Interested Article - Симфония в белом № 2: девушка в белом

«Симфония в белом № 2: девушка в белом » ( англ. Symphony in White, No. 2: The Little White Girl , в русской интерпретации: Молодая девушка в белом , Девушка в белом (малая) , Маленькая девушка в белом , Маленькая белая девочка ) — картина американского художника Джеймса Уистлера , написанная в 1864 году. С 1951 года хранится в британской галерее Тейт .

Натурщицей для работы стала возлюбленная художника Джоанна Хиффернан . Первоначально картина носила название «Девушка в белом» , но позже Уистлер изменил название на « Симфония в белом № 2», как более отражающее его видение концепции « искусство ради искусства ». На картине изображена в три четверти девушка, стоящая у камина, над которым висит зеркало . Девушка одета в белое платье и держит в руке — традиционный японский веер . Хотя художник и его модель не были женаты, на безымянном пальце её левой руки кольцо — аллюзия к христианскому таинству брака . Подобным образом Уистлер подчеркнул лежащую в основе его работы эстетическую философию, которая провозглашает независимость искусства от этических, социальных и повествовательных аспектов .

К оригинальной раме картины была прикреплена табличка из сусального золота со стихотворением «Перед зеркалом» поэта Алджернона Суинберна , друга Уистлера. Стихотворение было вдохновлено картиной, и для Уистлера это означало, что изобразительное искусство не обязано подчиняться литературе. Хотя ключи к пониманию значения и символизма картины весьма немногочисленны, критики находят в ней аллюзии на работы Жана Энгра , а также усматривают влияние японизма — художественного течения, популярного в то время.

История

Уистлер написал картину зимой 1864 года, а в следующем году картина была принята на выставку в Королевской академии художеств , хотя ранее, в 1862 году, жюри выставки отклонило работу « Симфония в белом № 1 » — предшественницу «Симфонии в белом № 2» . Английские критики отнеслись к работе отрицательно, называя её «странной» и «вообще грязно-серой» . Но много позже, в 1900 году, она была выставлена на Всемирной выставке в Париже, где Уистлер получил гран-при .

Первым владельцем картины стал производитель обоев (англ.) , — друг и покровитель Уистлера , купивший её в 1865 году за 150 фунтов стерлингов . В 1893 году Поттер продал полотно за 1400 £ художнику Артуру Студду (1863—1919). Позже, коллекционер Чарльз Фрир предложил Студду 250 000 £ за три картины: « Симфонии в белом № 2», «Ноктюрн: в голубом и серебряном — огни Креморна» и «Ноктюрн в чёрном и золотом — огненное колесо» . Но тот отклонил предложение, завещав все три картины, против желания Уистлера , Лондонской национальной галерее , куда они были переданы после его смерти в 1919 году. С 1951 года картина хранится в галерее Тейт .

Стихотворение Суинберна

В 1862 году Уистлер познакомился с английским поэтом Алджерноном Суинберном , с которым они позже подружились . Вдохновлённый « Симфонией в белом № 2» , Суинберн написал стихотворение «Перед зеркалом» , которое, выгравированное на табличке из сусального золота , было закреплено на раме картины самим Уистлером . Идею Уистлер позаимствовал у Россетти , который наклеил золотую табличку со своим стихотворением на рамку своей картины « Юность Девы Марии » (1849) . Для Уистлера это стихотворение лишний раз подтверждало его идею об автономной природе живописи, того, что художники — не просто иллюстраторы, а что и живопись может стать источником вдохновения для поэзии, а не только наоборот .

Однако в то время распространилось заблуждение, что картина была создана под впечатлением стихотворения Суинберна. Написав в газету опровергающее этот факт письмо, Уистлер, тем не менее, уважительно отозвался о работе поэта: «эти строки, которые он написал, были написаны в моей студии только после окончания работы над картиной. И написание их было редкой и любезной данью поэта художнику — благородное признание произведения с помощью создания произведения ещё более благородного» . Суинберн, в свою очередь, ответил на комплимент: «… какими бы ни были достоинства моей песни, она не настолько совершенна по красоте, нежности и содержанию, по изысканности исполнения и хрупкой силе, как картина Уистлера…»

Сюжет и интерпретация

Уистлера, особенно в поздний период творчества, возмущала мысль, что его картины должны иметь какое-то значение помимо того, что можно было увидеть на холсте. Он был известен как один из главных сторонников философии « искусство ради искусства » . Развитию этой философии он во многом обязан Суинберну, который впервые описал её в своей книге « Уильям Блейк: критическое эссе» 1868 года . Позже Уистлер начал называть « Девушку в белом » « Симфонией в белом, № 2 » . По аналогии с музыкой он хотел подчеркнуть свою философию, что главной является сама композиция, а не изображаемый предмет .

Одним из наиболее заметных элементов картины является кольцо на безымянном пальце модели , которое было сознательно добавлено Уистлером: его не было в картине «Симфония в белом № 1» . Хотя он и Хиффернан не были женаты, кольцо демонстрировало то, как менялось со временем представление художником своей модели: от «проститутки» в картине « Уоппинг » до «любовницы» в «Симфонии в белом № 1» и, наконец, «жены» в «Симфонии в белом № 2» . В то же время это развитие отражало представление Уистлера о своей позиции в мире английского искусства: движения к большей легитимности . Кольцо также является аллюзией на христианское таинство брака, придающее религиозный аспект эстетизму , который он и Суинберн пытались развить .

