Джон Ива́нович (Я́нович) Марко́вский
(р.
23 февраля
1944
,
Якутск
) — советский
артист балета
,
балетмейстер
.
Биография
В
1961 году
, по окончании
Рижского хореографического училища
(педагог
), был принят в
Рижский театр оперы и балета
. Танцевал ведущие партии репертуара.
В
1964
—
65
годах — совершенствовался в
Ленинградском хореографическом училище
(класс
А. Л. Кумысникова
).
С
1965 года
, по окончании класса усовершенствования, —
солист балета
Кировского театра
.
При необычайно яркой фактуре — высоком росте, атлетическом телосложении, самобытной пластике и артистизме — запомнился как чуткий партнёр
Аллы Осипенко
,
Майи Плисецкой
,
Ольги Моисеевой
,
Елены Евтеевой
,
Калерии Федичевой
. «
Мой рост — 186 см — не позволял мне танцевать
виртуозно
, делать всякие кабриоли и прочее
, — признавался артист, —
зато я мог быть хорошим партнёром. У
Аллы
были идеальные пропорции. Её туловище весило столько же, сколько ноги, и это было очень удобно. У Моисеевой ноги были гораздо тяжелее туловища. У Федичевой были тяжёлыми и то, и другое.
Юре Соловьёву
[ частому партнёру Федичевой ] приходилось очень тяжело!
»
В
1971 году
покинул
труппу
Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, одновременно с уходом
Аллы Осипенко
, ставшей его постоянной партнёршей.
С
1971 года
сотрудничал с
Л. В. Якобсоном
, который поставил с его участием несколько номеров, вошедших в историю современного балета («
Хореографические миниатюры
»,
1971
—
73
).
С
1973 года
— в «Ленконцерте». Активно гастролировал по стране с хореографическими миниатюрами и балетом «Антоний и Клеопатра», пробовал себя как
постановщик
, репетировал с балетмейстером
Май-Эстер Мурдмаа
.
С
1977
по
1982
— работа в постановках советских хореографов-новаторов в Ленинградском ансамбле балета под руководством
Б. Я. Эйфмана
, который сочинил для артиста ряд партий в одноактных балетах.
С середины
2000-х
проживает в санкт-петербургском
Доме ветеранов сцены
.
Творчество
Партии
-
1965
—
Кино
— «
Жемчужина
»
Н. Симонян
, пост.
-
Принц Зигфрид
— «
Лебединое озеро
»
П. Чайковского
, постановка
Л. Иванова
—
М. Петипа
, редакция
К. Сергеева
-
Спартак
— «
Спартак
»
А. Хачатуряна
, — пост.
Л. Якобсона
-
Юноша
— «
Шопениана
», на муз.
Ф. Шопена
, — пост.
М. Фокина
-
Визирь
— «
Легенда о любви
»
А. Меликова
, — пост.
Ю. Григоровича
-
Ромео
— «
Ромео и Джульетта
»
С. Прокофьева
, пост.
Л. Лавровского
-
Жан де Бриен
— «
Раймонда
»
А. Глазунова
, — пост.
М. Петипа
, ред.
К. Сергеева
-
Альберт
— «
Жизель
»
А. Адана
, — пост.
Ж. Коралли
—
Ж. Перро
—
М. Петипа
«Ленконцерт»
Ленинградский ансамбль балета («Новый балет»),
1977
—
1982
Постановки
Фильмография
В сборниках на CD
-
1996 — «Слава Кировского балета / The Glory of the Kirov» (© «NVC Arts», «Warner Music Vision») : сб., 91 мин. — «Ледяная дева» (1974, хореография Ф. Лопухова)
-
1998 — «Звёзды Русского балета» (© «Студия 48 часов») : сб., 62 мин. — «Минотавр и нимфа» (1974, балетм. Л. Якобсон), «Ледяная дева» (1974, хореография Ф. Лопухова)
-
1998 — «Мариинский балет / Mariinsky (Kirov) Ballet» (© Фирма «Miris», Vlad Lishbergov) : сб., 30 мин. — «Ледяная дева» (1974, хореография Ф. Лопухова)
Литература
-
Дрозд Т.
Словно с портрета
Ван-Дейка
//
. — 1966. — №6.
-
Шереметьевская Н.
Зрелость молодости //
Театр
. — 1980. — №4. — С.69-73.
-
Ступников И. В.
// Балет: Энциклопедия / Под ред.
Ю.Н. Григоровича
. — М.:
Советская энциклопедия
, 1981. — 632 с. — С.334.
-
Зозулина Н.
. —
Л.
: Искусство, 1987. — 256 с. — (
Солисты балета
). —
25 000 экз.
-
Деген А.
,
Ступников И.
Ленинградский балет 1917 — 1987: Словарь-справочник. — Л.: Советский композитор, 1988. — 264 с. — С.20, 121, 142.
-
Черкасский Д. А.
Записки балетомана: 50 лет в партере Кировского театра . — М.: АРТ
СТД РФ
, 1994. — 274 с. — С.183-186; 200-201; 210-245. —
ISBN 5-87334-001-3
-
Майниеце В. А.
// Русский балет. Энциклопедия. — М.:
БРЭ
, Согласие,
1997
. — 631 с.: ил. —
ISBN 5-85270-099-1
Примечания
-
(неопр.)
Дата обращения: 20 июля 2012.
25 марта 2017 года.
Ссылки