Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Вячесла́в Васи́льевич Фоми́н (род. 1957) — российский историк и историограф , исследователь начальных этапов истории Древней Руси . Доктор исторических наук , занимал пост проректора по научной работе Липецкого государственного педагогического университета , являлся заведующим кафедрой отечественной истории. В настоящее время — профессор кафедры отечественной и всеобщей истории института истории, права и общественных наук (бывшего исторического факультета) Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского.
Ученик историка А. Г. Кузьмина . Развивает идеи антинорманизма , в связи с чем сотрудничает с автором псевдонаучного учения А. А. Клёсовым и является членом созданной Клёсовым «Академии ДНК-генеалогии» .
Родился в 1957 году в Горьковской (ныне Нижегородской) области , в многодетной крестьянской семье.
В 1980 году окончил историко-филологический факультет Горьковского (ныне Нижегородского) государственного университета им. Н. И. Лобачевского .
С 1985 по 1988 год обучался в аспирантуре МГПИ под руководством доктора исторических наук, профессора А. Г. Кузьмина (1928—2004).
В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Варяги в средневековой письменной традиции», а в 2005 ─ докторскую диссертацию: «Варяго-русский вопрос в российской историографии XVIII—XX веков».
Профессор Липецкого государственного педагогического университета , ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (до начала 2011 года).
Автор более 80 научных публикаций, 2 учебных пособий с грифом УМО, 4 монографий по варяго-русскому вопросу и его историографии.
В своих работах ведёт полемику с норманской теорией происхождения варягов и Рюрика , возводит её истоки к шведско-русским отношениям начала XVII века.
Является учеником и последователем историка А. Г. Кузьмина , развивает его идеи. Концепция Фомина включает три основных тезиса: народ русь — изначально не скандинавы, а славяне; Новгород основан в IX веке не скандинавами, а славянами (аргументируется тем, что город имеет славянское, а не скандинавское название); варяги — это вагры , западные славяне .
В рамках занимаемой Фоминым позиции варяги считаются прибалтийскими славянами на основании этимологий (отождествления « варяги »-« вагры », известное начиная с труда немецкого дипломата Сигизмунда фон Герберштейна ), а также западнославянских влияний на язык и материальную культуру северо-западных областей Древней Руси . Фомин предпринял попытку возродить существовавшую ранее гипотезу о связи названий Русь и города Руса (ныне Старая Русса) , опираясь на известие Герберштейна. По мнению Фомина, «Старорусская русь», существовавшая ещё до призвания Рюрика, располагалась на территории всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь» .
В рамках своей концепции Фомин отвергает мнения большинства известных российских учёных , и относит к числу норманистов всех, кто не разделяет его идеи западнославянского происхождения варягов , включая авторов, которые традиционно считаются антинорманистами ( В. В. Мавродин , Б. А. Рыбаков , И. П. Шаскольский ) .
Историк и археолог Л. С. Клейн называет его «современным лидером антинорманизма» .
Фомин входит в редколлегию журнала «Исторический формат», выходящего с 2015 года; в общественный попечительский совет журнала входят члены «Академии ДНК-генеалогии» А. А. Клёсова ; статьи журнала близки к псевдонаучным .
В приветствии «От имени Президиума Российской академии наук » участникам и гостям семинара «От Ломоносова к Нансену и далее» (23 января 2011 года, Тромсё , Норвегия ) вице-президент РАН академик д.г.-м.н. Н. П. Лавёров высказал мнение, что «…профессор В. В. Фомин в монографии „Ломоносов. Гений русской истории“ впервые обстоятельно, с привлечением самого широкого круга источников — исторических, археологических, лингвистических, антропологических, показал, что почти все идеи, высказанные Ломоносовым в XVIII веке в отношении русской и мировой истории, соответствуют уровню современной науки и, что Ломоносов прав, выводя варяжскую русь с берегов Южной Балтии» .
Работы Фомина подвергаются критике со стороны ряда археологов , историков и филологов. Историк В. В. Пузанов обращает внимание на присущий Фомину стиль дискуссии, включающий в себя навешивание ярлыков , карикатурное изложение мнений оппонентов, передёргивание фактов . Пузанов указывает, что работы Фомина ценны «с точки зрения полноты собрания историографических фактов», признавая главным их недостатком «перенос научного спора в область политики, навязчивые представления о норманистах, как недругах русского и, шире, славянских народов» .
По мнению историка и филолога Е. А. Мельниковой , Кузьмин и вслед за ним Фомин возродили антинорманизм середины XIX века, в той его форме, которая была выдвинута М. В. Ломоносовым и развита С. А. Гедеоновым . Согласно Мельниковой, эта концепция использует народные этимологии («варяги»-«вагры» и др.) и смешивает западных славян с поморскими , а используемые в качестве аргументации следы поморских славян в археологическом материале немногочисленны .
