Interested Article - Пьер Рожер де Кабаре
- 2020-05-28
- 2
Пьер Роже де Кабаре ( фр. Pierre Roger de Cabaret , окс. Pèire Rogièr de Cabaret ; около 1180 — 1229 ) — феодал области Кабардес и военный лидер сопротивления Окситании в течение Альбигойского крестового похода
Он унаследовал от своего отца замок Ластур (Кабарет), которым владел согласно окситанским законам в равной доле со своим братом Жордином де Кабаре . Он был покровителем музыкантов , в том числе Пьера Видаля и Рамона Мираваля Который в ходе посещения замка написал несколько хвалебных песен посвященные его жене Бруниссенде и свояченице Этьенетте де Пеннотье , де Кабарет, которая слыла первой красавицей Каркассона. Однако, в дальнейшем она заслужила нелестную славу женщины жестокой и беспринципной а так же прозвище «волчица» (la Loba) . Что на местном диалекте было равнозначно слову «блудница»
К востоку от Саксагесиума или страны Саисака простиралась область Кабаре (от оксит. Cap (голова) и Ariet (баран) — голова барана. Гора напоминала голову барана) или Кабардес на южных склонах Черных Альп. Считается, что все деревни, занимающие эти высоты, имели в начале XIII века свои независимые замки и их сеньоров; в реестрах инквизиции упоминаются несколько раз о таких семьях как Рокефер, Мираваль и Сальсин.
Все эти феодалы образовали общность баронов Кабардеса, главным местом или центром для которых были укрепленные замки Кабарет.
Их лидером был Пьер Роже который занимал гору Кабаре от имени графа Тулузы и виконта Каркассона. Он был еретиком, тем не менее спокойно принимающим католических епископов и диаконов. В 1199 году дьякон Арно Не провел несколько проповедей в замках Кабарет. Среди его слушателей были Пьер Роже де Кабаре, Бернард де Мираваль, Пьер Раймон де Сальсин, Пьер де Лоре (de Laure) и Гоцел де Мираваль, который сообщил эти факты инквизиторам в 1243 году.
Пьер Роже был вассалом и близким другом Раймонд-Роже Транкавеля виконта Каркассона , с кем пережил осаду города в 1209 году. В Каркассоне занимал должность заместителя виконта (vicar) председательствовал в суде во время его отсутствия. Согласно свидетельствам он отговорил виконта Раймонд-Роже от безумного плана встретить крестоносцев в поле боя, и посоветовал ему держать оборону внутри города, из за существенного численного перевеса атаковавших. Однако город все же пришлось сдать, поскольку Каркассон испытывал острую нехватку питьевой воды, ввиду наплыва беженцев из предместий, а также боевой операции крестоносцев, отрезавшей город от единственного источника воды. Горожане тем не менее были спасены благодаря виконту, однако сам виконт Раймон Роже был убит крестоносцами, когда отправился к ним в лагерь на переговоры.
Война с захватчиками
В ходе Крестового Похода против альбигойцев замок Кабарет был одним важных центров сопротивления захватчикам. В нём укрывались катарские епископы и миряне, а также дворяне не желавшие мириться с бесчинствами крестоносцев. К их числу принадлежал близкий друг Пьера Роже — Раймонд де Термес , а также Аймери де Монреаль , поначалу присягнувший Монфору, но впоследствии отказавшийся от своей клятвы. Осенью 1209 замок был осажден войсками Симона де Монфора , однако он успешно выстоял осаду. Не сумев овладеть замком войска Монфора принялись опустошать окрестности. Вторую неудачную попытку взять замок предпринял Бучард де Марли. О неудачной осаде не сообщает , но упоминает косвенно в лайсе 41 . В котором говорится что племянник Симона де Монфорт, а которому он предполагал отдать Кабарет во владение, покинул местность с большими потерями в людях и получил от него земли Сассиак. Через некоторое время Бучард предпримет третью попытку взять Кабарет, но сам попадет в плен к Пьеру Роже, и проведет в плену два года. Однако Симон де Монфорт, очевидно, не располагал никакой информацией о его местонахождении, так как не предпринимал никаких попыток к его освобождению.
