Твомбли, Сай
- 1 year ago
- 0
- 0
Сай Эндфилд ( англ. Cy Endfield , имя при рождении — Cyril Raker Endfield ) ( 10 ноября 1914 года — 16 апреля 1995 года ) — американский сценарист , кинорежиссёр , театральный режиссёр , писатель , иллюзионист и изобретатель , с 1953 года проживавший в Великобритании .
Работу Эндфилда в качестве режиссёра можно разделить на его голливудские фильмы (1944-51), которые он снимал под именем Сайрил Эндфилд, и британские фильмы (1953-59), которые он поставил или был «руководителем постановки» под именем Си. Рэйкер Эндфилд или под различными другими псевдонимами. В фильмах после 1960 года он указывал своё имя как Сай Эндфилд .
В США Эндфилд поставил несколько сильных нуаровых триллеров социальной направленности, таких как « Звук ярости » (1950) и « Криминальная история » (1950), после чего был внесён в голливудский чёрный список . Эндфилд продолжил работу в Соединённом королевстве , где особенно запомнилась его впечатляющая историческая военная драма « Зулусы » (1964) . К другим наиболее значимым картинам Эндфилда относятся криминальный триллер « » (1957) и шпионский триллер « » (1964), а также приключенческие фильмы « Таинственный остров » (1961) и « » (1965) .
Сай Эндфилд родился 10 ноября 1914 года в Скрантоне , штат Пенсильвания , в семье обедневшего бизнесмена. С детства он обожал фокусы и великолепно умел их исполнять . В 1933 году Эндфилд поступил в Йельский университет .
Во время учёбы Эндфилд увлёкся прогрессивным театром и в 1934 году впервые вышел на сцену в студенческом спектакле . После университета Эндвилд закончил также Новую театральную школу в Нью-Йорке , и в течение нескольких лет работал режиссёром и хореографом в авангардных театральных труппах в Нью-Йорке и Монреале . В течение нескольких семестров он также был преподавателем драмы и одновременно завоевал довольно солидную репутацию как профессиональный карточный фокусник .
Глубокое влияние на Эндфилда оказали его друзья, в частности, писатель , который работал в Голливуде и был сторонником либеральных и левых идей . В 1941 году Эндфилд также отправился в Голливуд, где начал работать как писатель .
В Голливуде в магазине для фокусников Эндфилд случайно познакомился с Орсоном Уэллсом , который также увлекался магией, после чего получил работу в кино в качестве ассистента в театре Уэллса « » , который в то время базировался на киностудии « РКО Радио Пикчерс ». Эндфилда привлекли как наставника по исполнению фокусов на сцене , и в обмен на это он получил разрешение наблюдать за созданием фильмов « Путешествие в страх » (1943) и « Великолепные Эмберсоны » (1942), «получая по ходу ценные уроки мастерства» . После коммерческого провала картины Уэллса «Великолепные Эмберсоны» (1942) команда театра «Меркурий» была изгнана из «РКО». В итоге Эндфилд подписал договор со студией « Метро-Голдвин-Майер », где как режиссёр поставил широкий спектр короткометражных фильмов .
В 1942 году Эндфилд поставил свой первый фильм, 15-минутную политическую фантазию об угрозе бесконтрольного капитализма под названием « » (1942) . Это было «небольшое умное произведение с резкой критикой алчности и коррумпированности крупных корпораций». Главную роль дьявола в костюме бизнесмена сыграл известный актёр Эдвард Арнольд . «В этом фильме Эндфилд выступил как открытый критик социальных устоев, с самого начала выбравший курс на столкновение с истеблишментом». Торговая палата США запретила этот фильм как «чрезмерно антикапиталистический», и не пропускала его в открытый прокат в течение полувека .
Во время Второй мировой войны Эндфилд служил в войсках связи . Вернувшись в Голливуд, в 1944-46 годах он поставил несколько короткометражных фильмов на студии « Метро-Голдвин-Майер » .
