Interested Article - Мать Уистлера

«Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» , также часто называемая «Мать Уистлера» ( англ. Arrangement in Grey and Black, No.1: Portrait of the Artist's Mother , Whistler's Mother ) — наиболее известная картина американского художника Джеймса Уистлера , написанная в 1871 году. На картине изображена Анна Уистлер (1804—1881), мать художника. Хранится в музее Орсе в Париже . Размер картины — 144,3 × 162,4 см .

История

Однажды модель, которая должна была позировать, не пришла на назначенный сеанс, и Уистлер попросил свою мать, Анну Мак-Нейл Уистлер , попозировать ему для портрета. Первоначально, он предполагал рисовать модель стоя, но для пожилой матери, которой в то время было 67 лет, длительное позирование стоя было очень обременительно. Написание картины заняло десятки сеансов позирования . Анна, в письме от 3 ноября 1871 года к своей сестре, Кейт Палмер, писала :

У Джейми не было страха при работе над портретом Матери — это доставляло ему удовольствие, хотя и он не был оплачен, только пару раз я слышала как он восклицал: «Нет! Я не могу понять это! Невозможно сделать так, как должно быть — идеально!» У меня сжималось сердце, его попытки были похожи на то как невод закидывают в озеро, по воле Господа, и моя душа бы возрадовалась, если бы, вдруг, мой дорогой сын воскликнул: «О, мама, это сделано, это прекрасно!», и он бы поцеловал меня за это!

Используя в названии термин «аранжировка», по аналогии с музыкой, Уистлер хотел подчеркнуть свою философию « Искусство ради искусства ». В целом, для названии своих работ, он использовал и другие музыкальные термины, такие как «симфония», «гармония», «этюд» или «ноктюрн», чтобы подчеркнуть тональные качества и композицию, и снять акцент с повествовательного и описательного аспекта живописи . Из-за того что критики и публика викторианской эпохи не приняли бы название портрета как «аранжировка», Уистлер к заголовку уточнение: «Портрет матери». Но, в итоге, работа получила более простое постоянное прозвище — «Мать Уистлера» .

Аранжировка в сером и чёрном № 2: портрет Томаса Карлейля . 1872—1873. Холст, масло.

Несмотря на прохладное отношение критиков, картина привлекла двух новых клиентов. Коллекционер (англ.) заказал портрет своей жены Хелен , получивший название «Аранжировка в чёрном № 2: портрет миссис Луис Хут». А после того, как историк Томас Карлейль увидел портрет матери, то заказал у Уистлера подобную композицию, которая была названа « Аранжировка в сером и чёрном № 2: портрет Томаса Карлейля » .

Не найдя покупателя, Уистлер заложил картину в 1878 году, но после смерти матери, в 1881 году, выкупил обратно за 50 фунтов . Уистлер хотел чтобы картину купило французское правительство, что обессмертило бы его мать и самого художника. Ему немного трудно было объяснить всё это своему брату, Уильяму , он приводил разные доводы, в том числе, что подобная покупка станет гордостью семьи, но было очевидно, что это было бы в первую очередь его гордостью . В декабре 1884 года Уистлер писал своему брату :

Просто подумай — пойти и посмотреть на свою картину, висящую в Люксембургском музее — памятуя о том как к ней относились в Англии — везде была встречена с почтением и уважением ... и знай, что это ... потрясающая пощёчина Академии и всем остальным! На самом деле это похоже на сон.

В итоге, 2 ноября 1891 года она была приобретена французским правительством за 4000 франков для парижского музея в Люксембургском саду , и стала первым произведением Уистлера в публичной коллекции .

Критика

Публика негативно отреагировала на картину «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери», в основном из-за её антивикторианской простоты, в то время как в Англии в моде были сентиментальность и яркие цвета. Критики считали, что картина — неудачный «эксперимент», но никак не искусство. Королевская академия художеств сначала отклонила картину к показу на 104-й выставке академии в Лондоне в 1872 году, но затем неохотно приняла после лоббирования сэром (англ.) , повесив её в неудачном месте выставки . Этот эпизод усугубил разрыв между Уистлером и британским миром искусства. Данная работа стала последней картиной, которую он представил на утверждение Академии, хотя его гравюра на «Старом мосту Путни» была выставлена ​​там в 1879 году .

