Шамиль, Мухаммад Саид
- 1 year ago
- 0
- 0
Муха́ммад А́бдо ( Абду ), также Муха́ммед А́бдо ( араб. محمد عبده ; 1849—1905) — египетский общественный и , либеральный реформатор, считающийся основателем . Главный муфтий Египта (1899—1905). Ученик и соратник Джамал ад-дина аль-Афгани Джамалуддин_аль-Афгани . Автор работ о толковании Корана, реформах шариата, системы образования и т. д.
Мухаммад Абдо родился в 1849 году близ Даманхура ( Нижний Египет ) в туркменской семье. Ещё в раннем детстве его начинают обучать азам грамотности и чтению Корана . На формирование его религиозных взглядов оказал влияние его дядя, который был суфийским шейхом . В возрасте тринадцати лет его отправили в школу суфийского шейха Саида аль-Бадави при мечети «Ахмадия» . Некоторое время вёл замкнутую, аскетическую жизнь. Его увлечённость суфизмом выразилась в его ранних трактатах, таких как Трактат о мистическом вдохновении (1874), посвящённый изложению доктрины Ибн Араби .
В 1866 году Мухаммад Абдо поступает в ведущее учебное заведение в Каире Аль-Азхар , в котором становится учеником Джамал-ад-дина ал-Афгани — известного философа и реформатора, идеолога панисламизма , выступавшего против европейского колониализма. После окончания университета Мухаммад Абдо некоторое время преподаёт логику и теологию в Аль-Азхаре . Статьи Мухаммада Абдо выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете « Аль-Ахрам » .
За поддержку восстания Араби-паши в 1882 году высылается из Египта на шесть лет, вследствие чего сначала проживает в Ливане , затем во Франции , Великобритании , в которых продолжает свою деятельность. Совместно с аль-Афгани основал в Париже тайное общество «Наикрепчайшая связь» ( аль-Урва аль-вуска ), издававшее газету с тем же названием, которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции .
Внёс большой вклад в становление современной арабской публицистики, литературы и литературного языка, возглавив школу журналистики при газете «Аль-Вакаи аль-Мисрия» («Египетские события»). Его статьи на религиозно-философские, социально-политические и моральные темы, опубликованные в период 1876—1905, явились образцами современного арабского языка и нового публицистического стиля .
В 1885 году приехал в Бейрут , где написал несколько книг. В 1888 году Мухаммад Абдо возвращается в Египет, где занимал ряд постов в государственном аппарате и системе образования. В 1899 году становится муфтием страны. В это время он основывает религиозное общество, становится президентом общества возрождения арабских наук. Возглавил Административный совет аль-Азхара и работает в направлении реформирования университета . Ввёл в программу Университета преподавание таких светских дисциплин, как математика, история и география .
Мухаммад Абдо умер 11 июля 1905 года .
Отвергал слепое следование поздним религиозным авторитетам и считал недопустимым «закрытие иджтихада » . Издавал фетвы , противоречащие фетвам правоверных суннитских мазхабов, за что вызвал на себя огонь критики ортодоксов. В частности против него выступил турецкий ханафитский традиционалист шейх уль-ислам Мустафа Сабри Эфенди . Считал необходимым проведение реформ в исламе через возврат к его основам (см. исламский фундаментализм ). Отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии , отвергая их исключительное право трактовать священные тексты . По некоторым богословским вопросам он следовал учению средневекового богослова Ибн Таймии .
Ещё после окончания Аль-Азхара Мухаммад Абдо довольно резко выступал против суфизма, хотя и признавал некоторые достоинства учения — нравственное самосовершенствование, обретение внутренней веры, критическое отношение к официальной догматике и др. Порицает культ святых и чудотворство, считая это мошенничеством. Будучи в должности директора Департамента печати Египта он запрещает « Мекканские откровения » Ибн аль-Араби, посчитав его вредным для широкой публики .
Издал фатву, разрешающую мусульманам получать проценты по банковским вкладам, что ранее было запрещено как ростовщичество . Выступал против многожёнства, если оно приводит к несправедливости, а также расовой дискриминации . Считал ношение хиджаба необязательным для мусульманок .
Мухаммад Абдо — автор одного из наиболее авторитетных современных тафсиров Корана, «Послания о единобожии» ( Рисала ат-таухид ). Сам Мухаммад Абдо утверждал, что каждой эпохе нужна своя самостоятельная трактовка .
Деятельность Мухаммад Абдо была подвергнута критике со стороны суннитских богословов, таких как Мустафа Сабри и др.
Мухаммад Абдо считал, что любой правитель в первую очередь представляет сугубо земную власть, которая не освящена Божественными мотивами. Глава государства обязан исполнять роль политического лидера общества, защищать религию и пропагандировать её идеалы. Мухаммад Абдо также был сторонником народовластия и идеи выборности руководителей государства. Считал, что конституционного строя можно добиться путём мирного соглашения с правительством .
Указывал на преимущества парламентского строя. Был сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление диктатора. Считал, что бунт против существующей власти является показателем неготовности народа к подлинной свободе . Выступал за независимость Египта от Османской империи и от Запада и придерживался идей национализма («Египет для египтян») . Одновременно с этим выступал за воссоздание исламского Халифата во главе с османским султаном , сотрудничал с англичанами, за что его называли «самым большим среди египтян англофилом».
Выступал за поддержание добрых отношений с христианами и призывал мусульман читать Тору и Библию .