Википедия:Участники из Киева
- 1 year ago
- 0
- 0
Киевские доходные дома — многоквартирные жилые дома, предназначенные для сдачи квартир в аренду . По подсчетам исследователей, на рубеже XIX—XX веков в Киеве возвели около 850 доходных домов .
Владельцами доходных домов были частные лица, состоятельные архитекторы, коммерческие и благотворительные общества, учебные заведения, сиротские приюты, монастыри и иные учреждения, которые стремились получить стабильный источник прибыли.
Подавляющее большинство доходных домов в Киеве поставлено на учет памятников архитектуры . Часть памятников уничтожена.
В начале XIX века общий вид Киева формировали церкви, монастыри и оштукатуренные и побеленные по старым украинским традициям одно — или двухэтажные дома.
В 1830-х годах архитекторы Викентий Беретти , Людвик Станзани и инженер Л. Шмегельский составили генеральный план Киева. Дальнейшее развитие города предусматривалось в районах Новой Застройки , Лукьяновки и Куреневки и в направлении Святошина . В то же время к концу XIX века подавляющую часть застройки составляли деревянные здания. Так, в 1856 году из 4873 домов только 361, или 7 %, — каменицы. В 1871—1873 годах было возведено 117 новых каменных домов, преимущественно особняков, одноэтажных и двухэтажных домов .
Со второй трети XIX века киевские власти предоставляли застройщикам землю (сначала бесплатно) при условии, что собственник в течение трех лет со дня заключения соглашения о продаже застроит участок, иначе ее отбирали.
Улицы застраивали особняками , возводившимися в 1830—1850-х годах по индивидуальным проектам, и доходными домами , сооруженными в 1860—1910-х годах по типовым проектам для получения прибыли от проданных или сдаваемых в аренду квартир. Самым типичным домом из первых доходных домов в Киеве был двухэтажный Дом Листовничего на Андреевском спуске , 13, возведенный в 1888 году по проекту киевского архитектора Николая Горденина по заказу жены киевского купца Веры Литошенко.
Каменица была с боковой парадной лестницей и застекленной галереей. В доме было всего две квартиры (по одной на этаже) и лавка с квартирой. Сдавалась лучшая квартира из семи комнат на втором этаже и лавка с квартирой. А владельцы дома жили в пятикомнатной квартире на первом этаже.
В то же время появляются пока одиночные трехэтажные дома, как например, флигель 1878 года архитектора Павла Спарро на Костельной , 4 (не сохранился) и жилой дом 1880 года на Большой Житомирской , 34.
Бурное развитие промышленности, прежде всего сахарной , железнодорожного и водного транспорта , проведение ежегодных киевских увеличение населения города способствовали интенсивному развитию Киева .
Городским строительством руководил строительный отдел городской управы. В его состав входили архитектор, инженер, землемер, которые составляли и рассматривали проекты, сметы, давали разрешение на строительство, проверяли выполнение строительных требований и отчеты о строительстве. После подписания главой строительного отделения решения о строительстве проекты домов согласовывала городская дума .
С середины 1890-х годов Киев охватил строительный бум. Предприниматели вкладывали капитал в жилищное строительство. В то же время из-за роста цен доходные дома возводили с привлечением средств Киевского городского кредитного общества или за счет совместного финансирования. В конце XIX века в Киеве массово появляются доходные дома, большие многоэтажные и многоквартирные сооружения, которые становятся хорошим источником прибыли. В 1897 году каменицы уже составляют 20 % всех киевских сооружений .
В 1895—1896 годах через бывшую усадьбу Меринга проложили четыре новые улицы — Николаевскую (сейчас Городецкого ), Ольгинскую , Меринговскую ( Заньковецкой ) и Новую ( Станиславского ), а на месте бывшего пруда распланировали Николаевскую площадь (сейчас площадь Ивана Франко ). Эта местность, которую быстро застраивали изысканными пяти-и шестиэтажными доходными домами в стилях модерна , неоренессанса , необарокко и неоготики по проектам архитекторов Георгия Шлейфера , Эдуарда Фердинанда Брадтмана , Владислава Городецкого , Мартина Клуга , получила название « Киевский Париж » .
Во время прокладки улиц через усадьбу Меринга местность сравняли, а около 175 тыс. м³ снятого грунта использовали для засыпки . По самому оврагу пролегла Святославская улица (теперь улица Липинского ) .
Среди самых известных доходных домов — Дом с химерами , дома на улице Городецкого (архитекторы Георгий Шлейфер , Эдуард-Фердинанд Брадтман , Владислав Городецкий ), Дом Сироткина , Дом Подгорского , Замок Ричарда , Дом Икскюль-Гильденбанда , на Владимирской , 61/11.
В 1901—1912 годах самым высоким жилым сооружением Украины был Дом Гинзбурга . Дом возвели в 1900—1901 годах. Фасад здания украшали многочисленные скульптуры в античном стиле. Здание имело 21 балкон. На его крыше было 5 деревянных башен. В доме была устроена парадная мраморная лестница со свитой оградой и дубовыми перилами, стены покрыты художественной росписью и лепниной.
Часть памятников была потеряна в результате войн, перестройки центра города на протяжении ХХ столетия и хаотичной, неконтролируемой застройки на рубеже ХХ—ХХІ столетий. Некоторые сооружения, такие как Дом Вертипороха , находятся на грани исчезновения.
В 1830—1840-х годах в Европе получил распространение определенный тип архитектуры доходных домов. Декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходивший на улицу.
Общий интерес формами неоготики в Киеве вызвала архитектура новой Киевской крепости (1831—1861). Готика вновь появилась на рубеже XIX—XX веков. В эпоху увлечения историческими стилями в Киеве был построен изысканный неоготический Николаевский костел архитектора Владислава Городецкого . В это же время сооружают также ряд доходных домов в неоготическом стиле, которыми восторгалась публика: Замок Ричарда на Андреевском спуске , 15 (1902); Дом с котами на Гоголевской , 23, архитектора Владимира Бессмертного (1909); Меринговская ( Заньковецкой ), 6 (1914); дом с башенками на Бибиковском бульваре , 31 (1903); Верхний Вал , 4 (1890-е); Малая Подвальная , 10 (1910); Стрелковая , 28 (1910-е); Малая Владимирская , 60 (1908); Дом Икскюль-Гильденбанда на Шелковичной улице , 19 (1901) .
В XIX веке предпринимались попытки, преимущественно, неудачные, обратиться к необарочной архитектуре. В этом стиле возвели дома на Тимофеевской , 10 (1864) и Несторовской , 33 (1880-е).
В стиле неоклассицизм возведены дома на Большой Житомирской , 34 (1883—1887) и 40/2 (1912).
Наибольшее распространение получил стиль «венский ренессанс», который своеобразно трактовали в киевском кирпиче. В конце концов он получил название « киевский ренессанс ».
К лучшим образцам неоренессанса в Киеве относят Дом Сироткина на Прорезной улице , 24/39, архитектора Карла Шимана (1901), Дом Бендерского на Большой Васильковской , 25 архитектора Владислава Городецкого (1897, декор потерян), на Антоновича , 23 (1899) и дом на Богдана Хмельницкого , 36 архитектора Владимира Николаева (1899), дом на Городецкого , 9 архитектора Георгия Шлейфера (1901), на Богдана Хмельницкого , 30/10 архитектора Николая Яскевича (1901), на Большой Васильковской , 10 техника Андрея-Фердинанда Краусса (1897). Неоренессансный на бульваре Тараса Шевченко , 48-а.
Доходный дом на улице Ольгинской , 2/1 и на Рейтарской , 31/16 декорировали в духе мавританской архитектуры (архитектор Николай Яскевич , 1900).
Самым ярким образцом стиля арт-нуво став Дом с химерами на Банковой , 10 (1901), спроектированный Владиславом Городецким .
Доходные дома 1907 года на Ирининской , 5 (утрачен) и Ярославому Валу , 4 имели упрощенный кирпичный декор в духе « модерна ». Выразительнее был фасад дома барона Гессельбейна на Николаевской , 15; а изящнее — на , 19 и 21 (1907—1911).
С упрощенным фасадом сооружен на Ярославому Валу , 14 (1908). Дома на Ярославому Валу , 14-а (1910), Пушкинской , 21 и 23 (1909—1910), Дом со змеями на Большой Житомирской , 32, Костельной , 7 (1913) были насыщены пластикой лепных украшений и декорированы характерными признаками стиля. В кирпичном стиле сооружен (1904) на Богдана Хмельницкого , 10.
К заметным образцам разработки фасадов в стиле модерн с использованием элементов исторических стилей относятся доходные дома на Малой Владимирской , 74 архитектора Павла Алешина (1911); Рейтарской , 20/24 архитектора Александра Вербицкого (1912); Большой Житомирской , 8-я Михаила Бобрусова (1909—1913).
В нескольких больших домах декор выполнял незначительную роль. Зато на них акцентировалась высотная доминанта — башня, шатер, декоративная вставка. как на домах на Владимирской , 61/11 архитекторов Иосифа Зекцера и Дмитрия Торова (1910—1912); Институтской , 16-18 архитекторов Федора Троупянского и Адольфа Минкуса , 1910—1912 (утрачен) .
Украинский архитектурный стиль возник в рамках модерна. В романтизированных формах национального стиля возвели доходные дома на Паньковской улице, 9 архитекторов Всеволода Максимова (1907) и Василия Кричевского (декор 1908 года, не сохранился) и Паньковской, 8 архитектора Николая Шехонина (1910).
Отделкой в украинском стиле, начатой Василием Кричевским , декорировали и другие сооружения в стиле «модерн», например, Музейный переулок , 4 архитектора Валериана Рыкова (1909). В стиле украинского барокко с некоторыми элементами модерна спроектировали доходный дом на Владимирской , 19 архитектора Павла Алешина (1912, 1943).
Развитие украинского национального стиля прервала Первая мировая война .
Историк архитектуры Ипполит Моргилевский остро критиковал так называемый «стиль киевских подрядчиков» . Другие искусствоведы и журналисты на протяжении последующих лет исключительно негативно отзывались об архитектуре киевских доходных домов, в частности о стиле историзма и модерна. Под критику попала и эклектика — сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий .
Самыми яркими образцами эклектики в Киеве были Дом аптекаря Фроммета , Дом Клуга и Дом Майкапар . Дом аптекаря Фроммета возвели в 1882 году по проектам архитекторов Владимира Николаева , Павла Спарро . Романско-готические мотивы придают типичному жилому дому вид средневекового замка-дворца . Дом Клуга — яркое архитектурное произведение эпохи историзма [ нет в источнике ] .
С 1861 года киевские улицы, в зависимости от расположения, делились на 4 разряда. Разряд регламентировал материал строительства: кирпичные по индивидуальным проектам, кирпично-деревянные или деревянные. Центральные районы относились к самым высоким разрядам, окрестности — к самым низким.
Дома простой композиционной схемы были, как правило, трехэтажными на подвальном этаже, односекционным, симметричными, с воротами для проезда. Обычно лестница была при обеих фасадах. Главный (« парадный ») вход располагался с улицы для владельцев и съемщиков и задний («черный ход») — со двора для прислуги. Черный ход был один или два на каждую секцию. Кроме того, иногда предусматривались боковой вход и, при необходимости, лавочные двери.
Дома чаще всего имели небольшой внутренний двор-колодец.
Квартиры в доходном доме размещались вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей. По планировке они были однородными. На этаже было по две одинаковые квартиры, каждая из которых — на шесть комнат. Подобную схему имел, например, доходный жилой дом начальника Киевского жандармского управления генерал-лейтенанта Александра Павлова , построенный в 1895 году по проекту военного инженера Николая Чекмарева на улице Пушкинской , 33.
На улицу выходили окна кабинета, гостиной и спальни, а на двор — детская, будуар , столовая и кухня. Из кухни дверь вела на «черную» лестницу и в каморку, где жила повариха. Кладовая сообщалась дверью с коридором «черного» хода. Через него заносили дрова и продукты. Туалет и ванная были у входной двери и прихожей. Иногда снаружи достраивали ризалит , чтобы увеличить площадь кухни и построить «черную» лестницу .
Фасады домов часто украшали различными изображениями, надписями и целыми композициями.
Фасад доходного дома на улице Лютеранской , 15 (1908) украшает майоликовое панно «Пан с нимфами», изготовленное архитектором Александром Вербицким и художником Алексеем Козловым.
Самая заметная многофигурная тематическая фризовая композиция — « Поход Фрины » на доме № 4 в Музейном переулке (1909) скульптора Федора Балавенского . Фриз «земледелие» помещен на фасадах краеугольного дома на улице Саксаганского , 26/26 (1911). Фасады многих домов украшали античные фигуры как например, на Институтской , 13/4 (1909) и Терещенковской (1913—1914). Рельефные многофигурные композиции, посвященные античным мифам и легендам, помещенные на фасадах доходных домов на улице Саксаганского , 12; Чеховском переулке , 11, в пассаже на Крещатике , 15.
Фигурами аллегорических богинь с рогами изобилия украшены фасады дома на . Путти помещены на фасаде дома в Михайловском переулке , 9, и на , сатиры — на улицы Ильинской , 10 и Лютеранской , 25.