Бучард де Марли считался пропавшим без вести. Его мать баронесса де Марли разыскивала сына. В 1210 году, упоминается что во время взятия Миневры она находилась в лагере Монфорра и спасла от костра трех женщин катарок, убедив их перейти в лоно католической церкви и взяв их под свою защиту.
Летом, Песнь о крестовом походе в лайсе 54-56 сообщает, что сеньор Кабарет Пьер Роже вместе с верными людьми совершил вылазку из замка и сжег осадные машины приготовленные для отправки в Термес по реке Оде, однако ветер и погода помешали огню распространиться слишком сильно . В отместку за эту дерзкую вылазку, Симон де Монфорт отправляет в Кабарет 100 ослепленных людей с отрезанными носами из числа захваченных пленников в ходе осады Брама, чтобы устрашить защитников замка, называя это «божьим делом». О чём говорит хронист Пьер де Во-де-Серне.
Сдача замка
Пьер Роже де Кабаре и сеньор замка Термес - Раймонд де Термес были друзьями и поддерживали друг друга в ходе кампании Монфора. Они оба были в числе дворян Каркассона отказавшихся присягнуть Монфору после смерти Раймонда Роже Тренкавеля. Раймонд де Термес помогал Пьеру Роже в ходе первой осады замка Кабарет. Однако именно замок Термес стал главной мишенью Монфора. Замок героически оборонялся, но испытывал нехватку воды. Остатки воды в цистерне замка испортились и покрылись водорослями. Даже когда пошел ливень и наполнил цистерны вся вода была уже заражена и в замке вспыхнула эпидемия. Защитники были истощены. Раймонд сумел тайком отправить свою семью из замка, пытался покинуть замок сам, но был схвачен и брошен в тюрьму в 1210 году, где и вскоре умер. А замок сдан почти без боя.
Падение Термеса, после Минервы, имело колоссальный резонанс в Окситании и нанесло сильный удар по духу сопротивления южан, защищающих катаров: " Когда стало известно, что Термес пал, самые сильные замки сдались без единого удара! (Guilhem de Tudèle, La Canso , Song of the Albigensian Crusade, начало XIII века). Упрямство Симона де Монфора становится легендарным, и он завоевывает репутацию непобедимого военачальника. Замки Кустоусы, Альбедуна и Пуйверта, открыли свои ворота крестоносцам.
В марте 1211 года Педро Арагонский признал Симона Монфора как виконта Безье и Каркассона и своего вассала в январе того же года произошло повторное отлучение Раймонда VI, графа Тулузы папским легатом, в апреле папа подтвердил её. Это означало, что Раймонд больше не считался крестоносцем, а его владения не защищались папой.
Аймери де Монреаль один из союзников Пьера Роже, до этого укрывавшийся в замке покидает Кабарет со своими людьми и идет на примирение с Симоном де Монфором, и уступает ему часть своих земель, покидая этот оплот сопротивления в крае. Этот шаг окончательно деморализовал защитников, так как Аймери был внутри замка и располагал информацией о легких подступах к нему. В случае если он бы передал эти сведения Монфору — взять замок, доселе неприступный было бы гораздо проще. Аймери позже ещё пожалеет о своем шаге, когда Монфор двинет свое войско на разграбление замка его сестры Героды . И Аймери, встав на её защиту, поплатится за это жизнью.
Помня о том как жестоко крестоносцы обращаются с пленными а так же трезво оценивая шансы замка выстоять ещё несколько осад без надежды на подкрепление, теперь когда Монфор может собрать гораздо большие силы, Пьер Роже решает вступить в переговоры, целью которых было сохранение жизни всем людям укрывшимся в замке включая катаров, позволив им беспрепятственно покинуть Кабарет, уйдя в безопасное место. В переговорах ему вызывается помочь его пленник , с которым за все прошедшее время его плена ему удалось установить доверительные отношения.
