Interested Article - Симфония в белом № 1: девушка в белом

«Симфония в белом № 1» ( англ. Symphony in White, No. 1: The White Girl ) , также известная как «Девушка в белом» ( англ. The White Girl ) — картина американского художника Джеймса Уистлера , написанная в 1861—1862 годах. На картине изображена девушка в полный рост, стоящая на волчьей шкуре перед белой занавеской с белой лилией в руке. Цветовая гамма картины почти полностью в светлых тонах. Натурщицей была возлюбленная художника Джоанна Хиффернан . Хотя картина первоначально называлась «Девушка в белом» , Уистлер позже стал называть её « Симфония в белом № 1» . Называя работы такими абстрактными терминами, он намеревался подчеркнуть свою философию « искусство ради искусства ». Хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , США .

Картину не приняли на выставку ни в Королевскую академию художеств , ни в Парижский салон , но в конце концов она была выставлена в Салоне отверженных в 1863 году. На этой выставке также была представлена знаменитая картина Эдуара Мане « Завтрак на траве» , и вместе эти две работы привлекли большое внимание. В картине « Девушка в белом » присутствует влияние прерафаэлитов , с которыми Уистлер познакомился через Данте Россетти . Позднее картина была интерпретирована как аллегория невинности и её утраты, а также как религиозная аллюзия на Деву Марию .

Создание и критика

Уистлер начал работу над «Девушкой в белом» вскоре после 3 декабря 1861 года с намерением представить её на престижной ежегодной выставке Королевской академии . К тому времени у Уистлера ухудшилось здоровье из-за проблем с сердцем. Но, несмотря на приступы болезни, ему удалось закончить картину к апрелю 1862 года . В письме Джоржу Дюморье в начале 1862 года он писал:

« Завтрак на траве " Эдуарда Мане вызвал ажиотаж в 1863 году в Салоне отверженных , но внимание, уделенное Девушке в белом Уистлера, было большим.

...женщина в красивом белом батистовом платье стоит у окна, которое пропускает свет сквозь прозрачную белую муслиновую занавеску, – но на фигуру падает сильный свет справа, и поэтому картина, за исключением копны рыжих волос, представляет собой одну великолепную массу ослепительно белого цвета.

По словам Хиффернан , Уистлер, отправляя заявку на участие в выставке Академии, уже знал, что её отклонят . Одной из причин был скандал, вызванный картиной Эдвина Ландсира « Укрощение строптивой» на прошлогодней (в 1861-м) выставке. На картине Ландсира, на которой была изображена женщина рядом с лошадью, моделью была названа Анн Гилберт — известная наездница того времени. Однако, вскоре выяснилось, что на самом деле это была Кэтрин Уолтерс — лондонская куртизанка . Картина Уистлера немного напоминала картину Ландсира, и жюри академии отказалось от её показа . « Девушка в белом » была заявлена вместе с тремя офортами , которые, в отличие от картины, были приняты .

В итоге Уистлер отправил её в небольшую галерею на Бернерс-стрит в Лондоне , где она была выставлена под названием «Женщина в белом» , совпадавшим с популярным тогда Уилки Коллинза . Писатель Дюмюрье , по-видимому, посчитав, что картина имеет отношение к роману, в своей рецензии в « Атенеуме » пожаловался на несоответствие изображённой девушки персонажу романа. На что Уистлер написал письмо, утверждая, что галерея при выборе названия не посоветовалась с ним, добавив: «У меня не было никакого намерения иллюстрировать роман мистера Уилки Коллинза. Моя картина просто изображает девушку в белом, стоящую перед белой занавеской» .

В следующем году Уистлер попытался выставить картину в Парижском салоне , — официальной художественной выставке Академии изящных искусств , но там её тоже не приняли. Вместо этого она была принята на альтернативной выставке, — Салоне отверженных , которая открылась 15 мая, через две недели после официального Салона .