В 1946 году дебютировал как режиссёр (и сценарист) с полнометражным художественным фильмом, политической комедией « » (1946), в основу которого положен популярный персонаж из комикса, чемпион по боксу Джо Палука, которого в своих интересах пытаются использовать два нечистых на руку сенатора. Фильм был снят за восемь дней на небогатой независимой студии « » .
Затем Эндфилд поставил по собственной радиопьесе детектив категории В « » (1948), в которой газетный корреспондент расследует связи некоторых влиятельных американцев с нацистами .
Впервые Эндфилд обратил на себя серьёзное внимание критики и студий постановкой на независимой студии « Юнайтед артистс » фильма нуар « Криминальная история » (1950). Этот «небольшой стильный и мрачный шедевр стал резкой атакой на беспринципную журналистику с изначально неприятным главным героем», роль которого исполнил « Дэн Дьюриа в одной из своих лучших актёрских работ за всю карьеру» . «Фильм заметно отличался от чего-либо, что Эндфилд делал ранее с точки зрения финансирования и социальной критики; это была блистательная атака на коррупцию в прессе, которую в равной мере можно рассматривать в более широком плане как атаку на маккартистскую идеологию того времени» .
Со своей следующей картиной, «душераздирающим обвинением господству толпы, фильмом нуар „ Звук ярости “ (1950), Эндфилд поднялся на уровень самых известных режиссёров» . Этот основанный на реальной истории «триллер о линчевании часто называют его шедевром. Однако, если не считать самой сцены суда Линча , фильм был плохо принят критикой» . «Оба фильма показали фирменный подход Эндфилда к творчеству, пессимистический, но без сострадания» .
В 1952 году поставил свой последний голливудский фильм « » . К сожалению, картина не имела успеха в прокате. Причиной этого, как позднее предположил продюсер Сол Лессер , было то, что Лекс Баркер (исполнитель роли Тарзана ) слишком много говорил, «заговорив себя до смерти» .
«Идеи и чувства, выраженные в социально направленных криминальных драмах Эндфилда, были несвоевременными, и потому привлекли внимание Комитета по расследованию неамериканской деятельности , задачей которого было искоренение коммунистов и других „подрывных сил“ из индустрии развлечений». Хотя Эндфилд никогда официально не являлся членом Коммунистической партии , Эндфилда назвали «симпатизирующим». В итоге, «чтобы избежать донесения на своих коллег, Эндфилд предпочёл покинуть страну». После внесения в чёрный список , «в декабре 1951 года он отправился в Британию для начала новой карьеры в этой стране» .
Чтобы избежать проблем с прокатом его картин в США в течение первых двух лет Эндфилд работал в Великобритании, используя разные псевдонимы , а в двух случаях использовал имя своего друга, режиссёра .
Первыми фильмами Эндфилда в Британии были близкие нуаровой традиции детективы « » (1953), « » (1954) с участием Артура Кеннеди , « » (1955), а также шпионскую драму « » (1955). В 1956 году Эндфилд поставил три серии детективного телесериала « » (1956) с Борисом Карлоффом в главной роли .
Эндфилд вновь использовал собственное имя при постановке необычной криминальной экшн-драмы « » (1957). В этой «бескомпромиссно жёсткой мелодраме» о водителе грузовика, который пытается вскрыть махинации своих боссов, сыграли такие известные актёры, как Герберт Лом , Пегги Камминс и Шон Коннери . Эндфилд был удостоен номинации на премию БАФТА за сценарий этого фильма . Главную роль в картине сыграл Стэнли Бейкер , с которым в 1960-е годы Эндфилд создал совместную продюсерскую компанию .
В общей сложности Бейкер сыграл главные роли в шести фильмах Эндфилда, включая « » (1958), «достаточно стандартную мелодраму» с элементами экшна о моряках буксирного судна в Испании . Действие триллера « » (1959) с участием Ричарда Аттенборо и Стэнли Бейкера разворачивается на борту самолёта, который главный герой угрожает взорвать из мести за смерть дочери .
По мнению критика Хэла Эриксона, "к числу лучших поздних работ Эндфилда относятся картины « Таинственный остров » (1961), « Зулусы » (1964) и « » (1965) .