Пьер Роже идет на большой риск, освобождая Марли, и следует с ним и ещё несколькими верными людьми прямо в лагерь Мофора, где его могут бросить в тюрьму а потом убить как виконта Транкавэля , который фактически обменял свою жизнь на жизнь горожан Каркассона. Но Марли держит свое слово, и Пьер Роже остается жив, вступает в переговоры с лидером крестоносцев Симоном де Монфором. Монфор и его приближенные считают чудесное спасение племянника, которого давно похоронили, божьим чудом. Видя что он в добром здравии, полон сил свободен — Монфор идет на уступки и выполняет все требования Пьера, которые поддерживает так же и спасенный Марли. Кабарет передается в управление Бучарду Марли, в обмен на полную безопасность всех находящихся в нём людей. (лайсе 63-67) Помимо этого сеньорам Кабарет Пьеру и Жордину в обмен на конфискованный замок передаются у управление земли возле Безье. При условии что они оба присягнут Монфору и пообещают не вести с ним никаких боевых действий и не поддерживать повстанцев. Оба брата идут и на это. Пьер сдержал свое слово и не выступал против крестоносцев вплоть до смерти Монфора под стенами Тулузы в 1218 году.
Возврат замка и смерть
После смерти Симона Монфора и по возвращении из вынужденного изгнания графа Тулузы с сыном , Пьер Роже вновь присоединился к борьбе против крестоносцев и поддержал притязания на Каркассон младшего Трэнкавеля, сына своего бывшего сеньора. Тем не менее его брат Жордин не присоединился к файдитам , а перешел на сторону французов. 1228 он был захвачен в ходе осады обороняющейся стороной и был казнен как предатель в тюрьме Тулузы в этом же году Что заставило Жордина принять такое решение и фактически предать брата неизвестно. Возможно он руководствовался давлением данной при сдаче замка Кабаре присяги французам, а возможно сыграли роль старые обиды связанные с изменой жены Этьеннеты «волчицы» де Пеннатиер, которая опозорила открытой сексуальной связью с графом де Фуа , и родив ему внебрачного ребёнка. Таким образом граф де Фуа, один из предводителей повстанцев стал личным врагом Жордина. И Жордин выбрал сторону крестоносцев чтобы поквитаться с ним и его семьей.
В 1222 году Пьер Роже в ходе освободительной войны файдитов вернул контроль над замком Кабарет, Теперь здесь совместно правили Пьер Роже де Кабаре, его старший сын Пьер де Лоре (Lauran) и муж старшей дочери Новы — Бернар Отон де Ниор .В 1223 году в Кабаре поселился катарский епископ Пьер Изар и, по свидетельствам Раймонда Эффра, произносил там проповеди перед местным дворянством . Другие епископы будут также проживать в Кабаре, например, Арно О (Arnaud Hot) и Гиро Аби (Guiraud Abit).
1229 после подписания договора в Мо , по которой Раймунд VII предательским образом передавал все земли Транквелей, включая Кабардес и Ластур, вотчину Пьера Роже французской короне, а сам признавал себя вассалом короля , обязуясь пресечь деятельность еретиков и всех кто их поддерживает — все успехи файдитов по отвоеванию своих земель были уничтожены. В том же году замок осадили французские войска во главе с . Несколько атак на замок были отбиты, но защитники замка не располагали ресурсами для длительной обороны и потому замок скоро пал. О Пьере Роже больше не появляется никаких сведений. И по всей видимости он погиб во время осады. Однако его сыновья и жена и прочие родственники успели бежать.
