Исикава, Хидэо
- 1 year ago
- 0
- 0
Хидэо Сэкигава ( яп. 関川秀雄 Сэкигава Хидэо , ( 1 декабря 1908 года — 16 декабря 1977 года ) — японский радикальный кинорежиссер, который открыто демонстрировал свои левые убеждения. Один из представителей японского независимого кинематографа 1950-х . За период своей режиссёрской карьеры, которая приходится на период с 1944 по 1969 год, режиссёр снял более 50 фильмов, многие из которых затрагивают антивоенную тематику, в некоторых из своих фильмов выражал антиамериканскую позицию, а также критику властных структур.
Хидэо Сэкигава появился на свет четвёртым сыном в доме помещика в небольшом городке Савата, расположенном на острове Садо в префектуре Ниигата (ныне бывший городок Савата является одним из 10 подразделений города Садо ). Ещё во время учёбы в средней школе Садо префектуры Ниигата, юноша был увлечён изучением искусств. После забастовки в школе Ниигаты, Сэкигава бросил учёбу и уехал в Токио , где в 1936 году трудоустроился в студию P.C.L. (Photo Chemical Laboratories — раннее название студии « Тохо ») в качестве помощника продюсера . Исполнял обязанности директора по производству на ряде ранних фильмов Сацуо Ямамото (известного левого режиссёра, члена КПЯ ) и Ясудзиро Симадзу .
В 1944 году дебютировал в режиссуре документальным фильмом «Большие крылья» , сделанным по заказу Ассоциации авиационной промышленности на армейской студии Военно-воздушных сил Южной армии. В фильме рассказывалось о новом разведывательном самолёте и работах по его техническому обслуживанию на тыловой базе . После окончания Второй мировой войны вместе с Акирой Куросавой и Кадзиро Ямамото был сопостановщиком первой игровой в своей режиссёрской карьере киноленты « Люди, творящие завтра » ( 1946 ), пропагандистского фильма, снятого по заказу профсоюза работников компании «Тохо» . Куросава в последующие годы не признавал этот проект своей работой , а Кодзиро Ямамото, как раз напротив, дабы реабилитироваться в глазах общественности за свои киноленты, снятые в военные годы, которые были сделаны в русле национальной политики милитаристской Японии, проявил активное участие в съёмках. Сэкигава, как один из воинов профсоюзного движения на студии «Тохо» занимал центристскую позицию в спорах между Куросавой и Ямамото при работе над этим проектом . После знаменитой забастовки на студии «Тохо» 1948 года , Сэкигава был уволен из кинокомпании из-за его коммунистических симпатий и примкнул к движению независимых японских кинематографистов . Принимал активное участие в работе над фильмами для кинокомпании «Тоёко эйга» (предшественнице «Тоэй»), делал скромные документальные и игровые фильмы на небольших независимых студиях «Рикэн эйга», «Оидзуми эйга», «Дай-ити-кьёдан», «Син эйга-ся», «Ари пуро», «Киндай эйга кёкай» и др. В эти годы он выделялся как один из самых радикальных режиссеров , наряду с Тадаси Имаи , Фумио Камэи и Сацуо Ямамото , сделав заметный вклад в движение независимых.