Будучи сторонником искусства ради искусства , Уистлер заявлял, что растерян и раздражён настойчивостью других, когда его работу рассматривают как «портрет». В своей книге « Изящное искусство создавать себе врагов » 1890 года он писал :

Возьмите портрет моей матери, выставленный в Королевской академии под названием «Арранжировка в сером и чёрном». Это именно то, что он есть. Мне он интересен как портрет моей матери, но какое дело публике до того, с кого он написан?

В 2015 году нью-йоркский критик Питер Шьелдаль написал, что картина «остаётся самой важной американской работой, находящейся за пределами США» . Искусствовед (англ.) пишет :

„Мать Уистлера“, „ Американская готика “ Вуда, „ Мона Лиза “ Леонардо да Винчи и „ Крик “ Эдварда Мунка достигли того, чего не достигли большинство картин — независимо от их исторической важности, красоты или денежной ценности, они, почти сразу, передают конкретный смысл почти каждому зрителю. Эти немногие работы проложили мост от элитного царства посетителей музеев к огромному миру популярной культуры.

Описание

Пристань «Чёрный лев». Гравюра. ( англ. Black Lion Wharf , 1859)

На картине «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» изображена в профиль мать Уистлера (почти в натуральную величину), сидящая на стуле. На стене висит гравюра Уистлера «Пристань „Чёрный лев“» ( англ. Black Lion Wharf , 1859) . Портрет получился простым и строгим, с ограниченной палитрой. Но обманчиво простая композиция на самом деле гармонично уравновешивает различные формы на картине: прямоугольник занавески, рисунок на стене и пол — и линии лица, платья и стула. Уистлер отмечал, что повествовательный аспект картины не имел большого значения , однако картина отдаёт дань уважения его благочестивой матери. После первоначального шока от стиля жизни сына она много помогала ему, несколько утихомирив его поведение, заботясь о его внутренних потребностях и создав ауру консервативной респектабельности, которая помогла привлечь покровителей .

Влияние

Мемориал Матери
Ашлэнд,, Пенсильвания, США

Во время Великой депрессии картина «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» была оценена в один миллион долларов и имела большой успех на Чикагской всемирной ярмарке . Публика, которая не была знакома с эстетическими теориями Уистлера, решительно признавала полотно символом материнства .

Работы Уистлера, в том числе и эта, привлекли множество подражателей, особенно среди американских художников- экспатриантов , и вскоре появились многочисленные картины с аналогичной композицией и ограниченной цветовой палитрой.

С самого начала «Мать Уистлера» вызвала различные реакции, в том числе пародии, насмешки и восхищение, которые продолжаются и по сей день. Некоторые считали полотно «данью уважения старости», «тяжёлым чувством скорби» или «совершенным символом материнства», другие использовали его в различных пародиях: на поздравительных открытках, в журналах, и даже мультфильмах про Дональда Дака и Лося Буллвинкля . Уистлер внёс весомый вклад в популяризацию картины, часто выставляя её и разрешая выпуск репродукций, которые хорошо раскупались .

Изображение картины «Мать художника» на почтовой марке США,
1934

Изображение использовалось с викторианской эпохи, особенно в Соединённых Штатах, как символ материнства, привязанности к родителям и «семейных ценностей» в целом. Например, в 1934 году почтовое отделение США выпустило марку со стилизованным изображением матери Уистлера с заголовком «В память и в честь матерей Америки». «Мать Уистлера» и «Томас Карлайл» были выгравированы английским гравёром Ричардом Джози. В городке Ашлэнд, штат Пенсильвания, ​Ассоциацией мальчиков Ашленда в 1938 году во время Великой депрессии была установлена ​восьмифутовая статуя по мотивам картины — как дань памяти матерям .