Семья
О родителях Пьера Роже и его брата Жордина нет точных сведений, однако известно что они оба очень рано вступили в права наследования. И по видимому это было связано с тем что они оба очень рано осиротели. В 1191 Пьер уже дал присягу новому виконту Каркассона как полноправный владелец замка Кабарет , значит ему было на тот момент больше 14 или 14 лет , именно с этого возраста дворяне Окситании обретали право давать клятвы и управлять землями. Оба брата очень рано заключили не слишком выгодные браки. Жордин же вовсе очень скоро оставил свою жену в виду её открытой измены.
Известны ещё несколько лиц, носящих фамилия Кабарет но не упоминавшихся среди проживающих в замке. Степень их родства сложно установить так как большинство документов этого времени и церковных записей утеряно. Это Роджер де Кабарет вероятно отец двух братьев, на тот момент покойный, сеньор Монтгискард (Montgiscard) и Сент-Симон (Saint-Simon). Он был женат на даме Берангерии де Монтгискард во втором браке вероятно де Рокевиль (Bérangère de Roqueville). В дальнейшем семья Рокевиль будет всячески отрицать свое родство с сеньорами Кабаре, видимо по причине их принадлежности к «гнезду еретиков» и боязни попасть под репрессии церкви, тем самым внеся много путаницы в дальнейшее изучение истории родственных связей. Однако частота допросов представителей семьи Рокевиль инквизицией на эту тему однозначно указывает на то что родственные связи были самые близкие.
Берангерия была близкой подругой и компаньонкой графини Фуа, жены Раймунд Роже де Фуа — Филлиппы де Монкада (1170—1222) на склоне лет приняла катарское посвящение в «Совершенные» (parfaite). Она была сожжена за ересь в 1233 в Мюре по доносу её младшего сына от второго брака - Сикарда де Рокевиль. Даты её жизни позволяют датировать годы рождения её старших сыновей от первого брака — Пьера и Жордина как период конца 1170-х начала 1180-х. Что так же соотносится с возрастом старших детей Пьера.
Так же существовала сестра Роджера Беатрис (тетка братьев Кабарет) о которой упоминается единожды, в числе беженцев из Кабарет нашедших временное убежище от инквизиции в Хаутполе в 1235 году вместе с вдовой Пьера-Роже Бруниссендой — об этом факте давал показания инквизиции хозяин Хаутпола — Жан Блан де Хаутпол. В том же отрывке указывается и что в замке проживала престарелая женщина с именем Ауструга и которая так же была в числе беженцев, и имя которой имеет иудейское происхождение и было довольно распространенным в среде провансальских евреев . В архивах она называна "женщиной Роджера де Кабарет"отца братьев Пьера и Жордина (однако маловероятно что она была его женой). Что говорит об атмосфере веротерпимости в окситанском обществе, где люди разного национально происхождения и разной веры могли проживать под одной крышей, и не испытывали никаких разногласий.
Пьер Роже де Кабаре был женат на даме Бруниссенде, которая перенесла с ним все тяготы дальнейшего изгнания. О её происхождении ничего не известно, по видимому она не принадлежала к какой-либо известной семье того времени. У пары было трое детей — дочь Нова (Родилась между 1201 и 1207 и по-видимому была самой старшей из детей. Она вышла замуж за Бернарда Оттона де Ниора . Общий сын — Бертран, который уже в 1232 году принимал участие в военных операциях вместе с отцом, а значит не мог быть рожден позже 1220 года) , сын Жордин (родился между 1209 и 1215 годом), который присоединился ко второму восстанию в 1240, и так же участвовал в 1242 году в резне инквизиторов в Авиньоне, а в 1260 его имя упоминается в бумагах о передаче прав на замки Мираваль французской короне в обмен на часть доходов с церкви святого Назария в Каркассоне . и сын Пьер Лоре (Lauran) получивший имя по называнию области, которой он управлял. Он был женат на Маркисе де Гильем с 1223 года, которая после его смерти как и многие вдовы файдитов добилась реабилитации мужа . У пары был сын, называнный в честь деда — Пьер-Роже
См. также
Примечания
- Raimon de MiRAVAL. Parnasse Occitanéen. — С. 225.
