Interested Article - Ехегис
- 2021-02-18
- 2
Ехегис ( арм. Եղեգիս ) — город в провинции Вайоц Дзор , Армения . Он имеет богатое историческое прошлое, со средневековым монастырем Зорац Кар и крепостью Смбатаберд , расположенной в окрестностях Егегиса. Название города произошло от армянского слова , что означает тростник.
Географическое положение
Административная территория общины составляет 1372 га, из которых 157 га являются собственностью граждан. Остальная часть земель находятся в общественной собственности и 36 гектаров являются государственной собственностью (пастбища, луга). Деревня расположена в Ехегнадзорском районе провинции Вайоц Дзор. Расположен примерно в 18 км от города Ехегнадзор, в 135 км от Еревана. Он расположен на склонах левого берега реки Ехегис, 1640 м над уровнем моря. В селе Ехегис есть еврейское кладбище.
Население
По данным «Сборника сведений о Кавказе» за 1880 год, в селе Алагез Шарур-Даралагезского уезда по сведениям 1873 года было 33 двора и проживало 223 азербайджанца (указаны как «татары»), которые были шиитами .
По данным Кавказского календаря на 1912 год, в селе Алагез Шарур-Даралагезского уезда проживало 524 человека, в основном азербайджанцев, указанных как «татары» .
Изменения в населении Ехегиса .
Год | 1914 | 1919 | 1959 | 1970 | 1979 | 2001 | 2004 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Резидент | 524 | 97 | 499 | 884 | 963 | 513 | 507 |
Экономика
Население занимается выращиванием табака, скотоводством и полевыми культурами. В селе есть камнеобрабатывающий завод.
Достопримечательности
В северо-западной части Ехегиса находится руины Ехегисской крепости (Смбатаберд, IX век), в восточной части расположен Св. Степанос (Зорац) (XIII век), в западной части — Св. Аствацацин (реконструированный в 1703 году), в южной части — Св. Ншан (Карапетская) (XI—XIII века), хачкары XI—XVI веков.
Кладбище в селе Ехегис
В 1996 году на территории Армении сделаны важные археологические открытия, были найдены надгробия, на которых содержались тексты на древнееврейском и арамейском языках. Найдены они были близ населенного пункта Ехегис в Вайоцдзорской области на юго-востоке страны. Подобные открытия уже имели место. Так, архимандрит о. Гарегин (Овсепян) в 1910 году обнаружил непохожий на другие надгробный камень, фотографию которого отослал известному ученому Николаю Мару . Плита представляла собой камень размером 1,4 на 0,6 м, содержащий надпись в четыре строки, которая была расшифрована профессором П. К. Коковцовым .
Niftar ha-bakhur ha-kasher he-‘anaw // mar khawaga Sharaf ’aldin ben ha-zaqen khawaga Sabay S[ofo]"T[ov] // melekh ha-kavod yanikhehu ‘im ’Abraham Yickhaq we-Ya‘aqov // We-Yeqayyem ‘al qavrato yikhyu metekha navlati yaqumun we-g[amre] shenat ATTKh
Скончался честный, праведный, смиренный юноша, // господин наш, хаваджа Шараф-эд-Дин, сын Сабая, да будет ему благой конец. // Царь Славы, да упокоит его вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом // и исполнит в отношении его погребения «оживут мертвые твои, мои трупы восстанут.» [ Ис. ] Год 1808 [селевкидской эры = 1496/1497 н. э.] .
Позже в 1912 году о кладбище в селе Ехегис появилась заметка в трудах Императорской академии наук . Предпринимались попытки изучения кладбища ещё в конце 1970-х годах, однако тогда серьёзные археологические работы не велись. Датируемые, начиная от середины XIII века , а некоторые конкретно 1337 годом, находки эти являются убедительным доказательством существования еврейской общины на территории Армении с древнейших времен до Нового времени. Громкую научную славу местное захоронение после того, как профессор из Еврейского университета в Иерусалиме заявил, что
обнаружено самое раннее в мире еврейское кладбище, уникальное тем, что на многих надгробиях сохранились надписи на иврите и арамейском .
После этого открытия был подписан трёхсторонний договор между Иерусалимским университетом, ереванским Институтом археологии и этнографии и Армянской апостольской церковью, и в 2000—2001 годах организована совместная экспедиция. В состав экспедиции помимо армянских учёных вошли профессор , археолог доктор , фотограф и доктор Гарвардского университета , а также другие учёные . В ходе работ были найдены и исследованы 12 надгробий с двадцатью надписями, которые датируются периодом с 50-х годов XIII века до начала XIV века. По форме камни не отличаются от армянских надгробий того же времени — скорее всего их делали армянские мастера, а затем на плиты наносился текст на иврите и арамейском. Согласно опубликованным сообщениям, одна из надписей на иврите с примесью арамейских выражений гласит:
Niftar Baba bar David be-khodesh Tammuz shenat aleph-taf-resh — dokhran tav lenichot nafshata
Скончался Баба, сын Давида в месяц Таммуз, год 1600 (1289 год н. э.), да упокоится его душа .
Михаил Носоновский из Бостона считает, что, если датировки памятников верны, можно говорить о существовании еврейской общины в Ехегисе не только в конце XIII века, но на протяжении более 230 лет, по крайней мере вплоть до конца XV столетия . Согласно некоторым сообщениям, надпись на стене армянской церкви близ Ехегиса гласит, что земля, на которой она установлена, была приобретена у евреев .
Галерея
-
Каньон реки Ехегис
-
Рядом с храмом Зорац
-
Древнее кладбище Ехегнис
Примечания
- . Дата обращения: 2 января 2024. 3 декабря 2023 года.
- Сборник сведений о Кавказе. — Тф. , 1880. — Т. V. — С. 68. — 343 с.
- Кавказский календарь . — Тф. , 1911. — С. 122.
- . Дата обращения: 2014 Հունիսի 12. Архивировано из 12 сентября 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 29 января 2019. 23 февраля 2020 года.
- Марр, Н. Еврейская надгробная надпись XV века в Эриванской губернии // Христианский Восток. — 1912. — Т. 1 , вып. 3 . — С. 353—354 .
- . Дата обращения: 29 января 2019. 23 июля 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 29 января 2019. 29 января 2019 года.
- . Дата обращения: 29 января 2019. Архивировано из 15 марта 2012 года.
- 2021-02-18
- 2