Свято-Троицкая церковь (Билимбай)
- 1 year ago
- 0
- 0
Троицкая надвратная церковь — православный храм , оформляющий главный вход в Киево-Печерскую лавру . Возведён в начале XII века, после чего неоднократно реконструировался.
Построена церковь была в 1106—1108 годах как часть фортификаций Лавры , над главным входом в подземный монастырь. Церковь была основана внуком князя черниговского и великого князя киевского Святослава Ярославича , который отказался от своего княжеского статуса и стал монахом Печерского монастыря 17 ноября 1106 года под именем Николай Святоша . Николай 36 лет был монахом, и основал в Лавре больницу.
После значительного разрушения Успенского собора во время монгольского нашествия в 1240 году, Троицкая надвратная церковь стала главной церковью монастыря . В 1699 году в Троицкую церковь перенесён древний образ Казанской Божией Матери который находился на Золотых воротах .
В 1957—1958 годах в церкви проводились реставрационные работы, включая работы по восстановлению утерянных элементов декора, позолоту свода и ретуширование внешних картин.
Церковь расположена над Святыми вратами, которые являются главным входом в монастырь . Возле входа находятся комнаты для караульных . Церковь вклинивается между стенами монастыря, помогая защищать ворота . Наружные поверхности стен монастыря, ведущих к воротам, покрыты фресками. Они были полностью обновлены в 1900—1901 годах Д. Сониным и другими .
Троицкая надвратная церковь разделена на три нефа, каждый из которых содержит сферические апсиды . Внешняя каменная лестница ведёт в церковь .
Троицкая надвратная церковь является типичной каменной церковью времён Киевской Руси . Домонгольскую кладку можно видеть на южном фасаде здания. В 17-18 столетиях мастер Стефанович произвёл реконструкцию, и церковь была обновлена в стилистике украинского барокко . Именно во время этой реконструкции на церкви появились грушевидные купола, тогда же было обновлено её художественное убранство.
Сильнейшим акцентом внутреннего убранства Троицкой надвратной церкви является деревянный позолоченный иконостас , выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями Иваном Опанасовым и Яковом Оветко в стиле украинского барокко . Он изготовлен из липы в технике «сквозной резьбы» и расписан мастерами малярни . Интерьер церкви дополняет паникадило на 16 свечей, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг.
Стенопись Троицкой надвратной церкви — ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в цветах, в котором православное догматическое учение о церкви изложено художественным языком эпохи барокко , с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с её тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами.
На западной стене центрального нефа находится композиция «Первый Вселенский (Никейский) собор», посвященную новому этапу в развития христианства — церковному съезду в Никее в 325 году. Вдоль этой стены — ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-е гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского больничного монастыря.
Пол церкви устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на брянских заводах Демидовых в 1732 году.