Историк В. Я. Петрухин относит Фомина к эпигонам традиционного антинорманизма и оценивает используемые им методы реконструкции древнерусской истории на основе средневековых генеалогий, конструкций Синопсиса , Ломоносова и др., как примыкающие к методам А. Т. Фоменко .
Историк и археолог Л. С. Клейн отмечает, что вопреки Фомину, Новгород, согласно данным археологии, в IX веке не существовал, а роль летописного Новгорода, по мнению ряда исследователей, играло соседнее с ним (Рюриково) Городище , где имеются слои IX века, причём с большим числом скандинавских находок . Предположение Фомина о существовании Старой Руссы в IX веке также не подтверждается археологическими данными . Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота № 526: « На Бояне въ Роусе гр(и)вна , на Житоб(о)уде въ Роусе 13 коуне и гр(и)вна истине… » . О более раннем названии поселения ничего не известно. Лингвисты Р. А. Агеева , В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья , которая в древности называлась Руса. Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен . Относительно аргумента Фомина о сходстве новгородских и псковских археологических древностей с западнославянскими Клейн указывает, что керамика, известная у западных славян — фельдбергская и фрезендорфская, а также торновская, гроссраденская и типа Таттинг, действительно находит аналогии в северорусских материалах, как и строительная техника (структура валов), технология судостроительства (с малым количеством железных заклёпок или без них, в то время как у скандинавов их очень много). Однако отмеченная керамика не распространена на территории вагров. Гипотеза о влияниях западнославянского языка на речь новгородцев, которые предполагал А. А. Зализняк в 1988 году, была подвергнута критике О. Н. Трубачевым , В. Б. Крысько и Х. Шустер-Шевцем (поскольку те же архаизмы имеются и у балканских славян и в некоторых других регионах) и в дальнейшем не поддержана самим Зализняком. Кроме того, если бы указанная керамика и диалектные влияния были маркерами варягов, эти маркеры имелись бы уже в IX веке в Смоленске, Киеве и Чернигове .
Клейн пишет, что Фомин опирается преимущественно на мнения отдельных авторов XVII—XIX веков (включая немецкие генеалогии, которые создавались для прославления северонемецких династий), часто используя ссылки на них вместо опоры на факты, а также использует старые аргументы антинорманистов. Мнения антинорманистов Фомин рассматривает как основанные на знаниях и здравом смысле , а мнения «норманистов» (или авторов, которых он считает «норманистами») — как априори поверхностные и злонамеренные. Лучшим доказательством он считает частное мнение «норманиста», если оно совпадает с конкретным доказываемым Фоминым тезисом (по принципу «даже норманист признаёт»). Если он касается исторических источников, которые противоречат его концепции, то нередко делает при их интерпретации различные смысловые добавления , чтобы снять противоречия. В качестве аргумента Фомин также опирается на славу Ломоносова , доказывает универсальность его теорий. По мнению Клейна, Фомин осуществляет «шельмование» несогласных с его мнением, чтобы направить на них негативные эмоции околонаучной публики. Поскольку на научное сообщество построения Фомина не могут оказать влияния, его работа, подобно сочинениям авторов фолк-хистори , по мнению Клейна, ориентирована на широкие массы .
О самом Клейне Фомин пишет как о грубом и невежественном авторе , «начальнике Тайной розыскных варяжских дел канцелярии, ведающей научным сыском», сравнивает с нацистским министром пропаганды Йозефом Геббельсом , обвиняет в расизме (якобы возвеличивании «германской расы», аргументируя это тем, что « Гитлер, как и Клейн, был норманнистом ») и одновременно использует в отношении Клейна эпитет «либерал-демократ» в качестве обсценного .
Фомин утверждает, что немецкий дипломат Сигизмунд фон Герберштейн , который первым отождествил варягов с западнославянским племенем вагров , в январе-апреле 1516 года посетив историческую область Вагрию , беседовал с ваграми и получил от них подлинные сведения об их истории . Вагры были истреблены или ассимилированы немцами значительно раньше времени Герберштейна. В самом тексте Герберштейна эпизода о беседе с ваграми нет, напротив, дипломат отмечает: «про варягов никто не мог сообщить мне ничего определённого, помимо их имени». Далее Герберштейн писал, что отождествление вагров и варягов является его собственным предположением: «как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии», а вагры «имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком» . Фомин приписывает немецкому космографу Себастьяну Мюнстеру первое упоминание о варяге Рюрике в иностранных источниках, но ссылается при этом на базельское издание его «Космографии» 1628 года, дополнения в которое вносились редакторами текста под влиянием «Записок о Московии» Герберштейна . У Мюнстера (1489—1552) в прижизненных изданиях «Космографии» 1544 и 1550 годов нет ни варяжской темы, ни сюжета о ваграх .