Новгородское вече
- 1 year ago
- 0
- 0
Новгородское вече (от ст.‑слав. вѣтъ — «совет») — своеобразная форма государственного управления ( законодательной власти ) в Новгородской республике .
По мнению академика В. Л. Янина , форму управления в виде «вечевого строя» или «боярской республики», ограничивавшие власть князя , можно датировать «моментом заключения прецедентного (принимаемого за образец) договора с князем Рюриком » (согласно летописи, 862 годом). Новгородское вече просуществовало более шести веков, дольше веч в других русских землях — до 1478 года.
Новгород не испытал на себе в полной мере характерной для Руси княжеской власти. Это создало благоприятные возможности для развития демократических форм управления, в том числе — и унаследованных от догосударственного периода развития . Одной из них и было новгородское вече .
В письменных источниках новгородское вече впервые упоминается в 1016 году, когда его созвал Ярослав Мудрый .
В четверг 15 января 1478 года самостоятельное существование Новгородского государства закончилось. В город въехали московские бояре и дьяки Ивана III . Вечевой колокол Новгорода был отвезён в Москву . Самоуправление ликвидировалось полностью, и новгородское вече с тех пор перестало собираться .
Как правило, на общегородское вече горожане собирались в строго определённом месте. В Новгороде у Софийского собора .
В случае серьёзных разногласий, часть горожан, недовольных принятым решением, собиралась в другом месте. В Новгороде, такое альтернативное вече созывалось на Ярославовом дворище , на Торговой стороне .
Термин « вече » в источниках встречается часто. Новгородский летописец пользуется этим понятием очень широко. Он называет вечем и общегородское собрание, решающее важные государственные вопросы (например, о выборе или изгнании князя, о войне и мире), и собрании кончан и уличан, и сходку во время военного похода, и сборища заговорщиков по дворам и тому подобное. Чаще всего летописец говорит о вече как об общем собрании новгородцев по случаю чрезвычайных событий в общегосударственном масштабе, руководимом должностными лицами .
Среди историков нет единства в оценке полномочий веча. Причиной тому — нестабильность этого правового института. Зачастую вече само определяло свою компетенцию, поэтому в разные исторические периоды она была различной .
В. Л. Янин характеризует новгородский вечевой строй как образец феодальной демократии в её русском боярском варианте .
По мнению историка Н. А. Рожкова , вече было единственным и неограниченным носителем законодательной власти, оно руководило финансами, объявляло войну и заключало мир, утверждало договоры с иностранцами, вело суд по политическим и должностным преступлениям. Впрочем, всевластие веча не было таким уж абсолютным, фактически оно попадало под влияние правительственного совета, хотя юридически совет был подчинен вечу. Выросший из «совещательного учреждения при князе с неопределенным и непостоянным составом и неясными случайными» функциями, с XIII века совет стал совершенно независимым от князя и объединял в себе степенных, посадника, тысяцкого, сотских и кончанских старост .