Interested Article - Балет Мариинского театра

История балетной труппы Мариинского театра начиналась с придворных спектаклей, где участвовали многие профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 году Танцевальной школы под руководством французского педагога Жана Батиста Ланде .

Балетная труппа входила в состав театров:

  • Петербургского Большого театра (Каменного; с 1783),
  • Мариинского театра с 1860,
  • Государственного Мариинского театра (с 1917), переименованного в 1920 году в Государственный академический театр оперы и балета (с 1935 им. С. М. Кирова), возвратившего в 1992 году своё прежнее имя — Мариинский театр .

XIX век

Рикардо Дриго , 1894
Лев Иванов , 1885
Цезарь Пуньи , 1840
Мариус Петипа , 1898
Леон Минкус ,1865
Пётр Чайковский
Александр Глазунов

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло . Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. В 1823 театр поставил балет « Кавказский пленник, или Тень невесты » на муз. Кавоса (1823). В репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой , Е. И. Истоминой , Е. А. Телешовой , А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца. В 1837 году итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет « Сильфида ». В 1842 в балете « Жизель », в постановке Ж. Коралли и Ж. Перро, с успехом выступила Е. И. Андреянова. В 1848—1859 годах петербургский балет возглавил Ж. Перро, который поставил балеты « Эсмеральда », «Катарина» и «Фауст» Пуньи . В 1859 году балет возглавил балетмейстер А. Сен-Леон, поставил балеты « Конёк-Горбунок » (1864) и «Золотая рыбка» (1867). Преемником Перро и Сен-Леона стал Мариус Петипа (с 1847 солист балета, затем — балетмейстер, в 1869—1903 — главный балетмейстер театра).

За время своего пребывания в России Мариус Петипа поставил на императорской сцене балеты: « Дочь фараона » на музыку Цезаря Пуни , в 1862 году; « Царь Кандавл » Цезаря Пуни , в 1868 году; « Дон Кихот » Л. Ф. Минкуса , 1869; « » Цезаря Пуни , 1871; « Баядерка » Л. Ф. Минкуса , 1877; " Спящая красавица П. И. Чайковского , в ред. Дриго , (1890—1895), I и III акты, в сотрудничестве с Львом Ивановым (ивановский текст — 2-я картина первого акта, венецианский и венгерский танцы во втором акте, третий акт, за исключением апофеоза); « Лебединое озеро » (совместно с Л. И. Ивановым , 1895); « Раймонда » на музыку А. К. Глазунова , 1898; « Корсар » на музыку Адана , Пуни , Дриго , Делиба , Петр Ольденбургского, Минкуса и Трубецкого, 1898; « Пахита » Дельдевеза, 1899; «Испытания Дамиса» А. К. Глазунова , 1900; « » (Четыре времени года) А. К. Глазунова , 1900; « » (Миллионы Арлекина) Дриго , 1900; «Ученики господина Дюпре», 1900 ; «Волшебное зеркало» Корещенко , 1904; «Роман бутона розы», Дриго (премьера не состоялась).

Балеты Мариуса Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Христиана Иогансона , Энрико Чеккетти . В балетах Петипа и Иванова выступали: М. Суровщикова-Петипа , Екатерина Вазем , Е. П. Соколова , В. А. Никитина , Мария Петипа , П. А. Гердт , П. К. Карсавин , Н. Г. Легат , И. Ф. Кшесинский , К. М. Куличевская , А. В. Ширяев .

XX век

А. В. Ширяев , 1904
А. А. Горский , 1906
Михаил Фокин , 1909

В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская (1871—1962), Матильда Кшесинская , Вера Трефилова , Ю. Н. Седова , Агриппина Ваганова , Л. Н. Егорова , Н. Г. Легат , , Мария Кожухова (1897—1959), Ольга Спесивцева (1895—1991).

В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской.

Михаилу Фокину принадлежат балеты: « » , 1907 ; « Шопениана », 1908; « Египетские ночи », 1908; « Карнавал », 1910; « Петрушка », 1911; « Половецкие пляски » в опере «Князь Игорь», 1909. В балетах Фокина прославились Тамара Карсавина , Вацлав Нижинский и Анна Павлова .

Первый акт балета « Дон Кихот », на музыку Людвига Минкуса (по мотивам балета М. Петипа) дошёл до современников в редакции Александра Горского 1900 года.

