Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
Караваджо | |
Гадалка (вторая версия) . Ок. 1595 | |
фр. La diseuse de bonne aventure | |
Холст, масло. 93 × 131 см | |
Лувр , Париж , Франция | |
( инв. INV 55 и MR 105 ) | |
«Гада́лка» — картина Микеланджело Меризи да Караваджо . Существует в двух версиях. Первая хранится в Капитолийских музеях , вторая — в Лувре . Точная датировка картин остаётся предметом дискуссий.
На картине изображён щёгольски одетый юноша, которому гадает по руке цыганка . Оба выглядят весьма довольными друг другом, обмениваясь благосклонными взглядами, хотя простодушный молодой человек не замечает, что гадалка ловко стягивает у него с пальца кольцо .
Биограф Караваджо Джованни Пьетро Беллори сообщает, что художник намеренно разыскал на улице подходящую цыганку, чтобы продемонстрировать отказ использовать в качестве модели античную скульптуру, как это было принято в то время:
Когда ему напоминали о знаменитейших статуях Фидия и Гликона как образцах для учения, он вместо ответа указывал пальцем на толпу людей, говоря, что достаточно учиться у природы. А для подтверждения своих слов зазвал он на постоялый двор проходившую случайно по улице цыганку и написал её, как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени. Написал он там и молодого человека, который одну руку в перчатке положил на эфес шпаги, другую же, без перчатки, протянул цыганке, и та внимательно на неё смотрит, и столь чисто выразив правду в обеих полуфигурах, Микеле свои слова этим подтвердил .
Эта история, вероятнее всего, апокрифична, так как Беллори писал более чем полвека спустя после смерти Караваджо, а другие биографы, знавшие художника лично, — Джулио Манчини и Джованни Бальоне — об этом не упоминают, однако она указывает на революционное стремление Караваджо заменить дидактическую теорию изобразительного искусства Возрождения более приближенной к реальности живописью.
«Гадалка» вызвала значительный интерес у римских молодых художников и у коллекционеров, однако, согласно Манчини, нищета Караваджо вынудила его продать картину за скромную сумму в 8 скудо . Она вошла в коллекцию богатого банкира и знатока живописи маркиза Винченцо Джустиниани , ставшего впоследствии покровителем Караваджо. Друг Джустиниани кардинал Франческо Дель Монте год спустя приобрёл следующую картину художника — « Шулера », благодаря чему Караваджо стал вхож в дом кардинала. Позднее он написал для Дель Монте копию «Гадалки», внеся в неё ряд существенных изменений. Вместо условного фона первой версии появляется стена, разделённая тенями от оконной створки и занавески, компоновка персонажей становится более плотной и объёмной, освещение — более ярким, одежда — более рельефной. Юноша выглядит моложе и более уязвимым, а гадалка, в свою очередь, менее осторожной и лучше контролирующей ситуацию. Моделью юноши для второй версии картины считается Марио Миннити — сицилийский художник, приятель Караваджо.
«Гадалка» — одна из двух жанровых картин Караваджо наряду с «Шулерами», причём считается более ранней — написанной непосредственно после того, как он ушёл из мастерской Джузеппе Чезари и начал собственную карьеру. Тема картины не отличается оригинальностью. Так, Джорджо Вазари в своих « Жизнеописаниях » упоминает, что один из последователей Франчабиджо , а именно его брат Аньоло, написал вывеску для парфюмерной лавки с «цыганкой, предсказывающей даме будущее в очень грациозной манере» .