Мать-и-мачеха
- 1 year ago
- 0
- 0
«Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» , также часто называемая «Мать Уистлера» ( англ. Arrangement in Grey and Black, No.1: Portrait of the Artist's Mother , Whistler's Mother ) — наиболее известная картина американского художника Джеймса Уистлера , написанная в 1871 году. На картине изображена Анна Уистлер (1804—1881), мать художника. Хранится в музее Орсе в Париже . Размер картины — 144,3 × 162,4 см .
Однажды модель, которая должна была позировать, не пришла на назначенный сеанс, и Уистлер попросил свою мать, Анну Мак-Нейл Уистлер , попозировать ему для портрета. Первоначально, он предполагал рисовать модель стоя, но для пожилой матери, которой в то время было 67 лет, длительное позирование стоя было очень обременительно. Написание картины заняло десятки сеансов позирования . Анна, в письме от 3 ноября 1871 года к своей сестре, Кейт Палмер, писала :
У Джейми не было страха при работе над портретом Матери — это доставляло ему удовольствие, хотя и он не был оплачен, только пару раз я слышала как он восклицал: «Нет! Я не могу понять это! Невозможно сделать так, как должно быть — идеально!» У меня сжималось сердце, его попытки были похожи на то как невод закидывают в озеро, по воле Господа, и моя душа бы возрадовалась, если бы, вдруг, мой дорогой сын воскликнул: «О, мама, это сделано, это прекрасно!», и он бы поцеловал меня за это!
Используя в названии термин «аранжировка», по аналогии с музыкой, Уистлер хотел подчеркнуть свою философию « Искусство ради искусства ». В целом, для названии своих работ, он использовал и другие музыкальные термины, такие как «симфония», «гармония», «этюд» или «ноктюрн», чтобы подчеркнуть тональные качества и композицию, и снять акцент с повествовательного и описательного аспекта живописи . Из-за того что критики и публика викторианской эпохи не приняли бы название портрета как «аранжировка», Уистлер к заголовку уточнение: «Портрет матери». Но, в итоге, работа получила более простое постоянное прозвище — «Мать Уистлера» .
Несмотря на прохладное отношение критиков, картина привлекла двух новых клиентов. Коллекционер Томас Карлейль увидел портрет матери, то заказал у Уистлера подобную композицию, которая была названа « Аранжировка в сером и чёрном № 2: портрет Томаса Карлейля » .
заказал портрет своей жены Хелен , получивший название «Аранжировка в чёрном № 2: портрет миссис Луис Хут». А после того, как историкНе найдя покупателя, Уистлер заложил картину в 1878 году, но после смерти матери, в 1881 году, выкупил обратно за 50 фунтов . Уистлер хотел чтобы картину купило французское правительство, что обессмертило бы его мать и самого художника. Ему немного трудно было объяснить всё это своему брату, Уильяму , он приводил разные доводы, в том числе, что подобная покупка станет гордостью семьи, но было очевидно, что это было бы в первую очередь его гордостью . В декабре 1884 года Уистлер писал своему брату :
Просто подумай — пойти и посмотреть на свою картину, висящую в Люксембургском музее — памятуя о том как к ней относились в Англии — везде была встречена с почтением и уважением ... и знай, что это ... потрясающая пощёчина Академии и всем остальным! На самом деле это похоже на сон.
В итоге, 2 ноября 1891 года она была приобретена французским правительством за 4000 франков для парижского музея в Люксембургском саду , и стала первым произведением Уистлера в публичной коллекции .
Публика негативно отреагировала на картину «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери», в основном из-за её антивикторианской простоты, в то время как в Англии в моде были сентиментальность и яркие цвета. Критики считали, что картина — неудачный «эксперимент», но никак не искусство. Королевская академия художеств сначала отклонила картину к показу на 104-й выставке академии в Лондоне в 1872 году, но затем неохотно приняла после лоббирования сэром , повесив её в неудачном месте выставки . Этот эпизод усугубил разрыв между Уистлером и британским миром искусства. Данная работа стала последней картиной, которую он представил на утверждение Академии, хотя его гравюра на «Старом мосту Путни» была выставлена там в 1879 году .
Будучи сторонником искусства ради искусства , Уистлер заявлял, что растерян и раздражён настойчивостью других, когда его работу рассматривают как «портрет». В своей книге « Изящное искусство создавать себе врагов » 1890 года он писал :
Возьмите портрет моей матери, выставленный в Королевской академии под названием «Арранжировка в сером и чёрном». Это именно то, что он есть. Мне он интересен как портрет моей матери, но какое дело публике до того, с кого он написан?
В 2015 году нью-йоркский критик Питер Шьелдаль написал, что картина «остаётся самой важной американской работой, находящейся за пределами США» . Искусствовед
пишет :„Мать Уистлера“, „ Американская готика “ Вуда, „ Мона Лиза “ Леонардо да Винчи и „ Крик “ Эдварда Мунка достигли того, чего не достигли большинство картин — независимо от их исторической важности, красоты или денежной ценности, они, почти сразу, передают конкретный смысл почти каждому зрителю. Эти немногие работы проложили мост от элитного царства посетителей музеев к огромному миру популярной культуры.
На картине «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» изображена в профиль мать Уистлера (почти в натуральную величину), сидящая на стуле. На стене висит гравюра Уистлера «Пристань „Чёрный лев“» ( англ. Black Lion Wharf , 1859) . Портрет получился простым и строгим, с ограниченной палитрой. Но обманчиво простая композиция на самом деле гармонично уравновешивает различные формы на картине: прямоугольник занавески, рисунок на стене и пол — и линии лица, платья и стула. Уистлер отмечал, что повествовательный аспект картины не имел большого значения , однако картина отдаёт дань уважения его благочестивой матери. После первоначального шока от стиля жизни сына она много помогала ему, несколько утихомирив его поведение, заботясь о его внутренних потребностях и создав ауру консервативной респектабельности, которая помогла привлечь покровителей .
Во время Великой депрессии картина «Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери» была оценена в один миллион долларов и имела большой успех на Чикагской всемирной ярмарке . Публика, которая не была знакома с эстетическими теориями Уистлера, решительно признавала полотно символом материнства .
Работы Уистлера, в том числе и эта, привлекли множество подражателей, особенно среди американских художников- экспатриантов , и вскоре появились многочисленные картины с аналогичной композицией и ограниченной цветовой палитрой.
С самого начала «Мать Уистлера» вызвала различные реакции, в том числе пародии, насмешки и восхищение, которые продолжаются и по сей день. Некоторые считали полотно «данью уважения старости», «тяжёлым чувством скорби» или «совершенным символом материнства», другие использовали его в различных пародиях: на поздравительных открытках, в журналах, и даже мультфильмах про Дональда Дака и Лося Буллвинкля . Уистлер внёс весомый вклад в популяризацию картины, часто выставляя её и разрешая выпуск репродукций, которые хорошо раскупались .
Изображение использовалось с викторианской эпохи, особенно в Соединённых Штатах, как символ материнства, привязанности к родителям и «семейных ценностей» в целом. Например, в 1934 году почтовое отделение США выпустило марку со стилизованным изображением матери Уистлера с заголовком «В память и в честь матерей Америки». «Мать Уистлера» и «Томас Карлайл» были выгравированы английским гравёром Ричардом Джози. В городке Ашлэнд, штат Пенсильвания, Ассоциацией мальчиков Ашленда в 1938 году во время Великой депрессии была установлена восьмифутовая статуя по мотивам картины — как дань памяти матерям .