Именно в начале 1950-х годов он снял серию известных фильмов, посвященных острым темам, зачастую с антиамериканской направленностью : « Прислушайтесь к голосам моря » ( 1950 ), — антивоенный фильм, признающийся одним из лучших в его карьере. Основан на книге «Слушайте голос морского бога», в которой были собраны дневники погибших на войне студентов. Однако Сэкигава вместе со сценаристом Кадзуро Фунахаси заимствовали из книги не сам сюжет, а лишь идею, мироощущение, настроение. Главное внимание в фильме уделено показу последних дней отряда бывших студентов, разгромленного на бирманском фронте. «Прислушайтесь к голосам моря» имел историческое значение в том смысле, что был первым в Японии фильмом, открыто разоблачавшим ужасы и жестокости войны . За этим последовал ряд крайне противоречивых, но нередко высокоуровневых работ: «Моё преступление в университете» ( 1951 ); « Рассвет 15 августа » ( 1952 ), — о горьком дне капитуляции, в котором режиссёр расправился с последними милитаристскими фанатиками, не смирившимися с поражением; « Дети смешанной крови » ( 1953 ), — откровенно антиамериканский фильм, в котором Сэкигава затрагивает больную для послевоенной Японии тему о детях, рождённых японками от американских солдат; и особенно его самый знаменитый фильм « Хиросима » (1953, на основе книги профессора Хиросимского университета Араты Осады), чья шкала реалистической реконструкции событий атомной бомбардировки Хиросимы противопоставляется скромности показанных событий фильма «Дети атомной бомбы» (в нашем прокате — « Дети Хиросимы ») режиссёра Канэто Синдо (1952), снятого по той же книге.
С середины 1950-х , когда начались трудности с прокатом независимых картин, Сэкигава влился в ряды режиссёров кинокомпании « Тоэй », где плодовито работал до конца 1960-х годов , хотя его карьера этого периода развивалась в сторону фильмов с более коммерческими сюжетами . Исключением была только ещё одна антиамериканская картина «Рёв земли» (в прокате СССР — « Гул самолётов и земля »), затрагивающая проблему американских военных баз на японских островах. Это был тот редкий случай, когда крупная кинокомпания, к которым относилась «Тоэй» позволила себе коснуться столь щекотливой антиамериканской темы, до этого такое могли себе позволить лишь небольшие независимые студии .
Младший брат режиссёра Юкио Сэкигава был одним из руководителей в Japanese National Railways (JNR — Японские национальные железные дороги). Как полагают, младший брат не раз обращался с просьбами к старшему брату о помощи в популяризации как работы железнодорожников, так и самого железнодорожного транспорта в целом. Отсюда неоднократное обращение Сэкигавы к документальным и игровым фильмам о данном виде транспорта. Ещё в 1951 году Сэкигава поставил документальную короткометражку «Повседневная жизнь железнодорожников», отмеченную призом на Венецианском кинофестивале 1952 года . Одной из самых коммерчески успешных в карьере режиссёра стала игровая кинолента «Большое путешествие» (др. назв. «Великая дорога», 1960 , с популярной звездой экрана Рэнтаро Микуни в главной роли). В этом блокбастере, снятом по сценарию Канэто Синдо , динамически отражена тридцатилетняя история служащего JNR и его семьи. Действие происходит в Мориоке с конца эпохи Тайсё до 1950-х годов эпохи Сёва . Успех фильма в национальном прокате настолько впечатлил руководство Японских национальных железных дорог, что они сразу же в том же 1960 году заказали компании «Тоэй» постановку ещё одного фильма о героическом труде бригады, обслуживающей суперсовременный по тем годам экспресс «Сакура». Кинолента « Дальний рейс », снятая по сценарию того же Синдо и с участием того же Рэнтаро Микуни, вышла в прокат уже к концу года и пользовалась заслуженным успехом.
Из работ Сэкигавы 1960-х годов наибольшее внимание критики и японских зрителей привлекли фильмы «Моя жизнь как огонь» ( 1961 ), «Продавцы секса» ( 1965 ) и «Жестокая татуировка» (др. назв. « Татуированная соблазнительница », 1968 ).