На картине «Симфония в белом № 2» видно, что Уистлер явно отходит от реализма французского художника Гюстава Курбе , ранее оказывавшего на него сильное влияние. В работе с помощью «мягких, прозрачных штрихов и плотных, энергичных мазков» показан контраст мягких округлых фигур с более жёсткими геометрическими формами .

В поиске источников вдохновения для картины критики выдвигали различные версии. Её сравнивали с работами Жана Энгра . Хотя картина Уистлера во многом отличалась от работ Энгра, он, тем не менее, был поклонником французского художника и вдохновлялся его искусством . Утива, — традиционный японский веер в руке модели и ваза на каминной полке — восточные элементы — свидетельствуют о влиянии японизма , — популярного течения в европейском искусстве того времени . В современном обзоре в газете The Times говорится, что «Мысль и страсть скрыты за простотой, что придаёт им не поддающуюся определению привлекательность» . Искусствовед Хилтон Крамер видит в портретах Уистлера очарование и комбинацию ремесленных и наблюдательных навыков, которых не хватало его пейзажам .

Примечания

  1. Tate. (англ.) . Tate. Дата обращения: 12 июля 2019. 11 мая 2019 года.
  2. , с. 80.
  3. , p. 49.
  4. , p. 9.
  5. , p. 1629.
  6. , p. 84.
  7. , p. 25.
  8. , p. 185.
  9. , p. 127.
  10. , p. 845.
  11. , p. 64.
  12. , p. 309.
  13. , p. 342-3.
  14. , p. 107.
  15. , p. 353.
  16. .
  17. , p. 66.
  18. , p. vi.
  19. , p. 116-117.
  20. , p. 465.
  21. . etchings.arts.gla.ac.uk. Дата обращения: 12 июля 2019. 3 октября 2019 года.
  22. , p. 32.
  23. , p. 311.
  24. , p. 125.
  25. , p. 89.
  26. , p. 98.
  27. , p. 219.
  28. , p. 342-343.
  29. , p. 300.
  30. , p. 64.
  31. , p. 30.
  32. , p. 460-461.
  33. , p. 687.
  34. , p. 72-73.

Литература

  • Anderson, Ronald; Koval, Anne. . — London: John Murray, 1994. — ISBN 0-7195-5027-0 .
  • Batchelor, Bob. . — Westport, Conn.; London: Greenwood Press, 2002. — ISBN 0-313-31334-2 .
  • Craven, Wayne. . — New York: McGraw-Hill, 2003. — ISBN 0-07-141524-6 .
  • Eddy, Arthur Jerome. . — Lippincott, 1904. — 354 с.
  • Horowitz, Ira M. Whistler's Frames // Art Journal (CAA). — 1979. — Т. 39.
  • Kramer, Hilton; Kimball, Roger. . — London: Secker and Warburg, 1974. — ISBN 0-436-23685-0 .
  • Laver, James. Whistler. — London: Faber & Faber, 1951. — ISBN 0856173886 .
  • MacDonald, Margaret F. // Grove Art Online. — Oxford : Oxford University Press , 1999.
  • Merrill, Linda. Whistler and the 'Lange Lijzen' // The Burlington Magazine. — 1994. — Т. 136. — JSTOR .
  • Prettejohn, Elizabeth. After the Pre-Raphaelites: Art and Aestheticism in Victorian England. — Manchester: McGraw-Manchester University Press, 1999. — ISBN 0-7190-5405-2 .
  • Yumiko NUNOKAWA. // International Journal of Area Studies. — 2015. — Октябрь ( № 1 ). — С. 85 .
  • Pennell, Elizabeth; Pennell, Joseph. . — London: William Heinemann, 1911.
  • Russell, Peter. . — Delphi Classics, 2017. — 1638 с. — ISBN 9781786565099 .
  • Spencer, Robin. Whistler's 'The White Girl': Painting, Poetry and Meaning // The Burlington Magazine. — 1998. — Т. 140. — JSTOR .
  • Spencer, Robin. Whistler, James Abbott McNeill (1834–1903) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford : Oxford University Press, 2004. — doi : .
  • Sutton, Denys. A Whistler Exhibition // The Burlington Magazine. — 1960.
  • Taylor, Hilary. . — London: Studio Vista, 1978. — ISBN 0-289-70836-2 .
  • Tinterow, Gary; Loyrette, Henri. . — Metropolitan Museum of Art, 1994. — 504 с. — ISBN 9780870997174 .
  • Vinet, Angelle M. . — Lulu.com, 2017. — 260 с. — ISBN 9781483471235 .
  • Weintraub, Stanley. Whistler: A biography. — London: Collins, 1974. — ISBN 0-00-211994-3 .
  • Wilton, Andrew ; Upstone, Robert. . — London: Flammarion, 1997. — ISBN 978-2080136435 .
  • Андреева Г. Б. . — Scanrus, 2006. — 198 с. — ISBN 5-93221-107-5 .
  • Майкапар, А. . — Directmedia, 2012. — 95 с. — ISBN 9785871073780 .
  • Яков Александрович Тугендхольд, Т. П. Каждан. . — Сов. художник, 1987. — 460 с.
  • Чегодаев, А.Д.; Прокофьева, В.Н.; Данилова, И.Е. . — Искусство, 1976. — 440 с.
  • // Мир музея : журнал. — 2007. — № 233—244 . — С. 9 .



Источник —

Same as Симфония в белом № 2: девушка в белом