Ужин в Бокере
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ужин в Эммаусе» ( итал. Cena in Emmaus ) — картина итальянского художника Караваджо , выставленная в 29-м зале Пинакотеки Брера в Милане .
Картина была написана в имении герцога Марцио Колонна в Палестрине или Дзагароло вскоре после бегства Караваджо из Рима в связи с обвинением в убийстве в мае 1606 года. Также возможно, что она была написана годом ранее в Риме, так как лицо и поза служанки на картине почти в точности копируют образ Святой Анны с картины «Мадонна со змеёй», созданной в 1605 году. Хотя не исключено, что художник писал её полностью по памяти. «Ужин в Эммаусе» упоминается ранними биографами Караваджо Джулио Манчини и Джованни Пьетро Беллори . Она хранилась в коллекции маркиза Патрици с 1624 года и, вероятно, была заказана им же .
Караваджо изображает кульминационный эпизод популярного в XVII веке сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия , описанный в Евангелии от Луки ( ). Два ученика по пути из Иерусалима в Эммаус встречают незнакомца, который спрашивает, отчего они печальны. Ученики, удивлённые его неведением, рассказывают об осуждении и казни Иисуса. Тогда незнакомец «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Ученики приглашают его разделить с ними ужин. Христос, преломив хлеб и благословив их, был узнан, но тут же «…стал невидим для них».
В отличие от более раннего « Ужина в Эммаусе », выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из « Тайной вечери » Леонардо да Винчи . Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи. Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего . Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками. Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. В картине недостаёт тщательности юношеских работ Караваджо, где подчёркнутая проработка деталей могла отвлекать от общего смысла. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета. Однако высочайшее мастерство художника выдают некоторые натуралистические детали, такие как контраст между молодой и нежной рукой Христа и обожжённой солнцем натруженной рукой ученика .
Акцент также сделан и на простоте и бедности учеников, трактирщика и служанки, которые изображены с морщинистыми лицами и шеями. Это роднит «Ужин…» с алтарным образом « », созданным двумя годами ранее.
Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагически мерцающим.