Венецианский кинофестиваль (1952)
Премия журнала «Кинэма Дзюмпо»
Год | Название по-русски | Оригинальное название |
Транслитерация
(по системе Поливанова ) |
Английское название | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1930-е годы | |||||
1938 | « » | 田園交響曲 | Дэнъэн кокёгаку | Pastoral Symphony | режиссёр — Сацуо Ямамото . Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». |
« » (фильм в двух частях) | 家庭日記 前篇 / 家庭日記 後篇 | Катэй никки (Дзэмпэн; Кохэн) | Family Diary (Parts 1 and 2) | режиссёр — Сацуо Ямамото . Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». | |
1940-е годы | |||||
1940 | « » | 化粧雪 | Кэсё юки | Snow Make-up | режиссёр — Тамидзо Исида. Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». |
« » | 時の花形 | Токи-но ханагата | Hero of the Moment | режиссёр — Ясудзиро Симадзу . Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». | |
1941 | « » | 兄の花嫁 | Ани-но ханаёмэ | A Brother's Bride | режиссёр — Ясудзиро Симадзу . Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». |
« Белая цапля » | 白鷺 | Сирасаги | The White Heron | режиссёр — Ясудзиро Симадзу . Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». | |
« » | 闘魚 | Тогё | Fighting Fish | режиссёр — Ясудзиро Симадзу . Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». | |
1942 | « » | 緑の大地 | Мидори-но дайти | The Large Green Land | режиссёр — Ясудзиро Симадзу . Сэкигава — директор по производству. Пр-во « Тохо ». |
1944 | « » (док.) | 大いなる翼 | Мидори-но дайти | Big wings | Сэкигава — дебют в режиссуре. Документальный фильм. Пр-во Военно-воздушных сил Южной армии. Прокат « Тохо ». |
1946 | « Люди, творящие завтра » («Творящие завтрашний день» ) | 明日を創る人々 | Асита о цукуру хитобито | Those Who Make Tomorrow | Он один из трёх режиссёров — сорежиссёры: Кадзиро Ямамото , Акира Куросава . Пр-во « Тохо ». |
1947 | « » | 地下街二十四時間 | Тикагай нидзюё-дзикан | Twenty‒Four Hours Underground | Пр-во « Тохо ». |
« » (к/м) | 名探偵ヒロシ君 | Мэйтантэй хироси-кун | Короткометражный игровой фильм производства кинокомпании « Тохо ». | ||
1948 | « » | 第二の人生 | Дайни-но дзинсэй | Second Life | Пр-во « Тохо ». |
1949 | « » (док.) | 育ち行く村 | Содати юку-мура | Документальный фильм производства студии научно-популярных фильмов «Рикэн эйга». | |
« » (док.) | くちびるに歌をもて | Кутибиру ни ута о мотэ | Документальный фильм производства студии научно-популярных фильмов «Рикэн эйга». | ||
1950-е годы | |||||
1950 | « » | 戦慄 | Сэнрицу | Shiver | Пр-во «Тоёко эйга». С участием Утаэмона Итикавы |
« Прислушайтесь к голосам моря » | 日本戦歿学生の手記 きけ、わだつみの声 | Кикэ вадацуми-но коэ | Listen to the Voices of the Sea | Пр-во «Тоёко эйга». | |
« » | 戦火を越えて | Сэнка о коэтэ | Пр-во «Оидзуми эйга», «Дай-ити-кьёдан». С участием Хидэко Такаминэ и Со Ямамура | ||
« » | 軍艦すでに煙なし | Гункан судэни кэмури наси | Warships Without Smoke | Пр-во «Син эйга-ся». С участием Со Ямамура и Эйдзи Окада | |
1951 | « » | わが一高時代の犯罪 | Вага ититака дзидай-но хандзай | My Crime While at the First Higher School | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Исао Кимура , Эйдзи Окада |
