Interested Article - Коренев, Иоанникий Трофимович
- 2021-04-04
- 1
Иоанникий Трофимович Коренев (другие варианты написания имени: Иоанн , Аникий ; ум. не позднее 30 мая ( 9 июня ) 1681 ) — русский теоретик музыки , автор первого в русской истории музыкально-эстетического трактата «Мусикия» .
Биография
Сведений о жизни Коренева сохранилось очень немного. Известно, что он служил дьячком , чтецом и дьяконом в Сретенском соборе Московского Кремля . Кроме того, священнослужитель поддерживал личное знакомство с композитором Николаем Дилецким , который в начале 1680-х годов жил в его доме . Умер не позднее 30 мая ( 9 июня ) 1681 года: на титульном листе рукописного сборника, помеченного этим днём и включающего третью редакцию «Мусикии» и «Мусикийскую грамматику» Дилецкого, о Кореневе говорится в прошедшем времени .
Теоретические взгляды
Коренев известен как автор первого в русской истории музыкально-эстетического трактата «Мусикия» (1-я ред., под названием «О пении божественном»: 1671 ; 2-я ред: 1679 ; 3-я ред.: не позднее мая 1681 ). В этом труде музыка характеризуется как «согласное художество и преизящное гласовом разделение» — гармоническое искусство и художественное разделение звуков, «вторая философия и грамматика» . В отличие от ряда средневековых теоретиков (таких как Боэций , Маркетто Падуанский ) Коренев не считает музыку наукой о соотношениях, количествах, мере, не относит её к небесным явлениям, но усматривает в ней единство искусства и человеческого знания, оперирующее консонансами и диссонансами и подчинённое законам «преизящного». Исходя из этого, автор подвергает суровой критике строчное пение , которое представлялось ему употреблением «мусикии» во зло, и противопоставляет ему пение партесное . Кроме того, в работе Коренева сделана попытка проследить эволюцию музыкального письма: теоретик приводит образцы греческих невм , римских «долинейных» и линейных нот, а также древнерусских крюков, стремясь продемонстрировать преемственность в развитии нотации и музыкального мышления трёх народов .
Трактат Коренева некоторое время существовал как самостоятельное произведение и включался в списки без указания автора. В 1679 году этот труд был присоединён к «Мусикийской грамматике» Дилецкого в качестве вводной части. В таком виде он и был опубликован в 1910 году под редакцией С. В. Смоленского .
Примечания
Комментарии
- Отдельные музыковеды XIX — XX веков считали, что Коренев являлся ещё и композитором . Однако изыскания современных исследователей показали, что Иоанникий Трофимович музыку не сочинял .
Ссылки
- ↑ .
- ↑ , с. 408.
- ↑ .
- ↑ , с. 47.
- ↑ .
- ↑ , с. 202.
- ↑ , с. 329.
- ↑ , с. 203.
- ↑ , с. 1.
- , с. 11.
- , с. 207—208.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XVI (31) : Конкорд — Коялович. — 480 с.
- Коренев, Иоанникий (Аникий) Трофимович // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1974.
- П. // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
- Преображенский А. В. // Русская музыкальная газета . — 1897. — № 3.
- Преображенский А. В. . — Л. : Academia, 1924. — 123 с. — (Русская музыка).
- Протопопов В. В. // Русская мысль о музыке в XVII веке / В. В. Протопопов. — М. : Музыка , 1989. — 94+2 с. — 4000 экз.
- Смоленский С. В. . — СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1910. — 174 с.
- Финдейзен Н. Ф. // Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. — М. — Л. : Госиздат, Музсектор, 1928. — Т. 1/3. — С. 325—336. — 364 с.
- Холопов Ю. Н. и др. // Музыкально-теоретические системы. — М. : ИД «Композитор», 2006. — С. 192—226. — 632 с.
Ссылки
- 2021-04-04
- 1