Позднее, в 1963 году был поставлен « Конек-Горбунок » ( Александра Горского , возобновлённый Михайловым, Балтачеевым и Брускиным.

С 1924 года в театре ставил спектакли Фёдор Лопухов , первой постановкой которого стал спектакль « Ночь на Лысой горе », (музыка — Модест Мусоргский ); затем в 1927 году — « Ледяная дева »; 1929 — « Красный мак », совместно с Пономарёвым и Леонтьевым; 1931 — « Болт », музыка — Дмитрий Шостакович , 1944 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова); 1947 — «Весенняя сказка» муз. Б.Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия. В театре работали ведущие артисты: Э. Вилль , Е. П. Гердт , Пётр Гусев , А. В. Лопухов , Е. М. Люком , О. П. Мунгалова , В. И. Пономарёв , , Б. В. Шавров .

В 1940 году балетмейстер Леонид Лавровский поставил балет « Ромео и Джульетта ». Позднее этот спектакль возобновил Семён Каплан , в 1975 году.

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде , под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь , где в 1942 году был поставлен спектакль « Гаянэ », балетмейстером Ниной Анисимовой.

Солистами балета театра периода 1920—1940 годов стали ученики А. Я. Вагановой , М. Ф. Романовой , Е. П. Снетковой-Вечесловой , В. И. Пономарева и А. В. Ширяева : Нина Анисимова , Фея Балабина , Татьяна Вечеслова , Наталья Дудинская , А. Н. Ермолаев , Н. А. Зубковский , О. Г. Иордан , Марина Семёнова , Константин Сергеев , Галина Уланова , Вахтанг Чабукиани и Алла Шелест , Татьяна Вечеслова .

В 1941 году после окончания Московского хореографического училища по классу петербургского педагога Марии Кожуховой в театр поступила Инна Зубковская .

В послевоенное время репертуар балета театра имени Кирова появились новые постановки, в которых танцевали: И. Д. Бельский , Б. Я. Брегвадзе , Инна Зубковская , Нинель Кургапкина , Аскольд Макаров , Ольга Моисеева , Н. А. Петрова , , К. В. Шатилов Н. Б. Ястребова .

В последних выпусках А. Я. Вагановой 50-х годов появились и засверкали два имени: Ирина Колпакова и Алла Осипенко , с сезона 1957 года в театре появилась ученица В. С. Костровицкой Габриэла Комлева , в 1958 году театре появилась ученица Н. А. Камковой Алла Сизова , в 1959 году Е. В. Ширипина выпустила будущую мировую звезду Наталию Макарову , в 1963 году в театре появилась ученица Л. М. Тюнтиной Наталья Большакова , в 1966 году — ученица того же педагога Елена Евтеева , в 1970 году в театре появились ученица Н. В. Беликовой Галина Мезенцева , и ученица Е. В. Ширипиной Татьяна Терехова . В 1970—1972 годах. в театре танцевала выпускница класса Н. В. Беликовой Людмила Семеняка , в кировском балете работали ученики Александра Пушкина Рудольф Нуреев , с 1958 года и Михаил Барышников , 1967 года, с 1958 года — Юрий Соловьёв (ученик Бориса Шаврова ).В 1964—1972 годах в театре танцевал Валерий Панов, ученик С. С. Каплана. В 1974 году в труппу пришёл ученик А. Л. Кумысникова, будущий премьер Константин Заклинский. Среди ведущих солистов в 1980 — х годах были также выпускники других балетных школ — Евгений Нефф и Владимир Петрунин.

В 80-х годах в театр пришло следующее поколение, среди новых звёзд Алтынай Асылмуратова , Фарух Рузиматов , Елена Панкова , Жанна Аюпова , Лариса Лежнина , .

XXI век

В новом тысячелетии в балетной труппе театра: Ульяна Лопаткина , Диана Вишнёва , Юлия Махалина , Алина Сомова и Виктория Терёшкина .

Артисты балета

На 2023 год основу балета Мариинского театра составляют следующие артисты :

Балерины и премьеры

Первые солисты

Вторые солисты

Солисты характерного танца

Корифеи

Литература

  • Яковлева Ю. Я. Мариинский театр. Балет. XX век. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — 328 с. — ISBN 5-86793-402-0 .

См. также

Примечания

  1. . Мариинский театр. Дата обращения: 13 апреля 2023. 10 октября 2016 года.

Ссылки

  • — на сайте Мариинского театра
Источник —

Same as Балет Мариинского театра