Interested Article - Tamtam (рок-клуб)

Постер клуба «TaMtAm»
Малый проспект Васильевского острова , 49. Здесь был клуб «Тамтам».

TaMtAm (также пишется как Tamtam , tam-tam или Тамтам ) — бывший петербургский рок-клуб, существовавший с 1991 года по 1996 год. Основатель клуба — бывший виолончелист рок-группы « Аквариум» Всеволод Гаккель — посетил знаменитый нью-йоркский клуб CBGB и решил открыть аналогичный в Санкт-Петербурге. Клуб копировал уже упомянутый CBGB во всём, в частности идея «панковских» четвергов была скопирована с воскресных Punk/Hardcore Matenees, которые проводились в CBGB. До 1994 года единственный петербургский рок-клуб западного образца [ источник не указан 157 дней ] . «Тамтам» располагался по адресу Малый проспект Васильевского острова , 49.

История

Летом 1991 года под руководством бывшего участника группы « Аквариум» Севы Гаккеля в Санкт-Петербурге открылся первый в России альтернативный клуб западного образца, получивший название «Tamtam» . На сцене заведения «родилось» множество жанрово разнообразных музыкальных коллективов — « Король и Шут », « Югендштиль », « Последние танки в Париже », « Сказы леса », « Нож для фрау Мюллер », Markscheider Kunst . Центральной фигурой сцены клуба «TaMtAm» стал Эдуард Старков со своей командой « Химера » . Основным критерием вступления в клуб было то, что группа не должна была находиться под влиянием так называемого «русского рока». Само заведение напоминало сквот , где музыканты и посетители сами участвовали в поддержании нормального функционирования клуба .

Помещение клуба оформил культовый художник, шаман и татуировщик Алексей Михеев, разработавший свой уникальный стиль росписи .

В разное время в клубе выступали такие группы, как « Автоматические удовлетворители », « АукцЫон », « », « Джан Ку », « Кенгуру », « Кирпичи », « », « Машнинбэнд », Military Jane , « », « », « Револьвер », , Spitfire , « Сплин » , Tequilajazzz , и другие.

В середине 1990-х годов репутация клуба была сильно подпорчена из-за постоянных драк на концертах, фактически открытой продажи тяжёлых наркотиков и постоянных рейдов милиции , которая безо всяких причин избивала посетителей клуба. В 1996 году здание клуба было продано некоей коммерческой структуре, что вызвало протесты общественности и ряд митингов в защиту клуба. Тем не менее 22 апреля 1996 года клуб был закрыт, так как его создатели больше не были заинтересованы в его дальнейшем существовании, несмотря на весомую популярность этого клуба в городе и даже в мире.

Несмотря на своё недолгое существование, сцена клуба породила целую плеяду влиятельных альтернативных музыкальных коллективов, которых до сих пор обозначают термином «поколение TaMtAm’а» , а сам клуб стал отправной точкой для последующего создания похожих заведений в Санкт-Петербурге и Москве , значительная часть которых представляла собой коммерческие проекты, что являлось прямой противоположностью DIY -идеологии клуба «TaMtAm» .

Весной 2016 года группа « КняZz » бывшего участника « Короля и Шута » Андрея Князева записала песню «Призраки Там-Тама».

Летом 2017 года в независимый прокат вышел документальный фильм «ТАМТАМ: Музыка смутного времени», рассказывающий историю создания клуба .

Культ клуба

Клуб довольно быстро приобрел культовый статус, поскольку долгое время был единственным местом, где могли выступить молодые музыканты.

Когда в конце горбачевского периода в разваливавшейся стране открылись границы, потекли из стран заморских на горбах кавказских и плечах китайских тюки с «фирмовой» (и не очень) одеждой. Когда обклеенные скотчем коробки с пиратским записями и видеокассетами выставлялись на рыночных площадях больших городов. Когда присутствие иностранного слова на футболке расценивалось как залог качества, а полиэтиленовые пакеты с надписью «Marlboro» использовали вместо сумки. Именно тогда виолончелист советской супергруппы «Аквариум» после очередного возвращения из заграничного турне открыл в Петербурге место, изменившее творческую жизнь города и страны — легендарный, ставший культом клуб «Tamtam», который дал нам десяток хороших рок-групп и сформировал стиль петербургского андеграунда 90-х.