На выставке в Салоне отверженных 1863 года была показана картина « Завтрак на траве » Эдуарда Мане , которая вызвала скандал, однако внимание, уделённое Девушке в белом Уистлера, было большим . Спор вокруг картин был описан в романе Эмиля Золя «Лувр» (1886) . Картину Уистлера, в основном, восприняли положительно, и это в значительной степени оправдало её после неудач с другими выставками. Ею восхищались его коллеги и друзья Мане, живописец Гюстав Курбе и поэт Шарль Бодлер . Искусствовед Теофиль Тор-Бюргер видел в ней традиции Гойи и Веласкеса . Были, однако, и менее благоприятные отзывы. Некоторые французские критики считали английскую прерафаэлитовую тенденцию несколько эксцентричной .

Картина оставалась в семье Уистлеров до 1896 года, когда она была продана племянником художника Харрису Уитмору, коллекционеру произведений искусства. В 1943 году семья Уитморов подарила её Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , где она хранится сейчас.

Композиция и интерпретация

Уистлер возмущался идеей, что его картины должны иметь какое-то значение помимо того, что можно увидеть на холсте. Он известен как главный сторонник философии « искусство ради искусства » . Его комментарий к «Девушке в белом» , отрицающий связь с романом Уилки Коллинза «Женщина в белом» , является одним из самых ранних из подобных утверждений: «Моя картина просто изображает девушку в белом, стоящую перед белой занавеской» . Поскольку английские критики рассматривали картину как иллюстрацию , они относились к ней менее благожелательно, чем их французские коллеги, которые рассматривали её как мечтательно-поэтическую фантазию. Один английский критик, ссылаясь на роман Коллинза, назвал «Девушку в белом » «… одной из самых неполных картин, с которыми мы когда-либо встречались». Поскольку на выставке в галерее на Бернерс-стрит использовалось название «Женщина в белом» , критики были разочарованы отсутствием сходства с героиней романа . Уистлер, который даже не читал роман, возмущался сравнением .

Десять лет спустя Уистлер стал называть картину « Симфония в белом № 1 », хотя ещё во время выставки в Париже в 1863 году французский критик Поль Манц назвал её « Симфония дю Бланш» . По аналогии с музыкой, Уистлер хотел подчеркнуть свою философию « Искусство ради искусства ». Название, вероятно, было вдохновлено стихотворением Теофиля Готье « Мажорно-белая симфония » ( фр. Symphonie en Blanc Majeur , 1852) из сборника « » .

Уистлер был недоволен реалистичностью картины, выставленной в первоначальном виде — чертой, в которой винили влияние реалиста Курбе. Позже, между 1867 и 1872 годами, он переработал её, чтобы придать более одухотворённое выражение . Хотя « Симфония » была начата до того, как Уистлер впервые встретил Россетти, влияние прерафаэлитов всё же очевидно . Картина была ранним экспериментом цветовой схемы: «белым по белому» — с женщиной, стоящей в белом платье на белом фоне. Позже, художник вернулся к этой схеме в картинах « Симфония в белом, № 2» (1864) и « Симфония в белом № 3 » (1865—1867).

Хотя сам Уистлер негодовал от попыток анализа значения его искусства, это не помешало последующим критикам предпринимать их. Французский искусствовед XIX-го века Жюль-Антуан Кастаньари видел в картине символы утраченной невинности — тему, которая была поднята более поздними критиками . Искусствовед Уэйн Крэйвен также рассматривает картину как нечто большее, чем формалистическое упражнение, и нашёл в изображении «загадочные, выразительные и даже эротические подтексты». Он указывал на контраст, представленный образом белой лилии, изображающей невинность и девственность, в противовес волчьей голове на ковре, символизирующей её потерю. Берил Шлоссман, профессор литературы Калифорнийского университета , увидела в этом намёки на Мадонну . По интерпретации Шлоссман коврик под ногами женщины это облако, на котором часто изображают Богородицу , а волк — змея , раздавленная пят́ой . Искусствовед видит в портретах Уистлера очарование и комбинацию мастерства и наблюдательных навыков, которых не хватало его более радикальным пейзажам .