В 1961 году для студии « Коламбиа » Эндфилд поставил фантастический приключенческий фильм « Таинственный остров » (1961) по мотивам одноимённого романа Жюля Верна , который обратил на себя внимание кукольной анимацией и спецэффектами Рэя Харрихаузена .
В 1964 году при создании фильма « Зулусы » Эндфилд впервые выступил в качестве продюсера (совместно с Бейкером), он также был сценаристом и режиссёром фильма . Изначальная история была написана военным писателем , по которой в 1959 году Эндфилд написал сценарий. После нескольких неудачных попыток ему удалось договориться о финансировании фильма с независимым продюсером . Фильм рассказывал эпическую историю сражения у Роркс-Дрифт в Южной Африке в 1879 году между небольшим контингентом британских войск и значительно превосходящими их по численности силами зулусских племён . Этот фильм был, «безусловно, самым визуально впечатляющим и успешным среди фильмов Эндфилда» . «При поддержке возбуждающей музыки Джона Барри картина стала великолепным поставленным „балетом сражения“ — сцены битвы составляют более половины экранного времени, снятые с близкого расстояния многочисленные эпизоды борьбы героев вовлекают зрителей в самую гущу происходящего. Социальные аспекты картины затрагивали темы британского империализма и классовой структуры общества, когда два офицера совершенно различного социального происхождения вынуждены работать как одна сплочённая команда, ради того, чтобы выжить» . Роль партнёра Стэнли Бейкера, «высокомерного лейтенанта Бромхэда из верхов общества, отлично сыграл Майкл Кейн , в то время относительно неизвестный актёр, только начинавший свой путь к славе» . Если не принимать во внимание несоответствие содержания картины реальным историческим событиям, то в остальном «фильм добился успеха как чистое зрелище, точно в той же степени, как и крупнобюджетные голливудские эпопеи того времени» .
Приключенческая лента « » (1965) рассказывала о шести пассажирах, пытающихся спастись и выйти к людям после того, как их самолёт потерпел крушение в пустыне Калахари . Однако главную угрозу людям несут не суровые природные условия или агрессивная стая диких бабуинов , а внутренние конфликты между членами группы. Главные роли в картине исполнили Стюарт Уитман , Бейкер и Сюзанна Йорк .
Эндфилд стал «одним из нескольких известных режиссёров, которые безуспешно пытались внести смысл в психоделическую сумятицу» о маркизе Де Саде в 1969 года .
«Эндфилд потерял интерес к кинорежиссуре после того, как снял антивоенный фильм „ Универсальный солдат “ (1971). Частично это произошло из-за того, что практически ни один из его фильмов не принёс прибыли» .
В 1955 году Эндфилд стал соавтором очень успешной книги «Увлекательная карточная магия Сая Эндфилда» (вместе с Льюисом Гэнсоном), которую хорошо приняли как любители, так и профессионалы. Многие из трюков, описанных в книге, были придуманы самим Эндфилдом и рассказаны читателю, в манере виртуозного рассказчика. Страсть Эндфилда к фокусам сохранилась до конца жизни .
С конца 1950-х годов Энфилд стал много заниматься производством телевизионной рекламы , а в 1962 году он поставил на сцене в лондонском Вест-Энде пьесу Нила Саймона « » .
В 1979 году Эндфилд написал книгу « », в котором рассказывается история британской военной кампании против зулусов в 1879 году — приквел к событиям фильма «Зулусы». В том же году по книге был снят одноимённый фильм , постановщиком которого был (соавтором сценария выступил Эндфилд, это была его последняя работа для кино) .
В 1980 году он изобрёл карманный компьютер «микрорайтер» на сменных батареях и с жидкокристаллическим дисплеем в 14 знаков. Клавиатура компьютера работала как музыкальный инструмент, где полный набор букв достигался путём нажатия различных комбинаций клавиш .
Сай Эндфилд умер 16 апреля 1995 года в , Уорикшир , Великобритания .