Хейден-Гест, Кристофер, 5-й барон Хейден-Гест
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Френсис Сеймур Хейден ( англ. Francis Seymour Haden ; 16 сентября 1818 , Лондон — 1 июня 1910 ) — английский художник, график, врач и меценат. Внёс особый вклад в развитие графического искусства.
Ф. С. Хейден родился в семье известного врача и любителя музыки Чарльза Томаса Хейдена. Молодой Хейден учился в лондонском Университетском колледже, а затем в Сорбонне , где в 1840 году получил диплом врача. В 1842 году он становится членом британской коллегии врачей и начинает свою врачебную практику. В 1843 и 1844 годах Хаден с друзьями совершает поездки по Италии, где делает пейзажные зарисовки. Будучи художником-самоучкой, он особое внимание уделяет графическому искусству (в 1845—1846 годах), изучает гравюры Дюрера , Рембрандта , Лукаса Лейденского . Хейден, много занимаясь творчеством Рембрандта и хронологией его работ, пишет и публикует два научных труда о его графике — The Etched Work of Rembrandt critically reconsidered (1877) и Etched Work of Rembrandt True und False (1895).
В 1847 году Ф. С. Хейден вступает в брак с Деборой Делайн Уистлер , сестрой художника Джеймса МакНейла Уистлера . Хейден вызвал интерес у Уистлера к графическому искусству, и в течение некоторого времени оба художника работали вместе над серией гравюр, изображавших виды Темзы — для чего Хейден приобрёл и установил у себя в доме на печатный станок. Однако затем между Уистлером и Хейденом произошла ссора и их совместная работа прекратилась. Усилия же Хейдена по пропаганде графического искусства увенчались основанием в 1880 году Королевского общества художников-графиков . Кроме него, среди основателей общества были Альфонс Легрос , Джеймс Тиссо , Мансель Льюис , Губерт фон Геркомер , Роберт Макбет и Хейвуд Харди . Хейден же в течение многих последующих лет был его президентом.
Кроме изучения старых мастеров и пропаганды гравюры в Англии, Ф. С. Хейден создал немало замечательных графических работ, одной из лучших среди которых является Breaking Up Of The Agamemnon , изображающая спуск на воду крупного парохода. В поздние годы творчества художник всё чаше, помимо гравирования и травления, использует глубокую печать. Рисовал также углём. Излюбленной темой работ Ф. С. Хейдена было изображение природы и растений.
Историк фотоискусства Вирджиния Додье отмечала, что некоторые из самых известных гравюр Хейдена (пейзажи поместья Дандрам ), чрезвычайно близки фотографиям леди Клементины Гаварден , супругу которой принадлежало это поместье. Додье предполагала, что дружба Хейдена с Гаварденами, вероятно, установилась после того, как он стал принимать роды Клементины с 1860 года. Именно с этого времени он начал писать пейзажи на пленэре. Леди Гаварден и Хейден, по предположению исследовательницы, могли даже работать вместе. Кроме пейзажных композиций со снимков леди Гаварден Хейден также напрямую заимствовал сцены из её фотографий дочерей для создания жанровых картин (редких в его творчестве). То, что он не называл источник своего вдохновения, Вирджиния Додье связывала с желанием Хейдена считаться инициатором возрождения британской гравюры .
За своё творчество художник был многократно отмечен на британских и международных выставках. Он был обладателем «Гран-при» на парижских Всемирных выставках в 1889 и в 1900 годах; был членом Французского института , парижской Академии изящных искусств и Общества французских художников . В 1894 году Ф. С. Хейден был возведён в рыцарское звание.