- . mescladis.free.fr. Дата обращения: 26 апреля 2017. 6 декабря 2010 года.
- . ru.wiktionary.org. Дата обращения: 26 апреля 2017. 26 апреля 2017 года.
- Histoire de l'Inquisition au Moyen âge - Том 1. — С. 296.
- Paladilhe, Dominique, (1910- ...).,. . — Perrin, 1998-01-01. — ISBN 2262012911 .
- By Elaine Graham-Leigh. . — Boydell, 2005. — С. . — ISBN 1-84383-129-5 ..
- Bordonove, Georges. . — Paris: Pygmalion, 1991. — 458, [6] pages с. — ISBN 2857043597 .
- Georges Bordonove. Ibid. — С. p.182-3.
- (фр.) . fr.wikisource.org. Дата обращения: 26 апреля 2017. 27 апреля 2017 года.
- Петр Сернейский. — Гл. XXXVII.«они вывели приговоренных из замка, приготовили огромный костер и бросили в него сразу более четырехсот еретиков. По правде говоря, никого из них не надо было тащить, ибо, упорствуя в своих заблуждениях они сами с радостью бросались в пламя. Спаслись лишь три женщины, которых вывела из костра одна из аристократок, мать Бушара де Марли, чтобы вернуть их в лоно святой римской Церкви».
- (фр.) . fr.wikisource.org. Дата обращения: 26 апреля 2017. 27 апреля 2017 года.
- . — MSM, 1999-01-01. — ISBN 2907899449 .
- Гильем Тудела. Песнь о Крестовом походе против альбигойцев.
- Dominique Paladilhe. Ibid. — С. p.138-140.
- Elaine Graham-Leigh. . — Boydell Press, 2005-01-01. — 222 с. — ISBN 9781843831297 . 27 апреля 2017 года.
- Ее считают матерью признанного бастарда графа де Фуа — Луи «Волка» (Loup) де Фуа.
- Philippe Huppé. Les seigneurs de Clermont-Lodève: Du palais carolingien à la cour napolitaine, IXe-XVe siècles, Том 1. — Presses littéraires, 2007. — С. 237.
- Malcolm Barber. De Katharen. — С. 32. — ISBN 90-430-0948-2 .
- Все эти показания содержатся в Ms 609 de Toulouse, f 5 аb.
- Christopher Harper-Bill,Ruth Harvey. The Ideals and Practice of Medieval Knighthood III: Papers from the Fourth. — 9 с.
- Marie-Élise Gardel. Cabaret, histoire et archéologie d'un castrum: les fouilles du site médiéval.
- . Дата обращения: 28 августа 2017. 28 августа 2017 года.
- Prouille, France (Dominican Monastery). Cartulaire de Notre-Dame de Prouille, précédé d'une étude sur l'albigéisme languedocien aux 12e & 13e siècles (Volume 1). — 1907.
- Christopher Harper-Bill,Ruth Harvey. The Ideals and Practice of Medieval Knighthood III: Papers from the Fourth. — С. 16.
- Mike Campbell. . Behind the Name. Дата обращения: 1 сентября 2017. 1 сентября 2017 года.
- Barber. . — Pearson Education, 2004-11-27. — 324 с. — ISBN 9789043009485 . 2 сентября 2017 года.
- Marie-Elise Gardel. . — Centre de valorisation du patrimoine médiéval (CVPM), 1999-01-01. — 978 с. 2 сентября 2017 года.
- он, вероятно, умер до 1256 года, когда его жена Маркиза де Гильем попросила королевских следователей Гуй Фулкоди и его коллег вернуть конфискованное имущество мужу.
- par E. Martin,. Chronique et généalogie des Guilhem. — 1892.
Weblinks
- 2020-05-28
- 2