Античные божества Меркурий ( Гермес ), Деметра , Афина , Гефест украшали фасад Дома Гинзбурга на улицы Городецкого , 9 (1901). Часто изображали кадуцей , обвитый змеями «жезл Меркурия», покровителя торговли и промышленности, например, на фасадах банка ( Перекресток , 8), ломбарда (Музыкальный переулок, 1), торгового дома ( улицы Городецкого , 13), технического общества ( Олеся Гончара , 55-Б), второго коммерческого училища ( бульваре Тараса Шевченко , 9/28), особняков (на Шелковичной улице , 17), доходных жилых домов ( Лютеранская , 11; Антоновича , 44).
Фасады декорировали мифологическими существами: грифонами ( Городецкого , 9; Саксаганского , 96); драконами ( , ), крылатыми демонами ( Ярославов Вал , 1); химерами (Большая Житомирская, 8-а); птицей-сирином ( Костельная , 7, Хорива , 21 и 23); пегасами ( Ярославская , 31).
Распространенными элементами декора были маскароны , кариатиды , атланты , ифриты , гермы . Маскароны, изображения «античного» лица мужчины или женщины, обычно содержатся в замковых камнях оконных или дверных перемычек, на лопатках , пилястрах или в свободном поле стены ( Лютеранская , 36/7; Заньковецкой , 7; Шота Руставели , 22; Большая Житомирская , 8-А, 10, 38; Сечевых Стрельцов , 7,12; Николаевская, 15, 19; , 19, 21; Ярославов Вал , 37/1; Рейтарская , 7, 20/24, 29; Владимирская , 30, 82; Гоголевская , 10).
Головы мужчины и женщины в замковых камнях врат есть на Большой Васильковской , 14; голова Геракла в львиной шкуре — в портале входной двери на Сретенской , 15, а также в пассаже на Крещатике , 15.
Кариатиды размещались в позиции анфас ( Владимирская , 18; 45; Липская , 13; Ярославов Вал , 16; Богдана Хмельницкого , 33/34; 44; Антоновича , 23), в позиции боком к фасаду — поддерживая одной рукой перемычку лоджии ( Большая Васильковская , 17; 35), а также в изящном ракурсе со спины в три четверти, с расплетенными волнистыми волосами ( , дом на бульваре Тараса Шевченко , 5).
Атланты держат плечами и руками эркер , или балкон, в Доме Майкапар на Лютеранской улице , 6, домах на Владимирской , 45; Богдана Хмельницкого , 33/34, или на голове куб с вазой на на Костельной , 7. Ифриты поддерживают балкон второго этажа на улице Симона Петлюры , 11/106.
Гермы устанавливали в межоконных простенках ( Липская , 10; Большая Васильковская , 1) или отдельно ( Ярославская , 47).
Отдельную группу составляют изображения животных. Наибольшее количество животных — на Доме с химерами на Банковой, 10, выполненных по эскизам архитектора скульпторами Элио Саля и Ф. Соколовым. Другие дома украшают змеи и гусь ( Большая Житомирская , 32); орлы ( Малая Житомирская , 12; Заньковецкой , 4; Ярославов Вал , 13); совы ( Гоголевская , 23; Заньковецкой , 4); коты ( Гоголевская , 23); цапли ( Тургеневская , 81; Городецкого , 17/1).
Часто встречаются львиные маскароны — аллегория силы и мужества ( Большая Житомирская , 23; бульваре Тараса Шевченко , 34, 48-а; Пушкинская , 11, 33 ; Сечевых Стрельцов , 72; Олеся Гончара , 15, 22, 38; Липинского , 4, 11, 12; Шота Руставели , 22; Ярославская , 31; Заньковецкой , 48; Саксаганского , 113).
В щипцах краеугольного доходного дома на Ярославовом Валу , 21-а/20, в рельефном круглом медальоне изображены перекрещенные заступ и кирка с надписью на латыни : « Ora et labora » («Молись и работай») — эмблема страхового общества «Саламандра», которому принадлежал этот дом. Это также девиз монашеского бенедиктинского ордена .
Среди других надписей обращает на себя внимание латинское приветствие « Salve » например, начертанное над дверью ( Ярославов Вал , 26-б), выложенное мозаикой на пороге парадного входа ( Дом Подгорского на Ярославому Валу , 1; Саксаганского , 74, 81; Олеся Гончара , 9), закомпонованное в декоративной отделке вестибюля ( Прорезная , 24/39) .