Литвинов, Нарцисс Исаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
«Нарцисс» ( итал. Narciso ) — картина итальянского художника Караваджо , написанная им в 1597—1599 годах. Ныне она хранится в Национальной галерее старинного искусства в Риме.
Изначально картину атрибутировал Караваджо Роберто Лонги в 1916 году . Известны всего две работы художника на сюжеты из классической мифологии , хотя это связано скорее с вопросами сохранности, чем с направленностью его творчества. Нарцисс , согласно легенде, изложенной в « Метаморфозах » Овидия , — красивый юноша, влюбившийся в своё собственное отражение. Не в силах оторваться от него, он умер от своей страсти и, даже пересекая Стикс , продолжал смотреть на своё отражение .
История Нарцисса часто упоминалась или пересказывалась в литературе, например, Данте Алигьери и Франческо Петраркой . Она была хорошо известна и в кругах коллекционеров, в которых Караваджо вращался в тот период, таких как кардинал Франческо Мария дель Монте и банкир Винченцо Джустиниани . Друг Караваджо, поэт Джамбаттиста Марино , создал описание Нарцисса .
История Нарцисса была особенно привлекательна для художников. По словам теоретика Возрождения Леона Баттисты Альберти : «изобретателем живописи … был Нарцисс … Что такое живопись, если не возможность, посредством искусства, заключить в объятия ту самую водную гладь?» .
Караваджо изобразил юношу-пажа в элегантном парчовом камзоле, склонившегося обеими руками над водой и глядящего на своё искажённое отражение . Картина передаёт атмосферу задумчивой меланхолии: фигура Нарцисса, вместе со своим отражением, находится в замкнутом круге, за пределами которого — тьма, так что он составляет единственную реальность в этой картине.