Иоанн Креститель
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоанн Креститель был изображён минимум на восьми картинах Караваджо .
Авторство данной картины оспаривается; кроме самого Караваджо, автором может быть Бартоломео Кавароцци ( Bartolomeo Cavarozzi ), его ранний последователь. Картина находится в коллекции Музея Tesoro Catedralicio , Толедо (Испания), и Джон Гаш предполагает, что она является одной из картин, написанных Караваджо для настоятеля Госпиталя Утешения, о чём говорит ранний биограф Караваджо Манчини. По словам Манчини, настоятель «потом взял их с собой на родину», но одна из версий рукописи Манчини говорит, что этой родиной была Севилья , а другая говорит о Сицилии . В больнице в 1593 году был настоятель-испанец, и он не мог оставить пост до июня 1595. Гаш цитирует точку зрения учёного А. Переса Санчеса, согласно которой фигура святого написана в сходстве со стилем Кавароцци, но не остальная картина; а для Караваджо более характерна красиво написанная виноградная лоза. Гаш также указывает на нежную светотень и деликатную обработку контуров, и прочие подобные стилистические особенности ранних работ Караваджо. Если эта картина действительно была написана Караваджо, то на неё, вероятно, повлияли ранние работы Диего Веласкеса . Однако, сильны аргументы за то, что это картина Кавароцци, и известно, что он отправился в Испанию около 1617—1619 годов .
Питер Робб, считая создателем картины Караваджо, датирует её примерно 1598 годом, когда художник был членом семьи своего первого покровителя, кардинала Франческо Мария Дель Монте . Робб отмечает, что моделью для Иоанна, видимо, послужил тот же юноша, с которого писался Исаак на картине о принесении в жертву . Однако авторство этой картины тоже оспаривается, поэтому проблема не может считаться решённой.
Иоанн показал на фоне зелёной лозы и стеблей винограда, сидящим на красном плаще, держащим в руках крест из тонкого тростника, и смотрящим на овцу, лежащую у его ног. Красный плащ станет одной из основ многих работ Караваджо .
|
|||
Караваджо | |||
Иоанн Креститель (юноша с овном) . 1602 | |||
итал. San Giovanni Battista (Giovane con un montone) | |||
холст, масло. 129 × 94 см | |||
Капитолийский музей, Галерея Дориа-Памфили, Рим | |||
Моделью для этой картины послужил , слуга и ученик Караваджо, также изображённый на картине «Амур-победитель» и ряде других. Юный Иоанн показан полулежащим; одна рука расположена на шее барана, он повёрнулся к зрителю с озорной улыбкой. На картине практически ничего не говорит о том, что изображён пророк — ни креста, ни кожаного ремня, из символов присутствует только клочок кожи верблюда, затерянный в складках красного плаща, и баран. Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «Агнца Божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества. Баран же часто является символом похоти .
Караваджо | |
Иоанн Креститель (Иоанн в пустыне) . 1604 | |
англ. John the Baptist (John in the Wilderness) | |
холст, масло. 173 × 133 см | |
Nelson-Atkins Museum of Art , Канзас | |
Одна из немногих работ Караваджо, расположенных в коллекции американского музея. Свет падает на фигуру сверху справа . Питер Робб отмечает, что этот «Креститель» психологически является полной противоположностью первой из картин — предположительно лунный свет, мёртвая коричневая растительность. В картине революционна идея, согласно которой Иоанн показан не в какой-либо известный эпизод из его жития , с минимумом символов; работа выражает внутренний мир, а не общий религиозный и социальный опыт.
Караваджо | |
Иоанн Креститель (Иоанн в пустыне) . 1604 | |
англ. John the Baptist (John in the Wilderness) | |
холст, масло. 94 × 131 см | |
Национальная галерея старинного искусства , Рим | |
Картина расположена в коллекции Национальной галереи старинного искусства в Риме . В картине ещё меньше сопутствующих святому символов (нет верблюжьей одежды), действие вновь скрыто от зрителя.
Караваджо (оспаривается) | |
Иоанн Креститель (Иоанн Креститель у фонтана) . 1608 | |
англ. John the Baptist (John the Baptist at the Fountain) | |
холст, масло. 100 × 73 см | |
частная коллекция, Мальта | |
Так как картина находится в частной коллекции, её изучение затруднено. Джон Гаш указывает на сходство изображения тела с картиной «Спящий купидон», приписывает картину Караваджо и датирует мальтийским периодом. Картина известна в двух вариантах; она была сильно повреждена, в особенности в части пейзажа. Сюжет картины отсылает к тому, что в период жизни в пустыне Иоанн пил только воду. Согласно Гашу, состояние жажды хорошо передано в положении головы и рук.
Караваджо | |
Иоанн Креститель (Иоанн в пустыне) . 1610 | |
англ. John the Baptist (John in the Wilderness) | |
холст, масло. 159 × 124 см | |
Рим , Галерея Боргезе | |
На картине изображен мальчик, расположенный на темном фоне, за которым овца жуёт скучный коричневый виноград. Мальчик задумчив: возможно, это святой Иоанн размышляет о предстоящей жертве Христа , а возможно, реальному ребёнку, которого позвали с улицы побыть моделью несколько часов, просто скучно. Согласно Гашу, картина более богата цветом, в ней менее идеализирован, но более чувственен подход к мужской наготе. В коллекцию Боргезе картина вошла после конфискации другой коллекции по сфабрикованным показаниям.
Караваджо (оспаривается) | |
Иоанн Креститель (лежащий Креститель) . 1610 | |
англ. John the Baptist (Reclining Baptist) | |
холст, масло. 106 × 179.5 см | |
Частная коллекция, Мюнхен | |
Авторство картины оспаривается; однако, она была включена в список работ Караваджо его биографом Питером Роббом.