Мистификация
- 1 year ago
- 0
- 0
Мистифика́ция — намеренная попытка введения людей (читателей, зрителей, слушателей, покупателей и т. д.) в заблуждение .
Понятие, в основном, относится к области искусства и не предполагает нанесения обманным путём морального или имущественного вреда; последнее называют мошенничеством .
Литературная мистификация — произведение, приписываемое действительным автором автору иному (реальному писателю, вымышленному лицу, лицу действительному, но не написавшему его) или выдаваемое за произведение «народного творчества». Мистификация по природе своей является орудием литературной полемики и политической сатиры, часто использующей пародию . Однако ряд мистификаций, задуманных несомненно как пародические, в литературной практике воспринимались как произведения «серьёзные» («Театр Клары Газуль» и « Гузла » Мериме , в которых пародируется «местный колорит» романтиков).
Наиболее известный пример литературной мистификации — «Поэмы Оссиана », которые выдавались за древнешотландскую (гэльскую) поэзию, в действительности написанные в середине XVIII века шотландцем Джеймсом Макферсоном . Другой известный пример — сборник якобы античной поэзии « Песни Билитис » ( фр. Les Chansons de Bilitis ; издан в Париже в 1894 году), в действительности написанной французом Пьером Луи . Примеры мистификаций в русской литературе — Козьма Прутков , Черубина де Габриак , Рустам Святославович Кац .
Музыкальная мистификация — сочинение, приписываемое композитором иному, «малоизвестному» композитору, либо подаваемое как «сенсационно обнаруженное» сочинение «знаменитого» композитора. Первой громкой музыкальной мистификацией стала ода Пиндара , якобы обнаруженная Афанасием Кирхером во время его путешествия в 1637-38 гг. по Сицилии. Ода Пиндара, опубликованная в его (огромном) трактате «Универсальная музургия» (1650), долгое время считалась наиболее древним дошедшим до наших дней музыкальным произведением . Филолог А. Ром (1932) впервые обратил внимание на ошибки и опечатки в передаче греческого текста оды у Кирхера. Он установил, что они в точности воспроизводят текст издания стихов (без нот) Пиндара, выполненного Эразмом Шмидом в 1616 году. Видимо, это издание и послужило основой музыкальной мистификации, а вовсе не «сенсационная сицилийская находка», как это подавал Кирхер. Массовый характер музыкальные мистификации приобрели в XX веке.
Примеры музыкальных мистификаций:
Нередки случаи, когда музыкальные сочинения-мистификации исполняли и записывали на грампластинку известные музыканты (дирижёры С. А. Кусевицкий , Е. А. Мравинский , Г. фон Караян , альтисты У. Примроуз , Р. Б. Баршай и Ю. А. Башмет , скрипачи И. Менухин , Д. Ф. Ойстрах , виолончелист М. Л. Ростропович и др.), выдавая их за шедевры старинной и классической музыки.
См. также список музыкальных мистификаций .
Три песни Аллы Пугачёвой на вышедшем в мае 1978 года её первом сольном студийном альбоме « Зеркало души » были включены под псевдонимом Борис Горбонос .
В кинематографе существует жанр, определяемый английским термином mockumentary (мокьюментари, псевдодокументалистика ), представляющий собой мистификацию, преподнесённую в форме документального фильма. Вся разница между документальным фильмом и мокьюментари в том, что предмет мокьюментари вымышленный, а документального фильма — настоящий. Яркий пример — фильм « Первые на Луне ».
Маркетинговый ход, основанный на некой сенсации, которая в итоге оказывается весьма слабо связана с самим продвигаемым продуктом. Мистификация, как правило, является прелюдией к презентации самого продукта и существует в обществе некоторое время без привязки к нему. Основа такой мистификации — вирусная реклама , которая распространяется без участия рекламодателя и специализированных агентств. Её назначение — вызвать интерес, заинтриговать, создать резонанс.
К примеру, маркетинговая мистификация стала основой и для развития проекта «Американское сало». Пассажиры московского метро, насмотревшись под землёй на плакаты в стиле Энди Уорхола с банками американского сала, пошли искать ответ на вопрос «Что это?!» в сеть. Газета «КоммерсантЪ» напечатала статью о политической акции к выборам президента Украины. Также статья нашла горячий отклик в блогосфере. Поэтому, когда в сети появилась информация о презентации арт-проекта «Явление американского сала», акцию уже ждал успех. 26 марта основная интрига проекта была раскрыта: оказалось, что «Американское сало» — это книга, написанная профессиональным технологом массовых коммуникаций. [ источник не указан 3282 дня ]
В 2018–2019 годах новостные агентства, родители и общеобразовательные учреждения по всему миру распространяли панические статьи и слухи о некоей Момо как об онлайн-демоне, побуждающем детей через службу текстовых сообщений WhatsApp наносить себе ущерб. Утверждалось, что челлендж Момо требовал включать газовые плиты на кухне, принимать какие-то таблетки и втыкать ножи в розетки. Спектр требований варьировался от указания ребёнку просыпаться посреди ночи до членовредительства и даже самоубийства . Распространились слухи, будто образы Момо также присутствуют в видеороликах на YouTube , в мультфильме « Свинка Пеппа » и в игре « Minecraft ». Утверждалось, детям велено держать Момо и требуемые от её имени опасные испытания в секрете от своих родителей. Якобы Момо в противном случае причинит вред и взрослым членам семьи . Большую статью «Челлендж Момо: исследование появления крупной демонической мистификации в Интернете» (2021) в научном журнале « » посвятила феномену Момо преподаватель Сиднейского университета Зои Олдертон. Она писала, что с самого появления Момо многие эксперты понимали: Момо — мистификация, а не реальная угроза .
Мистификация в научной среде может производиться для личного обогащения или получения славы. Так, по-видимому, появился « Пилтдаунский человек » — якобы неизвестного звена между обезьяной и человеком. Его автором, скорее всего, был Чарльз Доусон , сфабриковавший почти 40 окаменелостей.
Иногда целью научной мистификации является розыгрыш или критика науки и её институтов. Дабы обратить внимание широкой общественности на низкий уровень рецензирования в российских научных журналах, коллектив научно-популярного издания Троицкий вариант — Наука подал к публикации статью « Корчеватель », написанную автоматическим генератором текстов. После получения положительной рецензии и выхода статьи в журнале, организаторы сознались в подлоге, спровоцировав обсуждение беспокоившей их проблемы.