Модель

Уоппинг на Темзе. Джеймс Уистлер. Холст, масло, 1860—1864.

В 1860 году в Лондоне, в котором Уистлер проводил всё больше времени, он познакомился с Джоанной Хиффернанан , — натурщицей, которая позже стала его любовницей. Их отношения назывались «браком без выгоды для духовенства» .

Хиффернан, предположительно, обладала большим влиянием на Уистлера, но его семья была против их отношении. Так, когда мать художника переехала к нему, Хиффернан была вынуждена съехать из дома. А зять Уистлера, — Фрэнсис Хейден , однажды из-за неё отказался от приглашения на ужин зимой 1863—1864 .

В 1861 году она позировала в качестве модели для картины « Уоппинг » , названной по одноимённому микрорайону боро Тауэр-Хамлетс Лондона. На ней изображены женщина и двое мужчин на балконе с видом на Темзу . По словам самого Уистлера, женщина, изображаемая Джоанной, была проституткой .

Примечания

  1. . www.nga.gov. Дата обращения: 15 июня 2019. 30 июня 2019 года.
  2. , p. 300.
  3. col A (англ.) // The Times. — 1861. — 4 May ( № 23924 ). — С. 12 .
  4. The Shrew Tamed (англ.) // Blackwood's Edinburgh Magazine. — 1861. — Август ( т. 90 (550) ). — С. 221 .
  5. , p. 310.
  6. , p. 129-130.
  7. , p. 302.
  8. , p. 305.
  9. , p. 84.
  10. , p. 342-343.
  11. , p. 308.
  12. , p. 219.
  13. .
  14. , p. 72.
  15. Gary Tinterow, Henri Loyrette. . — Metropolitan Museum of Art, 1994. — 504 с. — ISBN 9780870997174 .
  16. Ayako Ono. . — Routledge, 2013-11-05. — 294 с. — ISBN 9781136625107 .
  17. .
  18. , p. 29.
  19. , p. 195.
  20. , p. 72-73.
  21. , p. 71.
  22. , p. 309.
  23. , p. 306.

Литература

  • Ronald Anderson; Anne Koval. . — London: John Murray, 1994. — ISBN 0-7195-5027-0 .
  • Bob Batchelor. The 1900s. — Westport, Conn.; London: Greenwood Press, 2002. — ISBN 0-313-31334-2 .
  • Wayne Craven. American Art: History and Culture. — New York: McGraw-Hill, 2003. — ISBN 0-07-141524-6 .
  • Hilton Kramer, Roger Kimball. The Age of the Avant-Garde: An Art Chronicle of 1956-1972. — London: Secker and Warburg, 1974. — ISBN 0-436-23685-0 .
  • Margaret F. MacDonald. Whistler, James (Abbott) McNeill // . — Oxford : Oxford University Press , 1999.
  • Margaret F. MacDonald. Whistler: Search for a European Reputation // Zeitschrift für Kunstgeschichte. — 1978. — Vol. 41. — JSTOR .
  • Beryl Schlossman. Objects of Desire: The Madonnas of Modernism. — Ithaca; London: Cornell University Press, 1999. — ISBN 0-8014-3649-4 .
  • Robin Spencer. Whistler's 'The White Girl': Painting, Poetry and Meaning // . — 1998. — Т. 140. — JSTOR .
  • Robin Spencer. Whistler, James Abbott McNeill (1834–1903) // Oxford Dictionary of National Biography . — Oxford : Oxford University Press, 2004. — doi : .
  • Hilary Taylor. . — London: Studio Vista, 1978. — ISBN 0-289-70836-2 .
  • Stanley Weintraub. Whistler: A biography. — London: Collins, 1974. — ISBN 0-00-211994-3 .


Источник —

Same as Симфония в белом № 1: девушка в белом