« » | 真説石川五右衛門 | Синсэцу исикава гоэмон | Goemon Ishikawa: The True Story | Пр-во « Тоэй ». С участием Осаму Такидзавы и | |
« » (к/м., док.) | 鉄路に生きる | Тэцуро-но икиру | Life of a Railway Worker | Короткометражный документальный фильм, удостоенный приза на 13-м Венецианском кинофестивале 1952 года | |
1952 | « Рассвет 15 августа » | 黎明八月十五日 | Рэймэй хатигацу дзюго-нити | Dawn Fifteen of August | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Эйдзи Окада , Кёко Кагава |
1953 | « Дети смешанной крови » | 混血児 | Конкэтудзи | Mixed-Blood Children | Пр-во «Ари-пуро», прокат — «Хокусэй эйга». С участием |
« Хиросима » | ひろしま | Хиросима | Hiroshima | Фильм поставлен Японским профсоюзом учителей, прокат — «Хокусэй эйга». В ролях: Эйдзи Окада , , Исудзу Ямада , Ёси Като | |
1954 | « » | 狂宴 | Кёэн | Orgy | Пр-во «Киндай эйга кёкай», прокат — «Хокусэй эйга». В ролях: Юко Мотидзуки , |
1955 | « » | トランペット少年 | Торампэтто сёнэн | A Trumpet Boy | Пр-во « Тоэй ». В главной роли |
1956 | « » | 野口英世の少年時代 | Ногути хидэё-но сёнэн дзидай | The Boyhood of Dr. Noguchi | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Эйскэ Дайгэндзи, , |
« » | 青春の音 | Сэйсюн-но ото | Sound of Youth | Пр-во «Мадока гурупу», прокат — «Сётику». В ролях: Кэйдзи Сада , Сюдзи Сано , Такэси Сакамото | |
« » | 警視庁物語 追跡七十三時間 | Кэйситё моногатари цуйсэки нана дзю сан-дзикан | Police Precinct: The Left-Handed Killer | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Ясуси Нагата, Такаси Канда, Ёси Като | |
1957 | « » | 警視庁物語 白昼魔 | Кэйситё моногатари хакутю ма | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Ясуси Нагата, Такаси Канда, Исао Кимура | |
« » (док.) | 川は見ている | Кава ва митэйру | Документальный фильм производства кинокомпании « Тоэй ». | ||
« » | 少年探偵団 かぶと虫の妖奇 | Сёнэн тантэйдан кабутомуси-но ёки | The Boy Detectives Club. Part 3 | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Эйдзи Окада , , Ёси Като | |
« » (док.) | あたらしい北京 | Атараси Пэкин | New Beijing | Документальный фильм. Пр-во Японско-Китайской ассоциации культурного обмена, прокат — «Сётику». | |
« » | 少年探偵団 鉄塔の怪人 | Сёнэн тантэйдан тэтто-но кайдзин | The Boy Detectives Club. Part 4 / 20 Faces | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Эйдзи Окада , , Ёси Като | |
«Рёв земли» (в прокате СССР — « Гул самолётов и земля » | 爆音と大地 | Бакуон то дайти | Roar and Earth | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Со Ямамура , , Ёси Като | |
1958 | « » | 乱撃の七番街 | Рангэки-но ситибангай | Gunfight on Seventh Street | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Сусуму Намисима, Ёси Като , Эйдзи Окада |
« » | 季節風の彼方に | Кисэцуфу-но канатани | Beyond the Seasonal Wind | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Ёсико Куга , Кэн Такакура , Исао Кимура , Эйтаро Одзава , Эйдзиро Тоно | |
« » | 地獄の午前二時 | Дзигоку-но годзэн нидзи | Horrible Midnight | Пр-во « Тоэй ». В ролях: , Исао Кимура , , | |
« » | 母と拳銃 | Хаха то кэндзю | Mother and Gun | Пр-во « Тоэй ». В ролях: , , Митиё Когурэ | |
1959 | « » | 獣の通る道 | Кэдамоно-но тору мити | Beast's Path | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Кэн Такакура , , , Исао Кимура , Такаси Симура |
