Хрисанф (Клементьев)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хриса́нф Мади́тский , Хрисанф из Мадита ( греч. Χρύσανθος ὁ ἐκ Μαδύτων, Χρύσανθος ὁ ἐκ Μαδύτου ; англ. Chrysanthos of Madytos ; около 1770 — 1846, Бурса ) — греческий учёный музыкант, педагог, священнослужитель. Совместно с и (так называемые «три дидаскала») реформировал нотацию византийской церковной музыки и заложил основы её понимания в XIX—XX веках.
Родился в Мадите (Южная Фракия, ныне турецкий город Эджеабат ) около 1770 года. Изучал греческое церковное пение в Константинополе у Петроса Византийского (Petros Byzantios, ум. 1808). Был также хорошо осведомлён в арабской и оттоманской традиционной музыке, знал латынь и французский . За реформаторскую деятельность был сослан в родной Мадит, но при содействии благоволившего ему митрополита Мелетия Гераклийского (1794–1821) в 1814 году вернулся в Константинополь, познакомился с Хурмузием и Григорием и вместе с ними продолжил работу по реформированию церковной музыки. В 1819 году возведён в сан архиепископа Диррахия ( др.-греч. Δυρράχιον ) в Эпире, где жил до 1833 года. С 1836 года до конца жизни — митрополит Прусы ( др.-греч. Προύσα ) в Вифинии.
Хрисанф — автор труда о музыке, оказавшего значительное влияние на теорию и практику греческого («неовизантийского») церковного пения в XIX—XX веках:
Целью реформы Хрисанфа было упрощение византийской невменной нотации , которая к началу XIX века воспринималась как исключительно сложная, доступная лишь высоко профессиональным певчим. Он предложил собственную разновидность сольмизации , с использованием первых семи букв греческого алфавита: Π α Β ου Γ α Δ ι Κ ε Ζ ω Ν η (слоги соответствуют ступеням звукоряда DEFGAHC). Кроме того, Хрисанф предложил новую систематику восьми гласов на основе трёх родов мелоса — диатоники, хроматики и энармоники, описал возможные переходы ( метаболы ) по роду. Всё с той же целью упрощения Хрисанф пересмотрел церковные распевы XIV-XV веков, заменив оригинальные призна́ки (cheironomiai, нотировались красным цветом под «обычными» чёрными невмами) понятными звуковысотными «позициями» (theseis). Благодаря этому обширный репертуар византийской монодии стал доступен обычным певчим, не умудрённым в тонкостях средневизантийской нотации.
Хрисанфу принадлежит также (более ранний) труд, который рассматривается как подход к «Большому теоретикону»: