Фрир внёс несколько изменении в своё завещание, ещё более укрепив структуру, созданную им в дар 1906 года. Первое изменение описывало наём профессионального куратора для коллекции, заработную плату которого будут обеспечивать дивиденды от акции Фрира. Меценат выделил два дополнительных фонда для украшения и содержания музейных площадок, в частности внутренних и наружных декоративных садов. Фрир поручил, чтобы оставшиеся доходы от его имущества продолжали поддерживать стипендию для изучения Азии и Ближнего Востока и использовались для приобретения новых работ из Азии, Египта и Ближнего Востока. Все новые приобретения должны быть одобрены Национальной комиссией по изобразительному искусству и группой близких друзей и доверенных лиц коллекционера :385 .
Фрир ввёл также ряд строгих ограничении: музей не может принимать в подарок произведения искусства для постоянной коллекции. В музее также запрещено выставлять произведения искусства, которые не были частью постоянной коллекции. Наконец предметы из постоянной коллекции запрещено сдавать в аренду :387 .
В 1916 году началось строительство так называемой галереи Фрир в Вашингтоне. Затраты на строительство составили один миллион долларов, которые покрыл Фрир . Строительство затянулось из-за Первой мировой войной, и галерея была открыта в 1923 году.
Фрир известен не только тем, что был промышленником и коллекционером произведений искусства, но и заядлым писателем. Его личные сообщения (письма и телеграммы) между ним и Уистлером были опубликованы и являются легендарными в арт-сообществе. Он также поделился многолетними связями между собой и другими важными американскими коллекционерами и меценатами.
Несколько из этих ранних покровителей создали коллекции, похожие по важности (возможно не по объёму) на коллекции Фрира. Например:Коллекция Филлипса, Коллекция Весса, Коллекция Рузвельта и другие.
« , капсула времени , содержит письмо, написанное Фриром в 1900 году .