Interested Article - Махат (дух)
- 2020-05-09
- 1
Махат , Магат или Махан (санскр. Mahat, महत्; от маха = «великий»), — в индуизме и буддизме божественный дух , верховный разум ; третья составляющая космогенеза при первичном (исходном) творении («сарга»), порождение пракрити и пуруши .
Махат имеет верховную власть над всеми вещами, поэтому также именуется верховным божеством, владыкой в первичном творении, « Ишварой » (îçvara = «могучий», «владыка») . Как великий духовный принцип, Махат в своей творческой деятельности наделяет все вещи их свойствами и качествами, которые и познаются человеком .
Синонимом для Махата выступает Праджня (санскр. Prajñâ — «познание», «мудрость») — совокупность всех добрых качеств .
«Махабхарата»
Доктор философских наук Н. Н. Карпицкий, анализируя « Махабхарату », приходит к выводу, что на момент создания текста сознание воспринималось двухуровневым : ментальным и эмпирическим ; и порождение мира (космогенез; день Брахмы ) представлялось поэтапным нисхождением от ментального уровня сознания к эмпирическому . В циклическом существовании, поначалу из Брахмы рождаются три уровня сознания:
- махат (махан) — первооснова разума ;
- буддхи — пробуждающийся разум;
- ахамкара — разум, достигший самосознания .
Из ахамкары является эмпирическое сознание, передаваемое символикой из пяти первоэлементов , отличных от физических первоэлементов и именуемых «тонкими», причём каждому из них принадлежит тот или иной аспект эмпирического сознания:
- акаша (пространство или эфир) появляется первой, она выражает собой звук ; затем следуют:
- воздух (тактильное ощущение), огонь (зрительные образы), вода (вкус) и земля (запах) .
При поглощении мира (ночь Брахмы), элементы взаимопоглощаются в обратном порядке, и звук (акаша) поглощает эмпирическое сознание, а махат — ментальное .
Буддизм
В буддизме Махат считается первым явлением Брахмы ( Брахмана ) на утренней заре каждого его нового дня ( кальпа ), — первым эволюционным продуктом его безатрибутной сущности, а также тончайшей субстанцией интеллекта . Его родители: дух ( Пуруша ) и материя ( пракрити ), а сам Махат — «великий зародыш». Он называется семенем мысли ( буддхи ), ментальным импульсом, направленным вовне, предначалом сотворения мира , побуждением, желанием творить, осознанием творческих возможностей и тягой к их реализации, к самореализации. Махат нужен для связи непроявленной божественной сущности с проявленным миром. В свою очередь Махат рождает самосознание (самость; ахамкара ). Махат почитают как космический разум; с ним отождествляют человеческое мышление ( читта ). [ источник не указан 1116 дней ]
См. также
- Маат (древнеегипетская богиня истины)
- Махатма («великая душа») | Махат- таттва (высшая совокупность элементов)
- Хохма (сфира) («Мудрость»; «Премудрость»)
Примечания
- ↑ Карпицкий Николай Николаевич, от 9 февраля 2020 на Wayback Machine // Образ человека и мира в «Махабхарате» и «Бхагавад-гите». Материалы II-ой международной научно-теоретической конференции. — Владимир, 2007. — 192 с. — С. 81-84.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- // Theosophy Wiki (англ.)
- 2020-05-09
- 1