Антониони, Микеланджело
- 1 year ago
- 0
- 0
Микела́нджело Ро́сси (Michelangelo Rossi, прозвище итал. Michel Angelo del Violino ; 1601 /1602 — 1656 ) — итальянский композитор, скрипач, органист и певец.
Микеланджело Росси родился в Генуе, музыке обучался у дяди, Лелио Росси (1601—1638), в кафедральном соборе св. Лаврентия (Сан-Лоренцо). Около 1624 года переехал в Рим, где в 1624–29 служил музыкантом при дворе кардинала Маурисио Савойского. Там он встретился с композитором Сиджизмондо д’Индия (Sigismondo d’India), оказавшим влияние на формирование творческого почерка Росси, заметного, прежде всего, в хроматической стилистике его пятиголосных мадригалов (например, «Per non mi dir ch'io moia» и «O miseria d'amante»). По причине хроматической «дерзости» мадригалы (всего 32) при жизни Росси не печатались (сохранились в рукописях).
В 1630–32 гг. Росси служил органистом и скрипачом в римской церкви св. Людовика Французского ( Сан-Луиджи-деи-Франчези ), а также работал при дворе римского аристократа, племянника папы Урбана VIII Таддео Барберини. В этот период в стиле композитора совершился решительный поворот от «второй практики» (см. статью об Артузи ) к вошедшей в моду «монодии» с бассо континуо (т.е. музыке гомофонно-гармонического склада). Росси написал оперу (на сюжет поэмы «Освобождённый Иерусалим» Т.Тассо ) «Эрминия на Иордане» («Erminia sul Giordano», авторское обозначение жанра — «dramma musicale»). Премьера оперы состоялась во время римского карнавала 1633 г., причём композитор сам исполнял партию Аполлона. Партитура была роскошно напечатана в Риме в 1637 г.
В 1634–38 Росси служил при дворе Франческо д'Эсте в Модене , где написал ещё одну оперу под названием «Андромеда» (премьера прошла в Ферраре , в 1638; до наших дней сохранилось только либретто). По возвращении в Рим в 1639 г. продолжал писать музыку. Судя по косвенным свидетельствам, к тому времени он уже обладал репутацией признанного музыканта и был весьма обеспеченным человеком. В 1650–55 Росси жил и работал во вновь выстроенном Палаццо Памфили , где в круг его творческого общения входили композитор Дж. Дж. Капсбергер , гуманист и энциклопедист Дж. Б. Дони , литератор и путешественник Пьетро делла Валла . В этой обстановке Росси написал ещё ряд мадригалов, вероятно, заказанных Кристиной Шведской для её любовника (позже кардинала) Дечио Аццолини . Поздние мадригалы были выполнены в «устаревшей» маньеристской стилистике (как и ранние, все на пять голосов без basso continuo , с обилием хроматизмов). Притом что любовно-лирическая поэзия в мадригалах традиционно доминирует, изредка встречаются более необычные сюжеты, как, например, в мадригале «Mentre d'ampia voragine tonante» («Из широкой рокочущей бездны»), описывающем драматические впечатления поэта после извержения Везувия в 1531 г.
Из инструментальной музыки Росси сохранился только один сборник клавирной музыки «Токкаты и куранты», опубликованный (посмертно) в 1657. Наиболее известна токката № 7 d-moll (ныне исполняется как на клавесине, так и на органе), в которой достаточно банальные секвенции чередуются с невероятными «линеарными» хроматизмами.