Орф
- 1 year ago
- 0
- 0
Карл Орф ( нем. Carl Orff ), полное имя Карл Генрих Мария Орф ( нем. Carl Heinrich Maria Orff ; 10 июля 1895 , Мюнхен — 29 марта 1982 , там же; похоронен в Андексе ) — немецкий композитор и музыкальный педагог эпохи позднего романтизма , яркий представитель экспрессионизма . Прославился сочинениями для музыкального театра, наиболее известна его «сценическая кантата » «Carmina Burana» .
Дед музыканта, Максимилиан фон Орф, был крещёным евреем , остальные предки баварцы. Отец Карла Орфа, офицер, музицировал на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Мать, которая была пианисткой-любительницей, рано обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением. В возрасте девяти лет Орф уже писал музыку для собственного кукольного театра.
В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии . В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера , а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта .
В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер ( нем. Alice Solscher ), через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, в 1925 году состоялся его развод с Алисой.
В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер ( нем. ) и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» ( нем. ) в Мюнхене . С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.
Кантата « Кармина Бурана » ( лат. Carmina Burana ) была весьма популярна в Третьем рейхе (премьера прошла во Франкфурте в 1937 году). Одни нацистские критики называли её «дегенеративной» ( нем. entartet , см. « Дегенеративное искусство » ), в то время как другие (Геббельс) считали «образцом немецкой музыки» .
В годы нацизма Орф был единственным из композиторов, кто отреагировал на официальный призыв написать новую музыку для пьесы Шекспира « Сон в летнюю ночь », после того как музыка Феликса Мендельсона была запрещена . Для написания Орф использовал свои прежние заготовки .
Орф был близким другом гауляйтера Вены и одного из руководителей гитлерюгенда Бальдура фон Шираха .
Также Орф был близким другом Курта Хубера , одного из основателей движения сопротивления « Белая роза », приговорённого к смерти Народной судебной палатой и казнённого нацистами в 1943 году . После Второй мировой войны Орф заявил, что был участником движения и был сам вовлечён в сопротивление, но нет никаких доказательств, кроме его собственных слов, поэтому некоторые источники оспаривают это заявление . Заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, позволившими ему продолжать заниматься любимым делом — сочинением музыки. Известно, что Орф не решился использовать свой авторитет и дружбу с фон Ширахом для защиты Хубера, мотивируя это опасениями за собственную жизнь. При этом он не делал каких-либо публичных заявлений и в поддержку режима .
В 1954–1960 годах был женат на писательнице Луизе Ринзер .
Орф похоронен в барочной церкви Андексского аббатства к юго-западу от Мюнхена.
Орф наиболее известен как автор сценической кантаты « Carmina Burana », что в переводе значит «Песни Бойерна». ( 1937 ). Это первая часть трилогии , которая также включает «Песни Катулла» ( лат. ) и «Триумф Афродиты» ( итал. ). « Carmina Burana » отражает его интерес к средневековой немецкой поэзии. Все части трилогии вместе называются «Trionfi» (итал. «триумфы»). Композитор охарактеризовал это произведение как праздник победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского. Музыка создана на стихи, написанные голиардами , из рукописи XIII в., найденной в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн ( Beuern , лат. Buranum ); этот сборник известен как « Carmina Burana » (см.) и назван так по имени монастыря. Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, в этой трилогии Орф выразил дух средневекового периода с заразительным ритмом и простыми тональностями . Средневековые поэмы, написанные на немецком языке в его ранней форме и на латыни , часто не вполне пристойны, но не опускаются до вульгарности.
Успех «Carmina Burana» отодвинул на второй план все предыдущие работы Орфа, за исключением «Catulli Carmina» и «Entrata», которые были переписаны в приемлемом, с точки зрения Орфа, качестве. С исторической точки зрения «Carmina Burana», вероятно, самый известный пример музыки, сочинённой и впервые исполненной в нацистской Германии . В действительности «Carmina Burana» была настолько популярна, что Орф получил заказ во Франкфурте сочинить музыку для пьесы « Сон в летнюю ночь », которая должна была заменить запрещённую в Германии музыку Феликса Мендельсона . После войны Орф заявил, что не удовлетворен сочинением, и переработал его в финальную версию, которая была впервые представлена в 1964 .
Орф сопротивлялся тому, чтобы какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Свои работы «Луна» ( нем. , 1939 ) и «Умница» ( нем. , 1943 ), например, он относил к «Märchenoper» («сказочные оперы»). Особенность обоих произведений состоит в том, что в них повторяются одни и те же лишённые ритма звуки [ источник не указан 2278 дней ] , не используются никакие музыкальные техники периода, когда они были созданы, то есть о них невозможно судить как об относящихся к какому-то конкретному времени. Мелодии, ритмы и вместе с ними текст этих произведений проявляются только в союзе слов и музыки.
О своей опере «Антигона» ( 1949 ) Орф говорил, что это не опера, а «Vertonung», «переложение на музыку» древней трагедии . Текст оперы является превосходным переводом Фридриха Гёльдерлина на немецкий язык одноименной трагедии Софокла . Оркестровка в значительной степени основана на ударных . Считается, что Орф запечатлел в своей опере историю об Антигоне, так как она имеет заметное сходство с историей жизни Софи Шолль , героини « Белой розы ».
Последнее сочинение Орфа — «Комедия на конец времени» ( лат. De temporum fine comoedia ). Его премьера прошла на Зальцбургском музыкальном фестивале 20 августа 1973 года в исполнении Симфонического оркестра Кёльнского радио и хором под управлением Караяна . В этом сочинении Орф использовал «мистические» тексты на греческом, немецком и латинском языках.
Дидактические идеи Орфа, развитые в творческом содружестве с Г. Кетман, были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Термин «Schulwerk» — немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.
Мелодия из дидактического пособия Орфа «Musica poetica» (Gassenhauer aus 4 Stücke für Xylophon) была использована как основная музыкальная тема к фильму Терренса Малика « Опустошённые земли » ( 1973 ). Позднее Ханс Циммер переработал эту музыку для фильма « Настоящая любовь » ( 1993 ).
В селе Варна работает школа, названная в честь Карла Орфа, в которой детей обучают музыке по его программам.