Этот клуб был прибежищем разных субкультур, существовавших на тот момент в городе. Там бывали все: от брутальных фанатов сайкобилли в бомберах и с причудливыми прическами до дредастых ценителей регги, отрезающих верх у шапки, чтобы выпустить на волю свою пышную растительность. — Иван Бортников. Архив клуба Tamtam: как одевались панки, скинхеды и главные рок-н-рольщики Петербурга?

В клуб приходила разная публика от художников авангардистов и хиппи, до скинхедов. Из-за присутствия представителей разных, иногда враждующих, субкультур в клубе и во дворе часто бывали драки. Правоохранительные органы, которых подчас трудно отличить от бандитов, запущенный грязный город, на улицах страшно — эта атмосфера не могла не проникнуть в такой радикальный клуб, как «Тамтам». Всеволод Гаккель пытается навести хоть какой-то порядок, для групп, провоцирующих хаос, он объявляет каникулы, то есть запрещает на некоторое время выступать Клуб очень сильно напоминал сквот: жили здесь неизвестно какие люди, с этой недвижимости не получали прибыль, это была такая нонпрофитная организация .

Председатель этого колхоза давал нам полную свободу, мы только должны были после каждого концерта все убирать и платить за электричество. Два года мы существовали на птичьих правах. За это время клуб превратился в сквот: приходили ночевать люди, после концертов все оставались тусоваться до утра. Конечно, были наркотики, темные личности, бандиты, которые приходили контролировать своих же дилеров. Пару раз в поисках кого-то приходили огромные дяди в кашемировых пальто до пят. При этом над клубом располагались два этажа милицейского общежития. Это был полный абсурд, им не было ни сна, ни покоя, когда у нас начинались массовые драки, разъезды на мотоциклах или сборища по триста человек внутри и двести на улице. Я как-то посмотрел на это и подумал: «Боже мой, это же я. Это все придумал я». В 1990-х была полная анархия, и панк точно соответствовал этому времени. Везде был просто ад, а у нас был ад, защищенный границами определенного сообщества, потому что люди другого типа к нам не ходили. Tamtam считался злачным и опасным местом. — Сева Гаккель

Клуб закрылся быстро — спустя пять лет. Молодые люди, музыканты и тусовщики пытались бороться, делали сбор подписей. Но все было зря. Однако, несмотря на закрытие, клуб запомнился в памяти отечественной культуры не только опасными концертами, но и формированием новых музыкальных коллективов, которых впоследствии окрестили «поколением „ТамТама“» :

«Тамтам» был именно такой космопорт, то есть это место было реально заполнено инопланетными людьми, причем совершенной разными, у каждого со своими тараканами, со своими идеями, радикально отличающимися друг от друга. И при этом существовала такая атмосфера общности, дружбы, общения, ты всегда мог с кем-то пообщаться. — Илья Чёрт

Примечания

  1. — 1999.
  2. Программа «Культурный слой». История клуба «TaMtAm»
  3. Стогов И. Ю. Грешники. — СПб. : «Амфора» , 2007. — 250 с. — (Всё это рок-н-ролл!). — 5000 экз. ISBN 978-5-367-00586-8 .
  4. Гаккель В. Я. Аквариум как способ ухода за теннисным кортом. — СПб. : « Амфора », 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-367-00331-4 .
  5. . Программа «Содержание» на «Финам FM» . Дата обращения: 21 августа 2014. 26 августа 2014 года.
  6. . Собака.ru . из оригинала 9 ноября 2018 . Дата обращения: 3 ноября 2018 .
  7. . Дата обращения: 18 августа 2021. 18 августа 2021 года.
  8. . Арт Электроникс Проджект (рус.) . Дата обращения: 21 августа 2014. 31 января 2018 года.
  9. . hrushevka.org. Дата обращения: 8 августа 2017. Архивировано из 8 августа 2017 года.
  10. . Дата обращения: 8 августа 2017. 8 августа 2017 года.
  11. . Собака.ru . из оригинала 22 мая 2018 . Дата обращения: 22 мая 2018 .
  12. . (рус.) . Сергей Хабаров (14 октября 2008). Дата обращения: 18 августа 2021. 18 августа 2021 года.
  13. . Собака.ru . из оригинала 21 мая 2018 . Дата обращения: 22 мая 2018 .
  14. . Сергей Хабаров . 2008-10-14. из оригинала 24 мая 2018 . Дата обращения: 23 мая 2018 .
Источник —

Same as Tamtam (рок-клуб)