Interested Article - Мученичество святого Матфея

« Мученичество святого Матфея » — картина Караваджо , написанная в 1599—1600 годах для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези .

История создания

Эта самая драматичная картина из цикла, посвящённого святому Матфею , переписывалась художником три раза. По данным рентгенограммы, первоначальный замысел Караваджо был иным. Действующих лиц было всего трое, а композиция решена в классическом духе. Первый план занимала фигура в позе ангела из « Отдыха на пути в Египет », две другие повторяли образцы античной скульптуры. Во второй версии Караваджо придал большую экспрессию жестам персонажей. Окончательно же действующих лиц на картине стало тринадцать, а вся композиция строится вокруг поверженного апостола и его убийцы, от которых в ужасе разбегаются свидетели преступления.

Это одна из первых многофигурных композиций Караваджо и первый случай, когда художнику наконец предоставилась возможность попробовать себя в столь сложном произведении. Художник передаёт пространство, уходящее в глубину, не с помощью архитектурных деталей, а только за счёт продуманного многопланового размещения действующих лиц. Решающую роль здесь играет освещение: чередование тени и света , рождающее впечатление луча или вспышки молнии, выхватывающей из мрака фигуры и предметы.

Картина знаменует переломный момент в истории итальянской живописи, когда маньеризм , ведущий стиль конца века, уступает барокко . Первая работа Караваджо, предназначенная для широкой аудитории, вызвала сенсацию. Федерико Цуккаро , глава Гильдии Святого Луки , увидев произведения Караваджо в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези, заявил, что в них нет ничего особенного, лишь подражание стилю Джорджоне . Но несмотря на скептическую оценку его работ, Караваджо стал одним из самых известных мастеров Рима и завоевал симпатии многих молодых художников, которые позднее стали его последователями.

Сюжет

Действие происходит в помещении церкви: видны алтарь и купель, художник следует « Золотой легенде », согласно которой святой Матфей был убит по завершении мессы. В храм неожиданно ворвался убийца, подосланный эфиопским царём, он держит руку упавшего Матфея и готов вонзить в него меч. Это смысловой и композиционный центр картины. На первом плане двое полуобнажённых калек, — апостол считался целителем душ и плоти, максимально приближены к зрителю. Ярко освещён бегущий мальчик-служка. Ангел, сверху протягивает Матфею пальмовую ветвь — знак мученичества. В глубине слева Караваджо изобразил себя.

Детали картины

Фильмография

  • «Ангелы и истязатели», фильм из цикла « Палитры » (Франция, 1998).

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мученичество святого Матфея