В популярной культуре

Примечания

  1. Paul Messaris. . — SAGE, 1997. — 324 с. — ISBN 9780803972469 . 9 апреля 2022 года.
  2. World Book Inc. . — World Book, 1987. — 634 с. — ISBN 9780716600879 . 9 апреля 2022 года.
  3. . — National Geographic Society, 1971. — 1130 с. 9 апреля 2022 года.
  4. Laurence Urdang, Frederick G. Ruffner. . — Gale Research Co., 1982. — 518 с. — ISBN 9780810311244 . 9 апреля 2022 года.
  5. , p. 58.
  6. . www.musee-orsay.fr. Дата обращения: 22 июля 2019. 24 октября 2020 года.
  7. М. Терешина. . — Litres, 2017-09-05. — 98 с. — ISBN 9785457779969 . 9 апреля 2022 года.
  8. , p. 180.
  9. , p. 65.
  10. , p. 186.
  11. .
  12. , p. 183.
  13. .
  14. , p. 65.
  15. , p. 114.
  16. , p. 147.
  17. Sarah J. Moore, John White Alexander. . — University of Delaware Press, 2003. — 152 с. — ISBN 9780874137965 . 9 апреля 2022 года.
  18. Whistler, James McNeil. (неопр.) . — Dover Publications , 1967.
  19. Johnson, Steve . chicagotribune.com . Дата обращения: 21 июля 2019. 5 июня 2019 года.
  20. , p. 121.
  21. , p. 47.
  22. , p. 34.
  23. , p. 80.
  24. , p. 137.
  25. , p. 125.
  26. от 21 июля 2019 на Wayback Machine , Roadside America

Литература

  • Anderson, Ronald; Koval Anne. James McNeill Whistler: Beyond the Myth. — New York, NY: Carroll & Graf, 1995. — ISBN 978-0-7867-0187-2 .
  • Hardie, Martin. . — London: The Print Collectors Club, 1921.
  • Kosinski, Dorothy M. // Artibus et Historiae. — 1988. — Т. 9 , вып. 18 . — С. 187 . — ISSN . — doi : .
  • MacDonald, Margaret F. . — London: Lund Humphries Pub Ltd, 2003. — ISBN 978-0853318569 .
  • MacDonald, Margaret F. Whistler for President! // Dorment, Richard; MacDonald, Margaret F. James McNeill Whistler. — New York: Harry N. Abrams, Inc., 1994. — ISBN 0-89468-212-1 .
  • Miccoli, Kendall. . — Kendall Miccoli, 2015. — 108 с. — ISBN 9786050354843 . (недоступная ссылка)
  • Pearson, Hesketh. . — London: House of Stratus, 2015. — ISBN 978-1842321690 .
  • Paris, William Francklyn. // The American Society Legion of Honor Magazine. — 1978. — Vol. 49—50.
  • Pennell, Elizabeth; Pennell, Joseph. The Life of James McNeill Whistler. — London: William Heinemann, 1911.
  • Peters, Lisa N. . — New York, NY: Smithmark, 1996. — ISBN 978-0-7651-9961-4 .
  • Russell, Peter. Delphi Complete Paintings of James McNeill Whistler. — London: Delphi Classics, 2017. — ISBN B0733YMHL9.
  • Snodin, Michael; Styles John. Design & The Decorative Arts, Britain 1500–1900. — V&A Publications. — 2001. — ISBN 1-85177-338-X .
  • Spencer, Robin. Whistler. — London: Studio Editions, 1994. — ISBN 1-85170-904-5 .
  • Spencer, Robin. Whistler: A Retrospective. — New York: Wings Books, 1989. — ISBN 0-517-05773-5 .
  • Vinet, Angelle M. James McNeill Whistler an Evolution of Painting from the Old Masters: Identified By Two Missing Masterpieces. — New York, NY: Lulu Publishing Services, 2017. — ISBN 978-1483471235 .
  • Walden, Sarah. . — New York, NY: University of Nebraska Press, 2003. — 258 с. — ISBN 978-0803248113 .
  • Weintraub, Stanley. Whistler. — New York, NY: E.P. Dutton, 1983. — ISBN 0-679-40099-0 .

Ссылки


Источник —

Same as Мать Уистлера