« » | 漂流死体 | Хёрю ситай | A Dead Drifter | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Рэнтаро Микуни , Кэн Такакура , Ёси Като , Эйтаро Одзава | |
« » | 静かなる兇弾 | Сидзуканару кёдэн | The Silent Murder | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Кэн Такакура , , , Со Ямамура , Такаси Симура | |
1960-е годы | |||||
1960 | « » («Великая дорога» ) | 大いなる旅路 | Ойнару табидзи | The Great Road | Пр-во « Тоэй ». Сценарий Канэто Синдо . В ролях: Рэнтаро Микуни , Кэн Такакура , , Ёси Като , Эйдзиро Тоно |
« » | 悪魔の札束 | Акума-но сацутаба | Devil's Banknotes | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Исао Кимура , , Со Ямамура | |
« » (фильм в двух частях) | 少年漂流記 / 続少年漂流記 | Сёнэн хёрюки / Дзоку сёнэн хёрюки | Tale of A Young Drifter (Part 1 / Part 2) | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Дзё Мидзуки, Кэйити Китагава, | |
« Дальний рейс » | 大いなる驀進 | Ойнару бакусин | Devotion to Railway | Пр-во « Тоэй ». Сценарий Канэто Синдо . В ролях: , Рэнтаро Микуни , , Эйтаро Одзава | |
1961 | « » | わが生涯は火の如く | Вага сёгай ва-но готоку | My Life Is Like Fire | Пр-во «Ню Тоэй». В ролях: Рэнтаро Микуни , , |
« » | モーガン警部と謎の男 | Морган кэйбу то надзо-но отоко | Detective Morgen and a Man of Mystery | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Кодзи Цурута , , , Исао Ямагата | |
1962 | « » | あの空の果てに星はまたゝく | Ано сура-но хатэ ни хоси хама татаку | Пр-во « Тоэй ». Сценарий Канэто Синдо . В ролях: , Синъити Тиба , Такаси Симура | |
1963 | « » | 東京アンタッチャブル 脱走 | Токё аантатибиру дассо | Tokyo Untouchable: Escape | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Кэн Такакура , Рэнтаро Микуни , Тэцуро Тамба |
« » | 鬼検事 | Они-кэндзи | Devil's Lawyer | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Кэн Такакура , Со Ямамура , | |
1965 | « » ) | ひも | Химо | The Sex Peddlers | Пр-во « Тоэй ». В ролях: , , |
« » (док.) | こどもの国 | Кодомо-но куни | A Country of Children | Документальный фильм снятый телекомпанией Asahi Television News совместно с кинокомпанией « Тоэй ». | |
« » | ダニ | Дани | Fancy Man | Пр-во « Тоэй ». В ролях: , Акэми Кита, | |
« » | かも | Камо | The Dupe | Пр-во « Тоэй ». В ролях: , , | |
« » | 流れ者仁義 | Нагарэмоно дзинги | Drifter's Honor | Пр-во « Тоэй ». В ролях: Дзёдзи Такаги, , | |
1966 | « » | 一万三千人の容疑者 | Итиман сандзэннин | 13,000 Suspects | Пр-во « Тоэй ». В ролях: , , |
1968 | « » | 藤猛物語 ヤマト魂 | Фудзи такэси моногатари ямато-дамасий | Фильм-биография . Пр-во «Соо-Эй пуро», прокат — « Сётику ». С участием Такэси Фудзи | |
«Жестокая татуировка» (« Татуированная соблазнительница » ) | いれずみ無残 | Ирэдзуми мудзан | Cruel Tattoo / Tattooed Temptress | Пр-во « Сётику ». В ролях: Тидзуко Араи, , , Эйдзи Окада | |
«Новая жестокая татуировка» (« ») | 新・いれずみ無残 | Син ирэдзуми мудзан тэкка-но дзинги | Devil in the Flesh | Пр-во « Сётику ». В ролях: Тидзуко Араи, Кэйскэ Сонои, , , Эйдзи Окада | |
1969 | « » | 超高層のあけぼの | Тёкосо-но акэбоно | The Skyscraper Story | Пр-во «Нихон гидзюцу эйга-ся», прокат — « Тоэй ». В ролях: Рё Икэбэ , Исао Кимура , Тэцуро Тамба , , |