Абдурахим Тилешуп Откур
- 1 year ago
- 0
- 0
Магоме́дов Абдурахи́м Ома́рович ( авар. Саси́кьа МухӀа́мадил ГӀабду́рахӀим ; 15 января 1943 , Саситли , Цумадинский район — 5 ноября 2018 , Новососитли , Хасавюртовский район ) — исламский проповедник и писатель, теолог . Известен своими исламско-проповедческими книгами и брошюрами, а также как переводчик Священного Корана на аварский язык .
Магомедов Абдурахим родился в небольшом горном ауле — Саситли . В 1957 году он на отлично закончил 7 классов и поступил в махачкалинское медицинское училище. Через 3 года из-за денежной недостаточности Абдурахиму пришлось взять академический отпуск и возвратиться домой. После чего в разное время работал заведующим медпунктов сёл: Саситли , Гакко , Хварши и Сильди .
В 1963 — 1964 годах учился в Хасавюртовском профессионально-техническом училище (ныне Республиканский аграрно-инженерный колледж г. Хасавюрт ), окончив его и вернувшись в горы, вновь поступил заведующим медпункта. А в 1967 — 1968 годах работал бухгалтером-учётчиком совхоза .
В середине 1960-х у Абдурахима появился интерес к религии, из-за чего решил искать религиозные знания у разных богословов Дагестана . Приобретал религиозные знания у Сааду Алиева, Сайпудина Гаджиева, Хайбуллы Аюбова, Махмуда Исаева, Султанмухаммада Тлохского, Кудияв Магомедсайида, Сулаймана Мехельтинского .
Побывав в Сирии , в целях получения религиозных знаний, Абдурахим приступил к обучению и воспитанию детей. Он вырастил и воспитал десятерых детей .
У него училось более тридцати детей (мутаалимов), которые в будущем стали имамами и учителями. Среди учеников Абдурахима Магомедова были Мухаммад Амирхамзаев из Кеди , Тага из Миарсо и др.
В это же время Абдурахим работал над постройкой нескольких мечетей, в том числе и мечеть в родном ауле . 1978 году работая бухгалтером колхоза «Мир» в родном селе задумал отремонтировать центральную сельскую мечеть, приспособленную в годы советской власти под склад сельхозпродукции. Ремонту исподволь содействовал тогдашний председатель райисполкома .
Ещё в советское время он из-за границы вёз и Коран, и другие исламские книги. В 1980 году получил двухлетний срок по статье 162 УК РСФСР — «Занятие запрещённым промыслом», хотя должны были посадить за религиозную пропаганду. Отбывал наказание в Бакинской тюрьме. По сути, Магомедова должны были судить за религиозную пропаганду, так как в те годы Абдурахим ездил в Тбилиси, Ленинград, Баку, Москву: у «цеховиков» книги печатал — арабский и аджамский алфавиты, тафсиры Корана, переводы, толкования и т. д.
В 1984 году Абдурахим завершил смысловой перевод Корана на аварский язык, над которым он проработал 4 года. Перевод составил 3 тома и был написан с помощью аджамской графики. Абдурахим самиздатом выпустил её пятитысячным тиражом .
В 1992 — 1993 годы он был заместителем муфтия Духовного управления мусульман Дагестана , а также председателем совета ученых Дагестана (Шуры Алимов Дагестана) .
В 1994 году он возглавлял открытый в городе Хасавюрт исламский институт имени Имама Газали .
Будучи членом Шуры, ездил по районам Дагестана с исламскими проповедями. До вторжения отрядов Хаттаба и Басаева в Дагестан ездил в Чечню с целью отговорить от этого шага .
В 1999 году Магомедова вновь осудили, но уже по 282-й статье УК РФ — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Десять месяцев провёл в изоляторе. Приговор суда был подведён до фактического содержания .
В 2002 году , научившись пользоваться компьютером, он перевёл аджамский текст в кириллицу с многочисленными изменениями, сократив на 1 том (то есть получилось 2 тома). В новом виде он напечатал его 2 раза: первый раз в Дагестане , другой раз — в Сирии.
В 2005 году перевёл и выпустил знаменитую книгу имама Ан-Навави « » на аварском языке. А вместе с ним и несколько брошюрок, в дальнейшем ещё несколько книг по исламскому правоведению, которые стали полезны для тех, кто ищет знания . Погружаясь в изучение религии, Абдурахим также не забывал об общественных делах. Так он помог в открытии новой сельской администрации и общесельской мельницы.
В 2000-х годах вёл активную правозащитной деятельностью, являлся сопредседателем правозащитной организации «Гражданская альтернатива». Занимался выяснением судеб пропавших людей, в большинстве случаев по вине правоохранительных органов Чечни. 13 октября 2005 года к дому Магомедова в селе Новосаситли Хасавюртовского района подъехали две автомашины УАЗ. Из автомашин вышли люди в камуфляже с масками и без них, которые забежали в дом, спешно вывели Магомедова и уехали в неизвестном направлении. Позже выяснилось, что Магомедов содержится в Ножай-юртовском РОВД. Задержание связывалось с расследованием похищений и последующего убийства шестерых дагестанцев на территории Ножай-юртовского района Чечни на границе с Дагестаном, которое Магомедов вёл совместно с журналистами газеты Черновик .
Абдурахим Магомедов считал, что раскол среди дагестанских мусульман случился из-за незнания религии: «Мы жили в коммунистическом строе, где были совсем другие порядки. После развала Союза дагестанцам пришлось строить что-то мусульманское. У них не было религиозных знаний и опыта. Эта неграмотность привела к тому, что мусульмане друг против друга пошли — одни стали „суфистами“, а другие „ваххабистами“. Вместо того чтобы потушить огонь вражды, кто-то третий туда ещё керосин подливал. Были в этой проблеме и ошибки правительства» .
В феврале 2012 года исключён из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму .
Абдурахим Магомедов жил в селе Новососитли Хасавюртовского района. Село основано в 1964 году переселенцами из села Саситли Цумадинского района, в котором родился и долгое время жил Магомедов. В селе была проблема с мечетью, хотя там уже было «нелегальное» заведение, выполнявшее её функции. В начале 1990-х годов Абдурахим стал инициатором строительства мечети в селе. Несмотря на препятствия, устраиваемые административными работниками, мечеть была построена. Она и до сих пор остаётся главной мечетью села. Сверх этого, Абдурахим способствовал строительству в селе двух медресе и ещё одной мечети.
В 2007 году он вместе с супругой организовал женское медресе, где сегодня учатся девушки со всей России .
Умер 5 ноября 2018 года в с. Новососитли .