Горбьо
- 1 year ago
- 0
- 0
Эпонина Тенардье ( фр. Éponine Thénardier ) — персонаж романа Виктора Гюго « Отверженные », старшая дочь Тенардье . Безответно влюблена в . Из этого чувства порывает с преступной средой Тенардье. Погибает в баррикадном бою 6 июня 1832 , заслонив собой Мариуса.
Главный отрицательный персонаж « Отверженных » Тенардье по сюжету романа был женат и имел детей. Эпонина — старший ребёнок, сестра Азельмы и Гавроша . Родилась Эпонина осенью 1815 (к тому времени Тенардье, создав средства за счёт мародёрства при Ватерлоо , открыл трактир в Монфермейле ). Вычурное имя Эпонина получила от матери под влиянием «глупых романов».
В раннем детстве Эпонина Тенардье — хорошенькая девочка с каштановыми косичками вокруг головы: «свеженькая, здоровенькая, радующая глаз». Время проводит в играх и развлечениях с младшей сестрой. Хозяйские дочери по-детски помыкают ровесницей — маленькой служанкой Козеттой , которую жестоко эксплуатирует чета Тенардье.
Впоследствии Тенардье разоряются. Семья перебирается в Париж и погружается в беспросветную нищету. Тенардье живёт мелким мошенничеством и попрошайничеством, но и в этом малоудачлив. Эпонина и Азельма превращаются в уличных девочек «дурного пути». Выполняют мошеннические поручения отца, прячутся от полиции.
В шестнадцать лет Эпонина — «худое измождённое жалкое создание, сложение несформировавшейся девушки и взгляд развратной старухи». Она бледна и болезненна на вид, но в тусклых глазах поблескивают дерзость и хитрость.
Это было одно из слабых и вместе с тем страшных существ, которые если не внушают ужас, то вызывают слёзы .
При этом Эпонина — в отличие от бездумно-пассивной Азельмы, покорной негодяю-отцу — натура цельная и самостоятельная . Она способна критически мыслить и даже знает свои политические взгляды: «Мы отчаянные бонапартисты , знай наших!» Гордится грамотностью, но умение писать доказывает запиской «Легавые пришли». Свою среду и образ жизни Эпонина явно презирает, однако принимает как данность. По характеру задорна, общительна, смела — с достоинством держится перед бандитами « Петушиного часа », болтает о жизни с кровавым убийцей Монпарнасом.
По соседству с семьёй Тенардье живёт . Эпонина с первого взгляда влюбляется в него. Но Мариус любит Козетту. К Эпонине он относится с брезгливой жалостью, хотя не возражает против её услуг. Самоотверженно преступая через своё чувство, Эпонина узнаёт для Мариуса адрес Козетты, помогая им соединиться.
С опасностью для жизни Эпонина срывает разбойное нападение «Петушиного часа» на дом Жана Вальжана , где живёт Козетта. Она останавливает шестерых бандитов, угрожая позвать людей. Монпарнас готов убить её на месте, Тенардье согласен на это. Но Эпонина непоколебимо тверда.
Я не сука, потому что я дочь волка. Вас только шестеро, а за меня весь народ. Вы меня ножом, я вас туфлёй, мне всё равно. Я вас не боюсь. Даже и вас, папаша .
Эпонина готова умереть, спасая возлюбленную Мариуса, ради которой отвергнуто её собственное чувство. Девушку спасает только осторожность авторитетного бандита Брюжона — он убеждает сообщников не рисковать и уйти.
Однако Эпонина не может смириться с потерей своей любви. В ней развивается комплекс «Не доставайся ты никому!» С помощью ряда манипуляций — переодевание в мужскую одежду, доставка одного письма, задержка другого — Эпонина организует попадание Мариуса на баррикаду « Друзей азбуки » 5 — 6 июня 1832 . Сама она приходит туда же, чтобы погибнуть с ним вместе. Но, видя направленное на Мариуса ружьё национального гвардейца , заслоняет его собой, получая смертельную рану.
Умирая, Эпонина во всём открывается Мариусу и берёт обещание поцеловать в лоб после смерти. Мариус это обещание выполняет. Эпонина уверена, что вскоре возлюбленный погибнет вслед за ней.
О, как я счастлива! Все скоро умрут. Думаю, я была немного влюблена в вас .
Эпонина Тенардье — значительный персонаж романа . Не только потому, что в неполные семнадцать лет погибает на революционной баррикаде (это продиктовано не убеждениями, а цепью личных обстоятельств). Уже одно то, что Эпонина спасает жизнь Мариусу (как впоследствии Жан Вальжан) делает её важной фигурой сюжета.
Образ Эпонины играет видную роль в концепции произведения. Социально он ещё раз иллюстрирует «проблемы века — падение женщины вследствие голода, увядание ребёнка вследствие мрака невежества». Художественно и этически показана сильная натура, способная на подвиг самоотречения ради любви, но и на гибельную месть судьбе, лишающей любви.